РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ТЕХНОЛОГИЯ для 5 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26
г. Екатеринбурга Свердловской области
«Рассмотрено»
на заседании ШМО
учителей
Руководитель ШМО
(ФИО) Овчинникова
Е.В.
_________________
Протокол № _ от
_________ г

«Согласовано»
Зам. директора по
УД
(ФИО) Холова Н.В.
_________________
___________ г

Принято
на заседании
педагогического
совета МАОУ СОШ
№26
Протокол № ___
от __________ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету
«ТЕХНОЛОГИЯ»
для 5 класса

Екатеринбург, 2022г.

«Утверждаю»
Директор школы
(ФИО) Ляпина Н.А.
___________________
Приказ № ____
от __________ г
Печать

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
НАУЧНЫЙ, ОБШЕКУЛЬТУРНЫЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОНТЕНТ
ТЕХНОЛОГИИ
Фундаментальной задачей общего образования является освоение учащимися наиболее
значимых аспектов реальности. К таким аспектам, несомненно, относится и
преобразовательная деятельность человека.
Деятельность по целенаправленному преобразованию окружающего мира существует
ровно столько, сколько существует само человечество. Однако современные черты эта
деятельность стала приобретать с развитием машинного производства и связанных с ним
изменений в интеллектуальной и практической деятельности человека.
Было обосновано положение, что всякая деятельность должна осуществляться в
соответствии с некоторым методом, причём эффективность этого метода
непосредственно зависит от того, насколько он окажется формализуемым. Это
положение стало основополагающей концепцией индустриального общества. Оно
сохранило и умножило свою значимость в информационном обществе.
Стержнем названной концепции является технология как логическое развитие
«метода» в следующих аспектах: процесс достижения поставленной цели формализован
настолько, что становится возможным его
воспроизведение в широком спектре условий при практически идентичных результатах;
открывается принципиальная возможность автоматизации процессов изготовления
изделий (что
постепенно распространяется практически на все аспекты человеческой жизни).
Развитие технологии тесно связано с научным знанием. Более того, конечной целью
науки (начиная с науки Нового времени) является именно создание технологий.
В ХХ веке сущность технологии была осмыслена в различных плоскостях: были
выделены структуры, родственные понятию технологии, прежде всего, понятие
алгоритма; проанализирован феномен зарождающегося технологического
общества; исследованы социальные аспекты технологии.
Информационные технологии, а затем информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) радикальным образом изменили человеческую цивилизацию, открыв
беспрецедентные возможности для хранения, обработки, передачи огромных массивов
различной информации. Изменилась структура человеческой деятельности — в ней
важнейшую роль стал играть информационный фактор. Исключительно значимыми
оказались социальные последствия внедрения ИТ и ИКТ, которые послужили базой
разработки и широкого распространения социальных сетей и процесса информатизации
общества. На сегодняшний день процесс информатизации приобретает качественно
новые черты. Возникло понятие «цифровой экономики», что подразумевает превращение
информации в важнейшую экономическую категорию, быстрое развитие
информационного бизнеса и рынка. Появились и интенсивно развиваются новые
технологии: облачные, аддитивные, квантовые и пр. Однако цифровая революция (её
часто называют третьей революцией) является только прелюдией к новой, более
масштабной четвёртой промышленной революции. Все эти изменения самым
решительным образом влияют на школьный курс технологии, что было подчёркнуто в
«Концепции преподавания предметной области «Технология» в образовательных
организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные
программы» (далее — «Концепция преподавания предметной области «Технология»).

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ» В
ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
Основной целью освоения предметной области «Технология» является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого мышления,
необходимых для перехода к новым приоритетам научно-технологического развития
Российской Федерации.
Задачами курса технологии являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной области
«Технология» как необходимым компонентом общей культуры человека цифрового
социума и актуальными для жизни в этом социуме технологиями;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими знаниями по
преобразованию материи, энергии и информации в соответствии с поставленными
целями, исходя из экономических, социальных, экологических, эстетических критериев,
а также критериев личной и общественной безопасности; формирование у обучающихся
культуры проектной и исследовательской деятельности, готовности к
предложению и осуществлению новых технологических решений;
формирование у обучающихся навыка использования в трудовой деятельности
цифровых
инструментов и программных сервисов, а также когнитивных инструментов и
технологий; развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и
склонности в плане подготовки к
будущей профессиональной деятельности, владение методиками оценки своих
профессиональных предпочтений.
Как подчёркивается в Концепции преподавания предметной области «Технология»,
ведущей формой учебной деятельности, направленной на достижение поставленных
целей, является проектная деятельность в полном цикле: от формулирования проблемы и
постановки конкретной задачи до получения конкретных значимых результатов. Именно
в процессе проектной деятельности достигается синтез многообразия аспектов
образовательного процесса, включая личностные интересы обучающихся. При этом
разработка и реализация проекта должна осуществляться в определённых масштабах,
позволяющих реализовать исследовательскую деятельность и использовать знания,
полученные обучающимися на других предметах.
Важно подчеркнуть, что именно в технологии реализуются все аспекты
фундаментальной для образования категории «знания», а именно: понятийное знание,
которое складывается из набора понятий, характеризующих данную предметную
область; алгоритмическое (технологическое) знание — знание методов, технологий,
приводящих к желаемому
результату при соблюдении определённых условий; предметное знание, складывающееся
из знания и понимания сути законов и закономерностей,
применяемых в той или иной предметной области; методологическое знание —
знание общих закономерностей изучаемых явлений и процессов.
Как и всякий общеобразовательный предмет, «Технология» отражает наиболее
значимые аспекты действительности, которые состоят в следующем: технологизация
всех сторон человеческой жизни и деятельности является столь масштабной, что
интуитивных представлений о сущности и структуре технологического процесса явно
недостаточно для успешной социализации учащихся — необходимо целенаправленное
освоение всех этапов технологической цепочки и полного цикла решения поставленной
задачи. При этом возможны следующие уровни освоения технологии: уровень
представления; уровень пользователя;

когнитивно-продуктивный уровень (создание технологий);
практически вся современная профессиональная деятельность, включая ручной труд,
осуществляется с применением информационных и цифровых технологий,
формирование навыков использования этих технологий при изготовлении изделий
становится важной задачей в курсе технологии; появление феномена «больших данных»
оказывает существенное и далеко не позитивное влияние на
процесс познания, что говорит о необходимости освоения принципиально новых
технологий — информационно-когнитивных, нацеленных на освоение учащимися
знаний, на развитии умения учиться.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной методический принцип современного курса «Технология»: освоение
сущности и структуры технологии идёт неразрывно с освоением процесса познания —
построения и анализа разнообразных моделей. Только в этом случае можно достичь
когнитивно-продуктивного уровня освоения технологий.
Современный курс технологии построен по модульному принципу.
Модульность — ведущий методический принцип построения содержания современных
учебных курсов. Она создаёт инструмент реализации в обучении индивидуальных
образовательных траекторий, что является основополагающим принципом построения
общеобразовательного курса технологии.
Модуль «Производство и технология»
В модуле в явном виде содержится сформулированный выше методический принцип и
подходы к его реализации в различных сферах. Освоение содержания данного модуля
осуществляется на протяжении всего курса «Технология» с 5 по 9 класс. Содержание
модуля построено по «восходящему» принципу: от умений реализации имеющихся
технологий к их оценке и совершенствованию, а от них — к знаниям и умениям,
позволяющим создавать технологии. Освоение технологического подхода
осуществляется в диалектике с творческими методами создания значимых для человека
продуктов.
Особенностью современной техносферы является распространение технологического
подхода на когнитивную область. Объектом технологий становятся фундаментальные
составляющие цифрового социума: данные, информация, знание. Трансформация данных
в информацию и информации в знание в условиях появления феномена «больших
данных» является одной из значимых и востребованных в профессиональной сфере
технологий 4-й промышленной революции. Модуль «Технологии обработки
материалов и пищевых продуктов»
В данном модуле на конкретных примерах показана реализация общих положений,
сформулированных в модуле «Производство и технологии». Освоение технологии
ведётся по единой схеме, которая реализуется во всех без исключения модулях.
Разумеется, в каждом конкретном случае возможны отклонения от названной схемы.
Однако эти отклонения только усиливают общую идею об универсальном характере
технологического подхода. Основная цель данного модуля: освоить умения реализации
уже имеющихся технологий. Значительное внимание уделяется технологиям создания
уникальных изделий народного творчества.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет "Технология" изучается в 5 классе два часа в неделе, общий объем
составляет 68 часов.
1.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ
Модуль «Производство и технология»
Раздел. Преобразовательная деятельность человека.
Технологии вокруг нас. Алгоритмы и начала технологии. Возможность формального
исполнения алгоритма. Робот как исполнитель алгоритма. Робот как механизм.
Раздел. Простейшие машины и механизмы.
Двигатели машин. Виды двигателей. Передаточные механизмы. Виды и
характеристики передаточных механизмов.
Механические передачи. Обратная связь. Механические конструкторы.
Робототехнические конструкторы. Простые механические модели. Простые
управляемые модели.
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых
продуктов» Раздел. Структура технологии: от материала к
изделию.
Основные элементы структуры технологии: действия, операции, этапы.
Технологическая карта. Проектирование, моделирование, конструирование — основные
составляющие технологии. Технологии и алгоритмы.
Раздел. Материалы и их свойства.
Сырьё и материалы как основы производства. Натуральное, искусственное,
синтетическое сырьё и материалы. Конструкционные материалы. Физические и
технологические свойства конструкционных материалов.
Бумага и её свойства. Различные изделия из бумаги. Потребность человека в бумаге.
Ткань и её свойства. Изделия из ткани. Виды тканей.
Древесина и её свойства. Древесные материалы и их применение. Изделия из
древесины.
Потребность человечества в древесине. Сохранение лесов.
Металлы и их свойства. Металлические части машин и механизмов. Тонколистовая
сталь и проволока.
Пластические массы (пластмассы) и их свойства. Работа с пластмассами.
Наноструктуры и их использование в различных технологиях. Природные и
синтетические наноструктуры.
Композиты и нанокомпозиты, их применение. Умные материалы и их применение.
Аллотропные соединения углерода.
Раздел. Основные ручные инструменты.
Инструменты для работы с бумагой. Инструменты для работы с тканью. Инструменты
для работы с древесиной. Инструменты для работы с металлом.
Компьютерные инструменты.
Раздел. Трудовые действия как основные слагаемые технологии.
Измерение и счёт как универсальные трудовые действия. Точность и погрешность
измерений.
Действия при работе с бумагой. Действия при работе с тканью. Действия при работе с
древесиной.
Действия при работе с тонколистовым металлом. Приготовление пищи.
Общность и различие действий с различными материалами и пищевыми продуктами.
2.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание: проявление интереса к истории и современному
состоянию российской науки и технологии; ценностное отношение к
достижениям российских инженеров и учёных.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических
проблем,
связанных с современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой
промышленной революции; осознание важности морально-этических принципов в
деятельности, связанной с реализацией
технологий; освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы
социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Эстетическое воспитание: восприятие эстетических качеств
предметов труда; умение создавать эстетически значимые
изделия из различных материалов.
Ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий; развитие интереса к
исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание
ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,
важности
правил безопасной работы с инструментами; умение распознавать
информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
Трудовое воспитание: активное участие в решении возникающих
практических задач из различных областей; умение ориентироваться в
мире современных профессий.
Экологическое воспитание: воспитание бережного отношения к окружающей
среде, понимание необходимости соблюдения
баланса между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение универсальными познавательными
действиями Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных
объектов; устанавливать существенный признак классификации, основание для
обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,
относящихся к внешнему миру;
выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и
процессов, а также
процессов, происходящих в техносфере; самостоятельно выбирать способ решения
поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии. Базовые
исследовательские действия: использовать вопросы как
исследовательский инструмент познания;

формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой
информации; оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной
информации; опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов,
оценивать
погрешность измерения, уметь осуществлять арифметические действия с
приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения
учебных и познавательных задач; уметь оценивать правильность выполнения учебной
задачи, собственные возможности её решения; прогнозировать поведение технической
системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией: выбирать форму представления информации в
зависимости от поставленной задачи; понимать различие между
данными, информацией и знаниями; владеть начальными навыками
работы с «большими данными»; владеть технологией трансформации
данных в информацию, информации в знания.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями
Самоорганизация: уметь самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией; делать выбор и брать ответственность за
решение.
Самоконтроль (рефлексия): давать адекватную оценку
ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной
деятельности; вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи
или по осуществлению
проекта; оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости
корректировать цель и
процесс её достижения. Принятие себя и других: признавать своё право на ошибку
при решении задач или при реализации проекта, такое же право
другого на подобные ошибки.
Овладение универсальными коммуникативными действиями.
Общение: в ходе обсуждения учебного материала, планирования и
осуществления учебного проекта; в рамках публичного представления
результатов проектной деятельности; в ходе совместного решения задачи с
использованием облачных сервисов; в ходе общения с представителями
других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной
работы при реализации учебного проекта; понимать необходимость выработки
знаково-символических средств как необходимого условия
успешной проектной деятельности;

уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника — участника
совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы
логики; уметь распознавать некорректную аргументацию.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Модуль «Производство и технология»
характеризовать роль техники и технологий для прогрессивного развития общества;
характеризовать роль техники и технологий в цифровом социуме; выявлять причины и
последствия развития техники и технологий; характеризовать виды современных
технологий и определять перспективы их развития; уметь строить учебную и
практическую деятельность в соответствии со структурой технологии: этапами,
операциями, действиями;
научиться конструировать, оценивать и использовать модели в познавательной и
практической
деятельности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
соблюдать правила безопасности;
использовать различные материалы (древесина, металлы и сплавы, полимеры,
текстиль,
сельскохозяйственная продукция); уметь создавать, применять и преобразовывать знаки
и символы, модели и схемы для решения
учебных и производственных задач;
получить возможность научиться коллективно решать задачи с использованием
облачных сервисов; оперировать понятием «биотехнология»; классифицировать
методы очистки воды, использовать фильтрование воды; оперировать понятиями
«биоэнергетика», «биометаногенез».
Модуль «Технология обработки материалов и пищевых продуктов»
характеризовать познавательную и преобразовательную деятельность человека;
соблюдать правила безопасности;
организовывать рабочее место в соответствии с требованиями безопасности;
классифицировать и характеризовать инструменты, приспособления и
технологическое
оборудование;
активно использовать знания, полученные при изучении других учебных предметов, и
сформированные универсальные учебные действия;
использовать инструменты, приспособления и технологическое оборудование;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов,
приспособлений,
технологического оборудования;
получить возможность научиться использовать цифровые инструменты при
изготовлении предметов
из различных материалов;
характеризовать технологические операции ручной обработки
конструкционных материалов; применять ручные технологии обработки
конструкционных материалов; правильно хранить пищевые продукты;
осуществлять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов, сохраняя их
пищевую
ценность;

выбирать продукты, инструменты и оборудование для приготовления блюда;
осуществлять доступными средствами контроль качества блюда;
проектировать интерьер помещения с использованием программных сервисов;
составлять последовательность выполнения технологических операций для
изготовления швейных изделий;
строить чертежи простых швейных изделий;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения швейных
работ; выполнять художественное оформление швейных изделий;
выделять свойства наноструктур;
приводить примеры наноструктур, их использования в технологиях;
получить возможность познакомиться с физическими основы нанотехнологий и их
использованием для конструирования новых материалов.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
Наименование
№ разделов и тем
п/п программы

Дата
изучения

всего контрольные практические
работы
работы
Модуль 1. Производство и технология
1.1. Преобразовательная 5
1
деятельность
человека
1.2. Алгоритмы и
начала технологии

5

1

Виды деятельности

Виды, формы
контроля

характеризовать
Устный опрос;
познавательную и
преобразовательную
деятельность человека;
выделять
Практическая
алгоритмы
работа;
среди других
предписаний;
формулировать
свойства
алгоритмов;
называть
основное
свойство
алгоритма;
исполнять
алгоритмы;
оценивать результаты
исполнения алгоритма;
(соответствие или
несоответствие
поставленной
задаче);

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru
resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

1.3. Простейшие
механические
роботыисполнители

2

1

реализовывать
простейшие
алгоритмы с
помощью;
учебных программ
из коллекции
ЦОРов;
исполнение
программы;
планирование
пути
достижения
целей; выбор
наиболее;
эффективных
способов
решения
поставленной
задачи;
соотнесение
своих действий с
планируемыми;
результатами;
осуществление
контроля своей;
деятельности в
процессе достижения
результата;
программирование
движения робота;

Устный
опрос;
Практическая;
работа;
Тестирование;;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

1.4. Простейшие
машины и
механизмы

5

1

1.5. Механические,
электротехнические и
робототехнические
конструкторы

2

1

называть
основные виды
механических
движений;
описывать
способы
преобразования
движения из
одного; вида в
другой; называть
способы передачи
движения с
заданными;
усилиями и
скоростями;
изображать
графически;
простейшую схему
машины или
механизма; в том
числе с; обратной
связью;
конструирование
простейших
соединений с
помощью деталей
конструктора;

Тестирование;
Практическая
работа;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

Самооценка с
использованием
«Оценочного
листа»;
Устный
опрос;
Практическая;
работа;
Тестирование;;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

1.6. Простые
механические
модели

1.7. Простые
модели с
элементами
управления

10

5

1

1

выделять различные
виды движения в
будущей модели;
планировать движение
с заданными
параметрами;
планировать движение с
заданными параметрами с
использованием механической
реализации управления;
планировать движения с
заданиями параметрами с
использованием механической
реализации управления;

Итого по модулю
34
Модуль 2. Технологии обработки материалов и пищевых продуктов
2.1. Структура
5
1
объяснять назначение технологии;
технологии: от
называть основные элементы
материала к
технологической цепочки;
изделию
называть основные виды
деятельности в процессе;
создания технологии;
объяснять назначение;
технологии;
читать (изображать) графическую
структуру; технологической
цепочки;

Письменный
контроль;
Самооценка с
использованием
"Оценочного
листа";

Практическая
работа;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с;
использованием;
«Оценочного;
листа»;;

Устный опрос;
Практическая;
работа;
Тестирование;
Самооценка с;
использованием;
«Оценочного;
листа»;
;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

2.2. Материалы и
изделия.
Пищевые
продукты

10

2.3. Современные
5
материалы и их
свойства

2

1

сравнивать свойства бумаги,
ткани, дерева, металла;
называть основные свойства
бумаги и области её;
использования; называть
основные свойства ткани и;
области её использования;
называть основные свойства;
древесины и области её
использования; называть;
основные свойства металлов и
области их;
использования; называть
металлические детали машин; и
механизмов;
предлагать возможные способы
использования; древесных
отходов;
называть основные свойства
современных материалов и области
их использования;
формулировать основные
принципы создания;
композитных материалов;
сравнивать свойства бумаги;
ткани; дерева;
металла со свойствами
доступных; учащимся
видов пластмасс;

Практическая
работа;
Устный опрос;
Тестирование;
Самооценка с;
использованием;
«Оценочного;
листа»;;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

Практическая
работа;
Письменный;
контроль;
Устный;
опрос;
Тестирование;
Самооценка с;
использованием;
«Оценочного;
листа»;
;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru

2.4. Основные
ручные
инструменты

14

3

Итого по модулю
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34
68 0

14

называть назначение инструментов
для работы с данным материалом;
оценивать
эффективность;
использования данного
инструмента; выбирать
инструменты;
необходимые для
изготовления;
данного изделия; создавать с
помощью инструментов;
простейшие изделия из
бумаги; ткани; древесины;
железа;

Тестирование;
Устный опрос;
Практическая;
работа;
Самооценка с;
использованием;
«Оценочного;
листа»;

resh.edu.ru
uchi.ru
foxford.ru
infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».