ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение (Литературное чтение)" предметной
области "Язык и речевая практика" для обучающихся 6 класса составлена на основании
адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Изучение учебного предмета "Чтение (литературное чтение)" имеет своей целью развитие
коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и
научно-познавательного текстов;
развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и
научно-познавательных текстов;
развитие положительных качеств и свойств личности;
На изучение предмета “Чтение” в 6 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136.
При этом предусматривается возможность реализации увеличение учебных часов в неделю за
счёт вариативной части учебного плана, определяемой участниками образовательного процесса.
При этом предполагается не увеличение количества тем для изучения, а увеличение времени на
практическую деятельность. Это способствует качеству обучения и достижению более высокого
уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета "Чтение (Литературное чтение)"
Содержание чтения (круг чтения): произведения устного народного творчества (сказка, былина,
предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных
писателей XIX-XXI вв. Книги о приключениях и путешествиях. Художественные и
научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, книги-справочники,
детская энциклопедия.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических подвигах во имя
Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг другу; о жизни обучающихся,
их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть,
жизнь, смерть, правда, ложь).
Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды, рассказы,
рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:
литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка, былина, сказ, басня,
пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя;
присказка, зачин, диалог, произведение;
герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм);
элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление, предисловие,
послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из произведений
целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение главной мысли
текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка поступков персонажей.
Выявление авторской позиции и собственного отношения к событиям и персонажам. Деление
2
текста на части и их озаглавливание, составление плана. Выборочный, краткий и подробный
пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного.
Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного чтения (коллективное или с
помощью педагогического работника).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Личностные результаты
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
проявление готовности к самостоятельной жизни.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять
коллективный поиск средств их осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
3
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою
деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными
возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные,
доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Минимальный уровень
Достаточный уровень
правильное, осознанное чтение в темпе,
приближенном к темпу устной речи, доступных по
содержанию текстов (после предварительной
подготовки);
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с
соблюдением некоторых усвоенных норм орфоэпии;
определение темы произведения (под руководством
учителя);
ответы на вопросы учителя своими словами и
словами автора (выборочное чтение);
ответы на вопросы учителя по фактическому
содержанию произведения своими словами;
определение темы художественного произведения;
участие в коллективном составлении
словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
определение основной мысли произведения (с
помощью учителя);
пересказ текста по частям на основе коллективно
составленного плана (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по
структуре и содержанию текста;
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких
предложенных;
формулировка заголовков пунктов плана (с
помощью учителя);
установление последовательности событий в
произведении;
различение главных и второстепенных героев
произведения с элементарным обоснованием;
определение главных героев текста;
определение собственного отношения к поступкам
героев (героя); сравнение собственного отношения и
отношения автора к поступкам героев с
использованием примеров из текста (с помощью
учителя);
составление элементарной характеристики героя на
основе предложенного плана и по вопросам учителя;
пересказ текста по коллективно составленному
плану;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
нахождение в тексте непонятных слов и выражений,
объяснение их значения и смысла с опорой на
контекст;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1
прозаического отрывка.
4
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
1.
Раздел 1. "Учитесь видеть
красоту"
27
0
часов
3
Правильное, осознанное чтение, чтение
по ролям. Отвечать на вопросы по
содержанию, озаглавливание частей
текста, пересказ по плану,
характеризовать героев, выражать свое
отношение к поступкам героев,
объяснять слова и выражения из текстов,
сравнивать героев произведений.
Устанавливать причинно-следственные
связи в тексте. Писать небольшие
сочинения и рассказы на заданную тему.
Читать самостоятельно другие
произведения авторов. Заучивать
стихотворения наизусть.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
2.
Раздел 2. "Отечество.
Совесть.Честь"
21
час
0
0
Правильное, осознанное чтение, чтение
по ролям. Отвечать на вопросы по
содержанию, озаглавливание частей
текста, пересказ по плану, составление
плана самостоятельно, характеризовать
героев, выражать свое отношение к
поступкам героев, объяснять слова и
выражения из текстов, сравнивать героев
произведений. Устанавливать
причинно-следственные связи в тексте.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
3.
Раздел 3. "Зима"
33
часа
0
2
Правильное, осознанное чтение, чтение
по ролям. Отвечать на вопросы по
содержанию, озаглавливание частей
текста, пересказ по плану,
Устный
опрос
5
№
п/п
Наименование разделов и Количество часов
Дата
Виды деятельности
тем программы
изучения
всего контрольные практические
работы
работы
Виды,
Электронные
формы
(цифровые)
контроля образовательные
ресурсы
характеризовать героев, выражать свое
отношение к поступкам героев,
объяснять слова и выражения из текстов,
сравнивать героев произведений.
Устанавливать причинно-следственные
связи в тексте. Приводить примеры из
текста, подбирать к рисункам строки из
текста. Заучивать стихотворения
наизусть.
4.
Раздел 4. "Делать счастье
для других"
55
0
часов
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ 136 0
ПО ПРОГРАММЕ
часов
9
Правильное, осознанное чтение, чтение
по ролям. Отвечать на вопросы по
содержанию, озаглавливание частей
текста, пересказ по плану,
характеризовать героев, выражать свое
отношение к поступкам героев,
объяснять слова и выражения из текстов,
сравнивать произведения разных
жанров. Устанавливать
причинно-следственные связи в тексте.
Приводить примеры из текста,
подбирать к рисункам строки из текста.
Писать небольшие сочинения и рассказы
на заданную тему. Читать
самостоятельно другие произведения
авторов. Заучивать стихотворения
наизусть.
Устный
опрос,
письменн
ый
контроль
14
6
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
1
"Учитесь видеть красоту". По
В.Пескову Рассказ «Отечество» .
1
0
0
2
М.Ножкин Стихотворение
«Россия»
1
0
0
3
М. Пришвин. Рассказ «Моя
Родина»
1
0
0
4
В. Бианки. Рассказ «Сентябрь»
1
0
0
5
И. Бунин Стихотворение «Лес
точно терем расписной»
1
0
1
6
Ю. Качаев. Рассказ. «Грабитель»
1
0
0
7
Б. Житков Рассказ «Белый домик» 1
0
0
8
Б. Житков Рассказ «Белый домик» 1
0
0
9
Внеклассное чтение. Рассказы
Бориса Житкова
1
0
0
10 А.Белорусец. Рассказ «Звонкие
ключи»
1
0
0
11 А.Белорусец. Рассказ «Звонкие
ключи»
1
0
0
12 А.Белорусец. Рассказ «Звонкие
ключи»
1
0
0
13 К. Паустовский.Рассказ «Заячьи
лапы»
1
0
0
14 К. Паустовский.Рассказ «Заячьи
лапы»
1
0
0
15 К. Паустовский.Рассказ «Заячьи
лапы»
1
0
0
16 Внеклассное чтение рассказов о
животных по выбору учителя
1
0
0
17 И. Тургенев Рассказ «Осенний
день в берёзовой роще»
1
0
0
18 Е.Носов . Рассказ «Хитрюга»
1
0
0
19 Е.Носов . Рассказ «Хитрюга»
1
0
0
20 В. Бианки. Рассказ « Октябрь»
1
0
1
сочинение
"Осень в
родном
крае"
21 С. Михалков. Стихотворение.
1
0
0
сочинение
наизусть
наизусть
7
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
«Будь человеком»
"Мои
друзья в
природе"
22 Б. Заходер. Стихотворение «Петя
мечтает» .
1
0
1
23 По Д. Биссету. Сказка «Слон и
муравей»
1
0
0
24 По Д. Биссету. Сказка «Кузнечик
Денди»
1
0
0
25 Дж.Родари «Как один мальчик
играл с палкой»
1
0
0
26 Дж. Родари. Сказка «Пуговкин
домик»
1
0
0
27 Дж. Родари. Сказка «Пуговкин
домик»
1
0
0
28 "Отечество.Совесть.Честь".
«Илья Муромец и
Соловей-разбойник»
1
0
0
29 Ф. Глинка Стихотворение
«Москва»
1
0
0
30 В. Бианки. Рассказ «Ноябрь»
1
0
0
31 По С. Алексееву «Без Нарвы не
видать моря», «На берегу Невы».
1
0
0
32 По С. Алексееву «Без Нарвы не
видать моря», «На берегу Невы».
1
0
0
33 Рассказы о русском подвиге. По с. 1
Алексееву «Медаль»,
«Гришенька»
0
0
34 Рассказы о русском подвиге. По с. 1
Алексееву «Медаль»,
«Гришенька»
0
0
35 Великодушный русский воин. По
Е. Холмогоровой «Серебряный
лебедь»
1
0
0
36 Великодушный русский воин. По
Е. Холмогоровой «Боевое
крещение»
1
0
0
37 Великодушный русский воин. По 1
Е. Холмогоровой «День рождения
Наполеона»
0
0
наизусть
8
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
38 Великодушный русский воин. По
Е. Холмогоровой «В дни
спокойные»
1
0
0
39 Великодушный русский воин. По
Е. Холмогоровой «В дни
спокойные»
1
0
0
40 Внеклассное чтение рассказов о
подвигах народа
1
0
0
41 Внеклассное чтение рассказов о
подвигах народа.
1
0
0
42 По Н. Носову. « Как Незнайка
стихи сочинял»
1
0
0
43 По Н. Носову. « Как Незнайка
стихи сочинял»
1
0
0
44 По Н. Носову. « Как Незнайка
стихи сочинял»
1
0
0
45 Е. Пермяк. Рассказ «Тайна цены»
1
0
0
46 Е. Пермяк. Рассказ «Тайна цены»
1
0
0
47 Рассказ «Здравствуйте» (перевод с 1
польского)
0
0
48 Рассказ «Здравствуйте» (перевод с 1
польского)
0
0
49 "Зима". В. Бианки. Рассказ
«Декабрь».
1
0
0
50 А. Никитин. Стихотворение
«Встреча зимы» .
1
0
0
51 А. Дорохов. Рассказ «Тёплый
снег».
1
0
0
52 А. Пушкин. Стихотворение «Вот
север тучи нагоняет» .
1
0
1
53 А. Хармс. Рассказ «Пушкин»
1
0
0
54 Внеклассное чтение сказок А.С.
Пушкина.
1
0
0
55 В.Бианки. Рассказ «Январь».
1
0
0
наизусть
9
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
57 Х-К Андерсен. Сказка «Ель».
1
0
0
58 Х-К Андерсен. Сказка «Ель».
1
0
0
59 А. Чехов. Рассказ « Ванька»
1
0
0
60 А. Чехов. Рассказ « Ванька»
1
0
0
61 И. Никитин. «Весело сияет месяц
над селом»
1
0
1
62 И. Суриков «Белый снег
пушистый»
1
0
0
63 М. Зощенко . Рассказ « Лёля и
Минька. Ель»
1
0
0
64 М. Зощенко . Рассказ « Лёля и
Минька. Ель»
1
0
0
65 Ю. Рытхэу. Рассказ «Пурга»
1
0
0
66 Ю. Дмитриев. Рассказ
«Таинственный ночной гость»
1
0
0
67 В. Бианки. Рассказ «Февраль»
1
0
0
68 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
69 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
70 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
71 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
72 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
73 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
74 С. Маршак. Пьеса-сказка «
Двенадцать месяцев»
1
0
0
75 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
76 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
77 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
наизусть
(на выбор
ученика)
10
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
78 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
79 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
80 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
81 По Х-К Андерсену. Сказка
«Снежная королева»
1
0
0
82 "Делать счастье для других". С. 1
Смирнов. Стихотворение «Первые
приметы»
0
1
83 В. Бианки. Рассказ «Март»
1
0
0
84 По В. Пескову. Рассказ «Весна
идёт»
1
0
1
85 М. Пришвин Рассказ «Жаркий
час»
1
0
0
86 Г. Скребицкий. сказка «Весенняя
песня»
1
0
0
87 Г. Скребицкий. сказка «Весенняя
песня»
1
0
0
88 В.Жуковский. Стихотворение
«Жаворонок»
1
0
1
89 А. Толстой. Рассказ «Детство
Никиты».
1
0
0
90 А.Твардовский. Стихотворение
«Как после мартовских метелей»
1
0
1
91 А. Плещеев «Стихотворение. «И
вот шатёр свой голубой»
1
0
0
92 В. Бианки. Рассказ «Апрель»
1
0
1
93 Внеклассное чтение произведений 1
весенней тематики.
0
0
94 К.Паустовский. Сказка «Стальное 1
колечко»
0
0
наизусть +
сочинение
"Моё
любимое
время года"
описание
картины
по
заданному
началу
наизусть
наизусть
устный
рассказ по
картине
11
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
95 К.Паустовский. Сказка «Стальное
колечко»
1
0
0
96 К.Паустовский. Сказка «Стальное
колечко»
1
0
0
97 К.Паустовский. Сказка «Стальное
колечко»
1
0
0
98 По В Астафьеву. Рассказ «Злодейка» 1
0
0
99 По В Астафьеву. Рассказ «Злодейка» 1
0
0
100 По В Астафьеву. Рассказ «Злодейка» 1
0
0
101 По Е. Барониной «Рассказы про
зверей».
1
0
0
102 По Е. Барониной «Рассказы про
зверей».
1
0
0
103 В. Драгунский. Рассказ «Кот в
сапогах» .
1
0
0
104 В. Драгунский. Рассказ «Кот в
сапогах»
1
0
0
105 Д. Хармс . Сказка «Заяц и Ёж»
1
0
0
106 И.А. Крылов. Басня «Зеркало и
обезьяна»
1
0
0
107 Внеклассное чтение рассказов о
дружбе и взаимовыручке.
1
0
0
108 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
109 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
110 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
111 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
112 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
113 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
12
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
изучения
формы
всего контрольные практические
контроля
работы
работы
114 По В. Киплингу. Сказка
«Рики-Тики-Тави»
1
0
0
115 В. Набоков. Стихотворение «Дождь 1
пролетел…»
0
1
116 В.Бианки Рассказ «Май».
1
0
0
117 М. Дудин. Стихотворение «Наши
песни спеты на войне»
1
0
0
118 В. Медведев. Сказка «Звездолёт
Брунька»
1
0
0
119 В. Медведев. Сказка «Звездолёт
Брунька»
1
0
0
120 В. Медведев. Сказка «Звездолёт
Брунька»
1
0
0
121 В. Медведев. Сказка «Звездолёт
Брунька»
1
0
0
122 В. Медведев. Сказка «Звездолёт
Брунька»
1
0
0
123 По К. Паустовскому. Рассказ
«Корзина с еловыми шишками».
1
0
0
124 По К. Паустовскому. Рассказ
«Корзина с еловыми шишками».
1
0
0
125 По К. Паустовскому. Рассказ
«Корзина с еловыми шишками».
1
0
0
126 По К. Паустовскому. Рассказ
«Корзина с еловыми шишками».
1
0
0
127 По А. де Сент-Экзюпери. Сказка
«Маленький принц»
1
0
0
128 По А. де Сент-Экзюпери. Сказка
«Маленький принц»
1
0
0
129 По А. де Сент-Экзюпери. Сказка
«Маленький принц»
1
0
0
130 По А. де Сент-Экзюпери. Сказка
«Маленький принц»
1
0
0
131 Внеклассное чтение рассказов
зарубежных писателей.
1
0
0
132 В. Астафьев . Отрывок из повести
«Зорькина песня» .
1
0
1
наизусть
сочинение
"Раннее
утро"
13
№ Тема урока
п/п
Количество часов
Дата
Виды,
всего контрольные практические изучения формы
контроля
работы
работы
133 Н.Рыленков. Стихотворение «Нынче 1
ветер, как мальчишка»
0
1
134 Обобщение по теме: «Картины
родной природы. Весна»
1
0
0
135 Внеклассное чтение
юмористических рассказов.
1
0
0
136 Внеклассное чтение
юмористических рассказов.
1
0
0
наизусть
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. Чтение.6 класс: учеб. для общеобразовательных организаций,
реализующих адапт.основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2019.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРН