ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
География синтезирует многие компоненты общественно-научного и естественно-научного знания.
Вследствие этого содержание разных разделов курса географии, насыщенное экологическими,
этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает
учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в
целом. В этом проявляется образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель обучения географии - сформировать у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) умение использовать географические знания и умения в повседневной
жизни для объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических
процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социальноэкономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной
деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических
объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических
умений и приемов использования географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической
среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий.
Содержание учебного предмета "География" позволяет формировать широкий спектр видов учебной
деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать,
давать определения понятиям.
В соответствии с требованиями Стандарта предметом оценки освоения обучающимися АООП должно
быть достижение обучающимися предметных и личностных результатов, которые применительно к
изучению географии должны быть представлены в тематическом планировании в виде конкретных учебных
действий.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОГРАФИЯ»
Преподавание географии должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального
развития учащихся. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об
окружающем мире, позволяет увидеть природные явления и социально-экономические процессы во
взаимосвязи.
Основные задачи современного школьного курса географии – дать элементарные, но научные и
систематические сведения о природе, населении, хозяйстве своего края, России и зарубежных стран,
показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных
народов, помочьусвоить правила поведения в природе.
Основная цель обучения географии детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для
максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих
усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение данной цели в процессе обучения биологии предусматривает решение следующих
основных задач, определенных АООП:
–
3
овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных
компетенций;
–
формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие
ихличности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,
интеллектуальное,физическое), в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно- нравственными и социокультурными
ценностями;
–
достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с
легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
–
формирование представлений о географии, и ее роли в понимании природныхи
социально- экономических процессов и их взаимосвязей;
– формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и
отдельных стран.
– формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
– формирование умений и навыков использования географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям
территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф
– овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования географической
карты для получения
географической информации;
–
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и
антропогенных воздействий.
Обучение географии носит предметно-практическую направленность, тесно связано с
жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными
предметами.
В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года
обучения.
Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии, который, как
показывает опыт, доступен большинству школьников.
География дает благодатный материал для патриотического, интернационального,
эстетического и экологического воспитания учащихся, помогает знакомить их с миром
профессий, распространенных в своем регионе. Программа составлена с учетом
психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития.
Географический материал в силу своего содержания обладает значительными
возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с
нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать
изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с
символическими пособиями, каким является географическая карта, учит
абстрагироваться,
развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках географии
расширяет лексический запас детей со
сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин,
обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с
естествознанием, историей, русским языком, математикой, изобразительным искусством,
черчением, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также
предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и
«Природоведение».
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. В этой связи предусмотрены возможности выполнения
некоторых заданий с помощью учителя. Минимальный уровень является обязательным
для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение географии в 6-9 классах выделяется 272 ч. В 6 классе — 68 ч(2 ч в
неделю, 34 учебные недели). В 7 классе — 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные
недели). В 8 классе — 68 (2 ч в неделю, 34 учебные недели). В 9 классе — 68 (2 ч в неделю,
34 учебные недели).
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Планируемые личностные результаты
.1. Начальный курс физической географии.
Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о
своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования
им.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы.
Понятие о
землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота
и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы.
Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб
карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля - планета. Освоение
космоса.
Глобус - модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и
материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни
на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их
изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и
моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России.
Формы поверхности России. Горы России. Реки и озера России.
2. География
России.
Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте
мира.
Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова
и полуострова. Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в
разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность
населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и
пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
3. География материков и океанов.
Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный
Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое
положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа
материка, население и государства.
4. Государства Евразии.
Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная
Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия.
Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые
и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов.
Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи,
традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского
хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края.
Планируемые предметные результаты
Минимальный уровень
Достаточный уровень
представление об особенностях природы,
применение
элементарных
практических
жизни, культуры и хозяйственной деятельности умений и приемов работы с географической картой
людей, экологических проблемах России, разных для получения географической информации;
материков и отдельных стран;
ведение наблюдений за объектами, процессами
владение приемами элементарного чтения и явлениями географической среды, оценка их
географической карты: декодирование условных
изменения в результате природных и антропогенных
знаков карты; определение направлений на карте; воздействий;
определение расстояний по карте при помощи
нахождение в различных источниках и анализ
масштаба; умение описывать географический объект
географической
информации;
по карте;
применение приборов и инструментов для
выделение, описание и объяснение
существенных признаков географических объектов и определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы;
явлений;
сравнение географических объектов, фактов,
явлений, событий по заданным критериям;
использование географических знаний в
повседневной жизни для объяснения явлений и
процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в
случаях стихийных бедствий и техногенных
катастроф.
называние и показ на иллюстрациях изученных
культурных и исторических памятников своего
родного края.
6
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
6
класс
Начальный курс физической географии (68 ч)
Введение (5 ч)
География-наука оприроде Земли, населении и его хозяйственной деятельности.
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компонент температура,
облачность, давление воздуха, ветер, атмосферные осадки. Опасные природные
явления в атмосфере, меры предосторожности.
Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения
запаса
элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков,
полученных в 1-5 классах.
Ориентирование на местности (5 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Компас и правила пользованияим.
Ориентирование.
Определение основных направлений по Солнцу, звездам, местным признакам и
природным объектам. Экскурсия для закрепления понятий о горизонтеи об основных
направлениях.
Формы поверхности Земли (4)
Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности. Рельеф местности,
его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы. Овраги, их
образование. Горы. Понятия о
землетрясениях и извержениях вулканов.
Вода на Земле (10 ч)
Значение воды для жизни на Земле. Круговорот воды в природе. Родник,
егообразование. Колодец, водопровод, река, ее части. Горные и равнинные реки,
использование рек. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.Болота, их
осушение. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы, цунами. Острова и
полуострова, Водоемы в нашей местности. Охрана воды отзагрязнения.
План и карта (9 ч)
Рисунок и план предмета. Масштаб, измерение расстояний и их изображение наплане по
масштабу. Использование плана в практической деятельности человека. План класса.
План школьного участка. Условные знаки плана местности. План и географическая карта.
Основные направления на карте.
Масштаб карты. Условные цвета физической карты. Условные знаки физической
карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.). Физическая карта России.
Значение географической карты в жизни и деятельности людей.
Земной шар (14 ч)
Краткие сведения о Земле, солнце, луне. Планеты. Земля - планета.
Доказательства шарообразности Земли. Освоение космоса. Глобус - модель
земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и
воды на глобусе. Физическая карта полушарий. Распределение воды и суши на
Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте
полушарий (Евразия,
Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида). Первые
кругосветные
путешествия(Магеллан, Крузенштерн, Лисянский). Значение Солнца для жизни на Земле.
Различие в
освещении и нагревании Солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и
скользящие солнечные лучи). Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные
типы климата. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на
7
глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса.
Природа умеренных и полярных поясов.
Карта России (19 ч)
Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте нашей страны,
Столица России - Москва, Границы России. Сухопутные границы на западе и юге,
морские границы. Океаны и моря,
омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова России. Работа с контурными картами.
Рельеф нашей страны. Низменности,
возвышенности, плоскогорья. Работа с контурными картами. Горы: Урал, Северный
Кавказ, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
(каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа). Работа с
контурными картами.
Река Волга. Реки: Дон, Днепр, Урал. Реки Сибири: Обь, Енисей. Реки Лена и Амур.
Озера Ладожское, Онежское, Байкал. Крупные города России (по выбору учителя).
Работа с контурными картами. Наш край на физической карте России.Повторение
начального курса физической географии (2 ч)
Наша страна. Москва - столица нашей Родины. Города. Наша местность. Вода, полезные
ископаемые.
6 класс География
России (68 ч)
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 часов)
Географическое положение России на карте мира. Европейская и азиатская
части России. Административное деление России. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые, их
основные месторождения. Климат России. Водные ресурсы России, их использование.
Население России. Народы России. Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли.
Сельское хозяйство, его отрасли.
Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России.
Природные зоны России (56 ч)
Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России (2 Ч)
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте. Климат. Растительный и животный мир. Население и его
основные занятия. Северный морской путь.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Водоемы тундры.
Растительный мир.
Животный мир
тундры. Хозяйство. Население и
его
основные занятия. Города:
Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута,
Норильск,
Анадырь. Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры.
Лесная зона (18 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Реки,
озера,каналы. Растительный мир. Хвойные леса (тайга ). Смешанные и
лиственные леса.
Животный мир. Пушные звери. Значение леса. Промышленность и сельскоехозяйство
лесной зоны.
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России. Города Центральной
России. Особенности развития хозяйства Северо- Западной России. Города СевероЗападной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград.
Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток. Заповедники и заказники
лесной зоны. Охрана леса. Обобщающий урок по лесной зоне.
Зона степей ( 8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Реки. Растительный мир. Животный
м
8
ХозяйствоНаселение и его основные занятия. Города лесостепной и степной зон:
Воронеж, Курск, Оренбург, Омск. Города степнойзоны: Самара, Саратов, Волгоград,
Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар.Охрана природы зоны степей.
Зона полупустынь и пустынь (7 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Реки. Растительный мир.
Животный мир. Хозяйство. Население и его основные занятия. Городазоны полупустынь
и пустынь.
Зона субтропиков (3 ч)
Положение на карте. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Городакурорты Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск.Города южного берега
Крыма (Ялта, Алупка, Алушта, Судак и Коктебель).
Высотная поясность в горах (5 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Особенности природы и
хозяйства
Северного Кавказа. Города и экологические проблемы Урала. Алтайские горы.
Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города.
Обобщающий урок по географии России ( 1 ч)
Почвы, полезные ископаемые, использование воды в промышленности и сельском
хозяйстве, охранавод. Городанашей Родины
Введение (1 ч)
7 класс
География материков и океанов (68 ч)
Что изучают в курсе географии материков и океанов. Материки и части света наглобусеи
карте.
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан.
Индийскийокеан. Современное изучение Мирового океана.
Материки и части светаАфрика (12 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
Природные зоны. Растительный мир тропических лесов. Животный миртропических
лесов.
Растительный мир саванн. Животный мир саванн. Растительный и животный мир
пустынь. Население и государства. (Государства по выбору учителя: Египет, Эфиопия,
Танзания, Демократическая республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская
республика (ЮАР) или другие,), Обобщающий урок.
Австралия (8 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. Растительный
мир. Животный мир. Население. Австралийский Союз. Океания.Остров Новая Гвинея.
Обобщающий урок.
Антарктида(6 ч)
Географическое положение. Антарктика. Открытие Антарктиды русскими
мореплавателями. Разнообразие рельефа, климат. Растительный и животный мир
Антарктиды. Охрана природы, современные исследования Антарктиды.
Обобщающий урок. Америка (22ч)
Открытие Америки (1
ч) Северная Америка
(9 ч)
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера. Растительный и
животный мир. Население и государства. Соединенные Штаты Америки. Канада.
Мексика. Куба (по выборуучителя).
Обобщающий урок.
Южная Америка (12 ч)
9
Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. Реки и озера.
Растительный мир тропических лесов. Животный мир тропических лесов.
Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. Животный мир саванн,
степей, полупустынь, гор. Население и государства: Бразилия, Аргентина, Перу или
другие по выбору учителя. Обобщающий урок. Часть света - Америка.
Евразия (13 ч)
Географическое положение. Очертания берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и
Атлантического океанов. Острова и полуострова. Очертания берегов. Моря Тихого и
Индийского океанов. Острова и полуострова. Разнообразие рельефа. Полезные
ископаемые Европы. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии.
Климат Евразии. Реки и озера Европы. Реки и озера Азии. Растительный иживотный
мир Европы. Растительный и животный мир Азии. НаселениеЕвразии. Культура и быт
народов Европы и Азии.
Обобщающий урок. Евразия.
Обобщающий урок. География материков и океанов. 8 класс (1 ч)
Рациональное использование почв, полезных ископаемых, охрана водоемов;растения и
животные, занесенные в Красную книгу.
7 класс
География материков и океанов (Часть 2) (68 ч)
Государства Евразии (51 ч)
Политическая карта Евразии (1 ч)
Европа(24ч) Западная Европа
Великобритания(Соединенное Королевство
Великобритании
и
СевернойИрландии).
Франция
(Французская
Республика).
Германия
(Федеративная
РеспубликаГермания). Австрия (Австрийская Республика). Швейцария
Швейцарская Конфедерация).
Южная Европа
Испания. Португалия
(Португальская
Республика).Италия(ИтальянскаяРеспублика). Греция (Греческая
Республика).
Северная Европа
Норвегия
(Королевство
Норвегия).
Швеция
(Королевство
Швеция).
Финляндия(Финляндская Республика).
Восточная Европа
Польша (Республика Польша). Чехия (Чешская Республика). Словакия (Словацкая
Республика). Венгрия (Венгерская Республика). Румыния (Республика Румыния).
Болгария (Республика Болгария). Сербия и
Черногория. Эстония (Эстонская Республика). Латвия (Латвийская Республика). Литва
(Литовская Республика). Республика Беларусь. Украина. Молдавия (РеспубликаМолдова).
Азия(21час) Центральная Азия
Казахстан (Республика Казахстан). Узбекистан (Республика Узбекистан).
Туркменистан.
Киргизия
(Кыргызская
Республика).
Таджикистан
(РеспубликаТаджикистан).
Юго-Западная Азия
Грузия. Азербайджан (Азербайджанская Республика). Армения (Республика Армения).
Турция (Турецкая Республика). Ирак (Республика Ирак). Иран (Исламская Республика
Иран). Афганистан (Исламская Республика Афганистан).
Южная Азия
Индия (Республика Индия).
Восточная Азия
Китай (Китайская
Народная
Республика). Монголия.
Корея
(КорейскаяНародно- Демократическая Республика и Республика Корея).
10
Япония.
Юго-Восточная Азия
Таиланд (Королевство Таиланд). Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам).
Индонезия (Республика Индонезия) или другие государства по выборуучителя.
Россия (повторение) (5 ч)
Границы России. Россия (Российская Федерация) - крупнейшее государствоЕвразии.
Административное деление России. Столица, крупные города России. Обобщающий урок
по России.Обобщающий урок. Географии материков и океанов. 8-9 классы (1 ч)
Образование Российской империи.
Свой край (15 часов)
История возникновения нашего края. Географическое положение. Границы. Рельеф.
Климат.
Предсказание погоды по местным признакам. Народные приметы. Полезные ископаемые
и почвы. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов.
Растительный мир (деревья, кустарники, травы, цветочно-декоративные растения, грибы,
орехи, ягоды, лекарственные растения).
Красная книга. Охрана растительного мира. Животный мир нашей местности. (Хищные и
травоядные, дикие и сельскохозяйственные животные, птицы, рыбы, земноводные,
насекомые). Вред природе, наносимый браконьерами. Красная книга. Охрана животных.
Помощь зимующим птицам. Заповедники, заказники. Население нашего края (области).
Национальный состав. Обычаи, традиции, костюмы, фольклорные песни и танцы,
национальная кухня. Промышленность. Ближайшие промышленные
предприятия, где могут работать выпускники школы. Сельское хозяйство (специализация:
растениеводство, животноводство, бахчеводство и т.п.). Транспорт (наземный,
железнодорожный, авиационный, речной). Архитектурно-исторические и культурные
памятники нашего края. Наш город (поселок, деревня). Обобщающий урок «Моя малая
Родина».
Обобщающий урок по курсу «География» (1 ч)
Сезонные изменения в природе
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ
ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
6 класс.
Начальный курс физической географии (68 ч)
Тема
№ п/п
Введение (5 ч)
Что изучает география
1
2
3
4
5
Виды деятельности
Знакомство с новым учебником,
тетрадью на печатной основе,
приложением
к
учебнику
Наблюдения за изменениями высоты Солнца и (атласом)
погоды
Заполнение календаря погоды
(классного,
Явления природы
Географические сведения о вашей местности и индивидуального),
выполнение заданий в тетради
труде населения
Географические сведения о вашей местности и на печатной основе
Выполнение
зарисовок,
труде населения
упражнений в тетради на
печатной
основе
после
наблюдений, проведенных во
время
экскурсии
11
Ориентирование на местности (4 ч)
Горизонт. Линия горизонта.
6
7
Стороны горизонта
8.
9.
Компас и правила пользования им
Ориентирование по местным признакам природы
Формы поверхности Земли (3)
Равнины, холмы
10.
11.
12.
Овраги, их образование
Горы.
Землетрясения.
вулканов
Извержения
Рисунок
линии
горизонта,
вычерчивание схемы сторон
горизонта.
Определение сторон горизонта в
классе,
школьном
холле,
на
пришкольном участке
Изготовление макета равнины,
холма из пластилина, зарисовка
равнины,
выполнение схемы строения
холма.
Зарисовки
местности,
составление устного рассказа
о поверхности родного края
Вода на Земле (10 ч)
Вода в природе
Растворение морской соли в
13.
воде и
Родник, его образование
14.
сравнение ее по вкусу с пресной
Колодец, водопровод
15.
водой, выполнение упражнений
Части реки. Горные и равнинные реки
16.
в тетради на печатной основе.
Как
люди
используют
реки
17.
Составление
рассказа
по
иллюстрации
в
учебнике
на
Озера. Водохранилища. Пруды
18.
тему
«Как
устроен
колодец»,
Болота, их осушение
19.
выполнение макета колодца,
Океаны и моря
20.
выполнение зарисовки схемы
Острова и полуострова
21.
колодца.
Водоемы в вашей местности. Охрана вод от Составление
рассказа
по
22.
опорным словам на тему «Как
загрязнения
люди используют реки?»
Подбор иллюстраций на тему
«Обитатели морей и океанов»,
выполнение
упражнений
в
тетради.
Оформление альбома «Вода на
Земле»,
План и карта (10ч)
Рисунок и план предмета
Вычерчивание простейших
23.
планов.
Выполнение
План и масштаб.
24.
упражнений в рабочей
План класса
25.
тетради,
изготовление
План школьного участка
26.
таблицы условных знаков
плана
местности.
Условные знаки плана местности
27.
Изготовление
таблицы
План и географическая карта
28.
условных
цветов
Условные цвета физической карты
29.
физической карты.
Условные знаки физической карты
30.
Изготовление
таблицы
условных
Физическая
карта
России.
31.
знаков физической
карты.
Прикрепление к настенной
12
карте
иллюстративного
Значение
географической карты в жизни и деятельности материала к
соответствующему
людей
условному цвету или знаку.
Прикрепление к настенной карте
табличек с названиями
сторон горизонта.
Земной шар (14 ч)
32.
Выполнение
упражнений в рабочей
тетради,
показ
с
помощью
теллурия
движения Земли.
36.
Показ на глобусе
полюсов,
линии
экватора.
Глобус - модель Земного шара. Земная ось, Показ на физической карте
37.
экватор, полюса.
полушарий
полюсов,
линии экватора, материков,
океанов.
Физическая карта полушарий.
38.
Выполнение
заданий
в
Распределение воды и суши на Земле
контурной карте, показ на
Океаны на глобусе и карте полушарий
39.
физической карте полушарий
Практическая работа «Описание океана по полюсов,
40.
линии
экватора,
плану»
океанов
(при
показе
Материки на глобусе и карте полушарий обучающиеся называют
41
(Евразия, Африка, Северная Америка, Южная демонстрируемый
объект).
Америка, Австралия,
Составление рассказа об океане
Антарктида)
по плану.
Практическая работа «Описание материка по показ на физической карте
42
плану»
полушарий полюсов, линии
экватора, океанов, материков
(при
показе
обучающиеся
Первые кругосветные путешествия
43
называют
демонстрируемый
Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в объект).
44
освещении
нагревании
Солнцем
земной Составление
рассказа
о
поверхности
материке по плану. Показ на
физической карте полушарий
Понятие о климате, его отличие от погоды.
45
маршрута
кругосветных
Основные типы климата
Пояса освещенности: жаркие, умеренные, путешествий.
46
холодные. Изображение их на глобусе и карте Составление рассказа о первом
кругосветном путешествии Ф.
полушарий
Магеллана с опорой на текст
Природа тропического пояса
47
учебной статьи.
Природа умеренных и полярных поясов
48
Составление устного рассказа
об
одном
из
поясов
освещенности с опорой на
таблицу в тетради.
Прикрепление контуров или
иллюстраций представителей
растительного и
животного
мира
тропического пояса к
настенной карте.
Карта России (19 ч)
33.
34.
35.
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
Планеты
Земля - планета. Доказательства
шарообразности Земли
Освоение космоса
13
Составление
описания
географического
положения
России (с опорой на план в
учебнике),
выполнение
Столица России - Москва
50
Границы России. Сухопутные границы на западе и упражнений в тетради.
51
Составление
рассказа
о
юге
московских
Морские границы. Океаны и моря, омывающие
52
берега России. Моря Северного Ледовитого океана достопримечательностях.
Нанесение
морских
границ
РФ
на
Моря Тихого и Атлантического океанов
53
контурную карту, названий
Острова и полуострова России
54
морей Тихого и Атлантического
Рельеф
нашей
страны.
Низменности,
55
океанов, названий крупных
возвышенности, плоскогорья
городов- портов.
Горы: Урал, Северный Кавказ, Алтай, Саяны, Выполнение упражнений в
56
тетради, показ морских границ,
Крымские
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых морей Тихого и Атлантического
57
океанов на физической карте
Работа с контурными картами
РФ,
составление
описания
58
одного из
Река Волга с Окой и Камой
59
морей
Тихого
или
Реки: Дон, Днепр, Урал
60
Атлантического
океанов
с
опорой на план.
Нанесение на контурную карту
названий
крупных равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивание
(штриховка)
указанных
географических
объектов.
Показ объектов на настенной
карте. Выполнение упражнений
в тетради,
Реки Сибири: Обь, Енисей
опорой на план. На контурной
61
карте подписать Обь, Енисей.
Реки Лена и Амур
62
Сравнить
по
рисунку
в
63
Озера Ладожское, Онежское, Байкал
учебнике. Протяженность Оби и
Крупные города России
64
Енисея. Показать изучаемые
Работа с контурными картами
65
реки на настенной карте.
Составление описания Волги с
Наш край на физической карте России
66
опорой на план. На контурной
карте подписать Волгу, ее
притоки, обозначить ГЭС.
Показ изучаемых рек на
настенной карте
Повторение начального курса физической географии (2 ч)
Повторение начального курса физической Выполнение заданий в тетради,
67
географии
проведение
географической
географического
Повторение начального курса физической викторины,
68
марафона и т.п.
географии
49
Географическое положение России на карте.
7 класс.
География России (68 ч)
№
п/п
Тема
Виды деятельности
Особенности природы и хозяйства России (общая характеристика) (11 14
часов)
Географическое положение России на карте мира Повторить условные обозначения
1.
морских и сухопутных границ,
государственные
Европейская и азиатская части России
2.
символы РФ.
Административное деление России
3.
Познакомить с названиями
Разнообразие рельефа
4
экономических
районов
Полезные ископаемые, их основные
5.
Европейской
и
азиатской
месторождения
частей РФ.
Климат России
6.
Выполнение
упражнений
в
Водные ресурсы России, их использование
тетради.
7.
Показывание на карте «Строения
земной коры»ее подвижные,
Население России. Народы России.
8.
Промышленность - основа хозяйства, ее отрасли устойчивые и активизированные
9.
участки, плиты
литосферы,
платформы,
Сельское хозяйство, его отрасли
10.
складчатости,
Транспорт.
Экономическое
развитие
11.
сейсмические пояса.
Европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России (56 ч)
Введение (2ч)
Размещение природных зон на
12.
территории России
Карта природных зон России
13.
Зона арктических пустынь (5 ч)
Положение на карте
14.
Климат
15.
Растительный и животный мир
16.
Население и его основные занятия
17.
Северный морской путь
18.
Зона тундры (8 ч)
Положение на карте.
19.
ископаемые.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Рельеф.
Географические
объекты
и
явления по их существенным
признакам,
существенные
признаки объектов и явлений:
Мировой океан, морское течение;
местоположение
крупнейших
морских течений.
Заполнение контурных карт
Заполнение
таблиц.
Самостоятельная
работа
с
атласом
и
учебником.
Выполнение заданий в
тетради.
Составление рассказа «Северный
морской путь» с опорой на
картинки
Полезные Самостоятельное
заполнение
контурных
карт.
Самостоятельное
заполнение
Климат. Водоемы тундры
таблиц.
Подготовка
миниРастительный мир
докладов.
Познакомиться
с
Животный мир тундры
названиями и географическим
Хозяйство. Население и его основные занятия
положением городов: Мурманск,
Архангельск,
Нарьян-Мар,
Города: Мурманск, Архангельск
Норильск, Анадырь.
Города тундры: Нарьян-Мар, Норильск, Анадырь
Экологические проблемы Севера. Охрана
природы тундры
15
Лесная зона (18 ч)
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
Положение на
ископаемые
Климат
карте.
Рельеф
и
полезные Нанесение на контурную карту
названий и обозначений полезных
ископаемых.
Самостоятельное
заполнение
Реки, озера, каналы
контурных карт. Работа с атласом
и учебником. Показ объектов на
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
географической карте.
Зарисовки местности, составление
Смешанные и лиственные леса
устного рассказа о поверхности
родного края.
Животный мир
Обозначение
на
Пушные звери
контурной
карте
заповедников
и
Значение леса
лесных зон.
Промышленность и сельское хозяйство лесной Составление рассказа о значении
зоны. Промышленность и сельское хозяйство леса с опорой на кртинки.
Центральной России
Города Центральной России
Особенности
развития
хозяйства
Северо-Западной России
Города Северо - Западной России: Санкт38
Петербург, Архангельск
Города Северо - Западной России: Новгород,
39.
Псков, Калининград.
Западная Сибирь
40.
Восточная Сибирь
41.
Дальний Восток
42.
Заповедники и заказники лесной зоны
43.
Обобщающий урок по лесной зоне
44.
Зона степей ( 8 ч)
Положение на карте. Рельеф. Полезные Самостоятельное заполнение
45.
ископаемые. Реки
контурных карт. Работа с
Растительный мир
атласом и учебником.
46.
Показ объектов на географической
Животный мир
47.
карте.
Зарисовки
местности.
Хозяйство. Население и его основные занятия
48.
Черчение таблицы
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, «Растительный мир», «Животный
49.
мир».
Курск, Оренбург, Омск
37.
50.
51.
Города степной зоны: Самара, Саратов,
Волгоград
Города степной зоны: Ростов-на- Дону,
Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей
52.
Зона полупустынь и пустынь (7 ч)
Положение
на
карте.Рельеф.
Полезные Самостоятельное заполнение
53.
ископаемые
контурных карт. Работа с
Климат.
Реки
атласом и учебником.
54.
Показ объектов на географической
Растительный мир
55.
карте
Животный мир
56.
Зарисовки местности, составление
Хозяйство. Население и его основные занятия
57.
устного рассказа о поверхности
58.
Города зоны полупустынь и пустынь
изученной зоны.
16
Обобщающий урок по зоне пустынь и
полупустынь
Зона субтропиков (3 ч)
Положение на карте
Самостоятельное
заполнение
60.
контурных
Курортное хозяйство. Население и его основные
61.
карт. Работа с атласом и
занятия
Города-курорты
(Сочи,
Туапсе,
Анапа, учебником. Показ объектов
62.
Геленджик). Город Новороссийск. Ялта, Алушта на географической карте.
Зарисовки местности, составление
устного рассказа о поверхности
изученной зоны.
Высотная поясность в горах (5 ч)
Положение на карте. Рельеф и полезные Самостоятельное заполнение
63.
ископаемые. Климат
контурных карт. Работа с
Особенности природы и хозяйства Северного атласом и учебником.
64.
Кавказа
Показ объектов на географической
Города и экологические проблемы Урала
карте.
65.
Зарисовки местности, составление
Алтайские горы. Особенности природы. устного рассказа о поверхности
66
Хозяйство. Население и его основные занятия. изученной зоны.
Города
Горы Восточной Сибири. Хозяйство. Население
67
и его основные занятия.
Города
Обобщающий урок по географии России ( 1 ч)
Обобщающий урок по географии России Выполнение заданий в тетради,
68
проведение
географической
викторины
59.
8 класс.
География материков и океанов (68 ч)
№
Тема
Виды деятельности
п/п
Введение (1 ч)
Что изучают в курсе географии материков и Повторить и закрепить знания о
океанов. Материки и части света на глобусе географическом положении материков
и карте.
и океанов земного шара, их размерах.
Совершенствовать навыки работы с
учебником
Мировой океан (5 ч)
Атлантический океан
Самостоятельное
заполнение
2.
контурных
карт.
Работа
с
атласом и
Северный Ледовитый океан
3.
учебником.
Тихий океан
4.
Показ объектов на географической
Индийский океан
5.
карте.
1.
6.
Современное изучение Мирового океана
Материки и части света
Африка (12 ч)
Географическое положение
7.
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера.
8.
17
Зарисовки местности, составление
устного рассказа о поверхности
изученной зоны.
Познакомить школьников с крупными
морями, островами и полуостровами
Атлантического
океана. Закрепить и обобщить знания
обучающихся о морях, островах.
полуостровах
Тихого
океана,
расположенныхна территории РФ.
Самостоятельное
заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Природные
зоны. Растительный мир Показ объектов на географической
9.
карте.
тропических лесов
Формировать
представления
Животный мир тропических лесов
10.
обучающихся о самом жарком
Растительный мир саванн
11.
материке земного шара.
Животный мир саванн
12.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением
Растительный и животный мир пустынь
13.
Африки.
навыки
Население и государства: Египет, Эфиопия, Совершенствовать
14.
работы
с
картой
полушарий,
Танзания,
15.
Демократическая республика Конго (ДР глобусом, физической картой
16.
Конго), Нигерия Южно- Африканская Африки
17.
республика (ЮАР) или
другие по выбору учителя
Обобщающий урок по теме
18.
«Африка»
Австралия (8 ч)
Географическое положение
Самостоятельное
заполнение
19.
контурных карт. Работа с атласом и
Разнообразие рельефа, климат, реки
20.
учебником.
и озера
Показ объектов на географической
Растительный мир Австралии
21.
карте.
Животный мир. Австралии
22.
Формировать
представления
Население Австралии
23
обучающихся об Австралии.
Австралийский
Союз
Познакомить школьников с
24.
географическим
положением
Океания. Остров Новая Гвинея
25.
Австралии.
Обобщающий урок по теме
26.
«Австралия»
Совершенствовать навыки работы с
картой
полушарий,
глобусом,
физической картой Австралии.
Антарктида(6 ч)
Продолжать
формировать
Географическое
положение.
27.
представления
Антарктика
Открытие
Антарктиды
русскими обучающихся о материках земного
28.
шара. Познакомить школьников с
мореплавателями
географическим положением самого
Разнообразие рельефа, климата.
29.
холодного материка - Антарктиды.
Растительный и животный мир Антарктиды.
30.
Самостоятельное
заполнение
Охрана природы
Современные
исследования
Антарктиды
Обобщающий урок по теме
32.
«Антарктида»
Америка (22 ч)
Открытие Америки (1ч)
Открытие Америки
33.
31.
Северная Америка (9 ч)
Географическое положение
34.
35
Разнообразие рельефа, климат
36.
Реки и озера Северной Америки
37.
Растительный и животный мир
38.
Население и государства Северной
Америки
39.
Соединенные Штаты Америки
40.
Канада
41.
Мексика. Куба
42.
Обобщающий урок по теме
«Северная Америка»
контурных карт. Работа18 с
атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте.
Формировать представление
учащихся
об
открытии
Америки.
Самостоятельное
заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте.
Формировать
представления
обучающихся
о
материке
Северная Америка.
Познакомить школьников с
географическим
положением
материка, с водными ресурсами
изучаемого материка.
Закреплять навыки работы с
географическими
картами,
контурными
картами.
Познакомить
школьников
с
природными зонами Северной
Америки.
Сформировать
представления
о
типичных
представителях растительного и
животного мира изучаемого
материка.
Южная Америка (12 ч)
43.
44.
45.
46.
47
48
49
50
51.
52.
53.
54.
Географическое положение
Продолжать
формировать
представления
Разнообразие рельефа. Климат
обучающихся
о
народах
Южной Америки
населяющих
земной
шар,
Реки и озера Южной Америки
разнообразии государств.
Развитие
навыков
работы
с
политической картой
Растительность тропических лесов
Самостоятельное
заполнение
контурных карт. Работа с атласом и
Животные тропического леса
Растительность саванн, степей, пустынь и учебником.
Показ объектов на географической
горных районов
карте.
Животный мир саванн, степей,
Зарисовки местности, составление
полупустынь, пустынь
устного
Население Южной Америки
рассказа
об
особенностях
изученного материка (государства).
Государства: Бразилия, Аргентина, Перу (по Сообщить школьникам сведения о
выбору учителя)
растительности тропических лесов
Южной Америки. Закрепить знания
Обобщающий урок по теме «Южная
обучающихся о тропических лесах
Америка»
земного шара в процессе
сравнения лесов Африки, Северной
Америки и Южной Америки.19
Евразия (13 ч)
Географическое положение
Продолжать
формировать
55.
представления
Очертания берегов Евразии. Моря
56.
обучающихся
о
народах
Северного Ледовитого и
земной
шар,
Атлантического
океанов.
Острова
и населяющих
разнообразии
государств.
полуострова
Развитие
навыков
работы
с
Очертание берегов Евразии Моря Тихого
57.
политической
картой
и Индийского океанов.
Самостоятельное
заполнение
Острова и полуострова.
контурных
карт.
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые
58.
Работа с атласом и учебником.
Европы
Показ объектов на географической
Разнообразие рельефа. Полезные
59.
карте.
ископаемые Азии
Зарисовки местности, составление
Климат Евразии
60.
устного
Реки и озера Европы
61.
рассказа
об
особенностях
Реки и озера Азии
62.
изученного материка (государства).
Познакомить
школьников
с
Растительный и животный мир
63.
очертаниями
Европы
берегов островами и полуостровами
Растительный и животный мир Азии
64.
Северного
Ледовитого
и
Население Евразии
65.
Атлантического океанов.
Культура и быт народов Евразии
66.
Закрепить
знания
Обобщающий урок по теме
67.
школьников
о
морях
«Евразия»
Северного Ледовитого и
Атлантического океанов,
принадлежащих РФ.
Познакомить
обучающихся
с
рельефом
и
полезными
ископаемыми Европы.
Формировать представления
обучающихся
о Евразии,
Особенностях
ее
климатических условий.
Обобщающий урок. География материков и океанов. 8 класс (1 ч)
Обобщить и систематизировать
Обобщающий урок по курсу
68.
знания по курсу
«География материков и океанов»
«География материков и океанов»
Развивать
навыки
работы
в
команде.
9 класс.География материков и океанов (68 ч)
№ п/п
Тема
Виды деятельности
Государства Евразии (51 ч)
1.
Политическая карта Евразии
Закреплять и систематизировать
знания
учащихся о Евразии, как самом
большом
и густонаселенном
материке земного шара, его
географическом
положении,
хозяйстве и населении.
20
Европа (24 ч) Западная
Европа
Великобритания (Соединенное Королевство Самостоятельное заполнение
2.
Великобритании и Северной Ирландии)
контурных карт. Работа с
3.
атласом и учебником.
Показ
объектов
на
Франция (Французская Республика)
4.
географической карте.
5.
Зарисовки местности, составление
Германия
(Федеративная
Республика устного
6.
Германия)
рассказа
об
особенностях
Австрия (Австрийская Республика).
7.
изученного
материка
Швейцария
(Швейцарская
(государства).
Конфедерация)
Познакомить обучающихся с
географическим
положением,
природными
условиями,
хозяйством,
населением
Великобритании.
Южная Европа
8.
Испания (Королевство Испания)
Португалия (Португальская Республика)
9.
10.
Италия (Итальянская Республика)
Греция (Греческая Республика)
Северная Европа
Норвегия (Королевство Норвегия)
11.
Швеция (Королевство Швеция) .
12.
Финляндия (Финляндская
13.
Республика)
Восточная Европа
Польша (Республика Польша).
14.
Чехия (Чешская Республика).
15.
Словакия (Словацкая Республика)
Венгрия (Венгерская Республика).
16.
Румыния (Республика Румыния).
17.
Болгария (Республика Болгария)
Сербия и Черногория
18.
Эстония (Эстонская Республика)
19.
Латвия (Латвийская Республика
20.
Литва (Литовская Республика)
21.
Республика Беларусь
22.
Украина
23
Молдавия (Республика Молдова)
24.
Дать
сравнительную
характеристику двух
государств Южной Европы Испании и Португалии.
Самостоятельное заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
. Познакомить школьников с
географическим положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством
Норвегии.
Самостоятельное заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Познакомить
школьников
с
географическим
положением,
рельефом,
природными
условиями,
хозяйством Польши.
Дать
сравнительную
характеристику
двух
государств
Восточной
Европы
Чехии
и
Словакии.
Дать
сравнительную
характеристику двух
государств Восточной Европы Румынии и Болгарии.
Познакомить с государствами
25.
Обобщающий
государства»
урок
21
«Европейские Балтии.
Самостоятельное заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Показ
объектов
на
географической карте.
Зарисовки местности, составление
устного
рассказа
об
особенностях
изученного
материка
(государства).
Азия (21 час) Центральная
Азия
26.
27.
Казахстан (Республика Казахстан)
Узбекистан (Республика Узбекистан)
28.
29.
30.
Туркменистан
Киргизия (Кыргызская Республика)
Таджикистан (Республика Таджикистан)
Познакомить
школьников
с
государствами
Центральной
Азии. Сформировать
представление
школьников
о
Казахстане, как самом большом по
площади государстве
Центральной Азии.
Самостоятельное
заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте.
Юго-Западная Азия
31.
32.
33.
34.
35
36.
37.
Грузия
Азербайджан (Азербайджанская
Республика)
Армения (Республика Армения)
Турция(Турецкая Республика)
Познакомить
школьников
со
странами ЮгоЗападной
Азии
Формировать
представление о географическом
положении, природных условиях,
хозяйстве Грузии, обычаях и
Ирак(Республика Ирак)
традициях грузин.
Самостоятельное
заполнение
Иран (Исламская Республика Иран)
контурных карт. Работа с
Афганистан
(Исламская
Республика атласом и учебником.
Показ объектов на географической
Афганистан)
карте.
Зарисовки местности, составление
устного
рассказа об особенностях изученного
материка (государства).
Южная Азия
38.
Индия (Республика
Индия)
Формировать
представления
обучающихся об
Индии,
как
самом
крупном
государстве Южной Азии. Работа с
атласом и учебником.
Показ объектов на географической
карте.
Китай (Китайская Народная Республика)
Познакомить школьников с самым
крупным государством Восточной
Азии - Китаем; его
Восточная Азия.
39.
40.
22
географическим
положением,
рельефом,
реками,
климатом,
Корея (Корейская Народно 42.
разнообразным растительным и
Демократическая Республика и Республика
животным миром; с Китаем, как с
Корея.)
крупным индустриально-аграрным
Япония
43.
государством; с
многочисленностью
населения,
Юго-Восточная Азия (по выбору
44.
учителя: Тайланд, Вьетнам или другие культурой, обычаями, традициями.
государства) Таиланд (Королевство Таиланд) Самостоятельное
заполнение
контурных карт. Работа с
атласом и учебником.
Вьетнам
(Социалистическая
45.
Республика Вьетнам)
Показ объектов на географической
карте.
Обобщающий
урок
«Государства
46.
Зарисовки местности, составление
Азии»
устного
рассказа об особенностях изученного
материка (государства).
Россия (повторение) (5 ч)
41.
Монголия
47
Россия (Российская Федерация) крупнейшее государство Евразии
Административное деление России.
Столица и крупные города России
Обобщающий урок по теме «Россия»
Обобщающий урок по курсу:
«География материков и океанов»
Обобщающий урок по курсу:
48
49
50
51.
52.
«География материков и океанов»
Свой край.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
Повторить и систематизировать
знания
обучающихся о географическом
положении России, морских и
сухопутных границах
государства. Повторить и обобщить
знания обучающихся о рельефе,
водоемах,
особенностях природы, полезных
ископаемых, экономике, населении
страны. Повторить
знания об административном
делении РФ. Работа с атласом и
учебником.
Показ объектов на географической
карте.
История возникновения нашего края
Познакомить
школьников
с
основными
Географическое положение.
историческими
событиями,
Границы. Рельеф
происходящими
в
изучаемой
Климат. Предсказание погоды по местным
местности.
признакам. Народные приметы
Повторить и закрепить знания
обучающихся
о
географическом
Полезные ископаемые и почвы. Реки, пруды,
положении
своего
края
на
озера, каналы.
политической и физической карте
Водоснабжение питьевой водой. Охрана
России.
водоемов
Повторить и закрепить знания
Растительный мир (деревья,
обучающихся о почвах и полезных
кустарники, травы, цветочно - декоративные ископаемых своего края.
растения,
грибы,
орехи,
ягоды, Систематизировать
знания
об
лекарственные
использовании полезных ископаемых.
растения).
Красная
книга.
Охрана
Познакомить
с
уникальными
растительного мира
особенностями растительного мира.
Животный мир нашей местности. (Хищные и
травоядные, дикие и
Повторить и обобщить 23
знания о
сельскохозяйственные животные птицы,
типичных
рыбы, земноводные, насекомые). Вред
представителях растительного мира
природе,
своего
края.
Познакомить
с
наносимый браконьерами. Красная книга. уникальными
особенностями
Охрана животных. Помощь зимующим животного
мира
своего
края.
птицам. Заповедники, заказники.
Повторить и обобщить знания о
типичных представителях животного
Население нашего края (области).
61.
мира. Познакомить с
Национальный состав. Обычаи, традиции,
экологическими проблемами своего
костюмы, фольклорные песни и
танцы,
края и путями их решения.
национальная кухня
Систематизировать
знания
обучающихся о населении своего
Промышленность. Ближайшие
62.
края, его основных занятиях.
промышленные предприятия, где могут
Познакомить
с
уникальными
работать выпускники школы
этническими
особенностями
Сельское хозяйство (специализация:
63.
населения.
растениеводство,
животноводство, Обобщить сведения обучающихся о
бахчеводство и т. п.)
промышленности своего края и ее
Транспорт (наземный,
основных
отраслях.
Раскрыть
64.
железнодорожный, авиационный, речной)
особенности
взаимодействия
и
природы
(история
Архитектурно - исторические и культурные человека
65.
памятники нашего края
создания
промышленных
предприятий,
Наш город (поселок, деревня)
66.
использующих природные ресурсы, и
Обобщающий урок. Моя малая Родина
67.
др.).
Познакомить с экономическим ростом
(экономическими проблемами)
своего края. Работа с атласом и
учебником.
Показ объектов на географической
карте.
Зарисовки местности, составление
устного
рассказа об особенностях изученного
материка (государства).
Обобщающий урок географии материков и океанов 8-9 классы (1час)
Обобщающий или контрольно - учетный урок Обобщить
сформированные
68.
по всему курсу
представления и понятия по всему
«География»
курсу «География».
60.