Рабочая программа по курсу по выбору ЭКОЛОГИЯ ЖИВОТНЫХ для 7 класса

1. Планируемые результаты освоения учебного курса «Экология животных».
Личностные результаты освоения курса:
1)
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2)
реализация установок здорового образа жизни;
3)
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение животного мира; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым
объектам;
4)
формирование личностных представлений о ценности природы, осознание
значимости и общности глобальных проблем человечества;
5)
формирование уважительного отношения к истории, культуре,
национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и
миролюбия;
6)
формирование экологической культуры на основе признания ценности
жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
7)
развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего
мира.
Метапредметные результаты освоения курса:
1)
овладение
составляющими
исследовательской
и
проектной
деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты,
делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и
защищать свои идеи);
2)
умение
работать
с разными
источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках),
анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы
в другую;
3)
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4)
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
5)
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов,
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные планируемые результаты:
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
1) объяснение роли экологии в практической деятельности людей; места и роли
человека в природе; роли животных, в жизни человека; значения биологического
разнообразия для сохранения биосферы;
2) выявление изменчивости организмов; приспособлений животных к среде
обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между
особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
3) овладение методами экологической науки: наблюдение и описание
биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и
1

объяснение их результатов, формулировать гипотезы, конструировать, проводить
эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с
объективными реалиями жизни;
В ценностно-ориентационной сфере:
1) знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
2) анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния
факторов риска на здоровье человека;
3) ценностного отношения к объектам живой природы;
В сфере трудовой деятельности:
1)
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
В сфере физической деятельности.
1)
освоение приемов оказания первой помощи при заражении паразитическими
организмами, простудных заболеваниях, травмах;
2)
проведения наблюдений за состоянием животного организма;
В эстетической сфере:
1)
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой
природы;
Обучающийся научится:
1.
Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни животных;
2.
Характеризовать роль животных в природе;
3.
Аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.
4.
Описывать многообразие условий обитания животных. Называть основные
возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.
5.
Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных
форм взаимодействия между животными, разнообразия реакций животных на изменение
различных экологических факторов, редких и охраняемых животных своего региона.
6.
Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов,
особенности распространения животных в зависимости от действия экологических
факторов.
7.
Давать характеристику основным видам приспособлений животных к различным
экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.
8.
Объяснять взаимоотношения между животными разных видов, состояние
популяций животных по динамике популяционных характеристик.
9.
Объяснять значение различных экологических факторов для существования
животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия
животного мира для устойчивого развития экосистем.
10.
Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания
животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов животных
и в уменьшении их биоразнообразия.
Обучающийся получит возможность научиться:
1.
Проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
2.
Систематизировать и обобщать разные виды информации;
3.
Составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с
поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
4.
Организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе
осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
5.
Использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации,
сравнивания и обобщения учебного материала;
2

Работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

6.

2. Содержание тем элективного курса «Экология животных»
Введение. Введение. Что изучает экология животных
Условия существования животных. Экскурсия «Условия обитания животных».
Среда обитания и условия существования. Пища животных. Способы добывания пищи.
Вода в жизни животных. Воздух в жизни животных. Температура среды обитания. Свет в
жизни животных. Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных.
Роль животных в природе. Влияние растительноядных животных на растения.
Роль животных в опылении и распространении растений. Роль животных в образовании
горных пород и почв. Влияние животных друг на друга.
Животный мир суши. Животные тундры и лесов умеренной зоны. Животные степей,
саванн, прерий, пустынь. Животные тропических лесов и горных областей.
Животный мир морей и рек. Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и
пресноводных животных.
Животный мир почвы. Почва как среда обитания. Животные-землерои. Обобщающее
занятие по теме: «Животный мир экологических сред».
Сезонные изменения в жизни животных. Спячка и оцепенение. Миграции животных.
Взаимоотношения между животными. «Своя территория». Встреча будущих
родителей. Взаимодействие между родителями и детенышами.
Групповой образ жизни. Иерархия. Хищник-жертва, паразит-хозяин, животныенахлебники. Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными.
Численность животных. Численность животных: популяции животных, изменение
численности животных. Причины изменения численности животных.
Животные в природных сообществах. Животные биоценозов Иркутской области.
Животные биоценозов Боханского района.
Изменения в животном мире Земли Редкие и исчезающие животные. Животные,
истребленные человеком.
Охрана животных. Охраняемые территории России. Заповедные территории
Прибайкалья. Защита проектов.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10.

Тема

Кол-во
часов

Введение (1 час).
Введение. Что изучает экология животных.
1
Условия существования животных (8 часов)
Экскурсия «Условия обитания животных».
1
1
Среда обитания и условия существования.
Пища животных. Способы добывания пищи.
1
Вода в жизни животных.
1
Воздух в жизни животных.
1
Температура среды обитания.
1
Свет в жизни животных.
1
Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для 1
животных.
Роль животных в природе (4 часа).
Влияние растительноядных животных на растения.
1
3

11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.

31.
32.
33.
34.

Роль животных в опылении и распространении растений.
Роль животных в образовании горных пород и почв.
Влияние животных друг на друга.
Животный мир суши (3 часа).
Животные тундры и лесов умеренной зоны.
Животные степей, саванн, прерий, пустынь.
Животные тропических лесов и горных областей.
Животный мир морей и рек (1 час).
Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и
пресноводных животных.
Животный мир почвы (2 часа).
Почва как среда обитания. Животные-землерои.
Обобщающее занятие по теме: «Животный мир
экологических сред».
Сезонные изменения в жизни животных (2 часа).
Спячка и оцепенение.
Миграции животных.
Взаимоотношения между животными (5 часов).
«Своя территория». Встреча будущих родителей.
Взаимодействие между родителями и детенышами.
Групповой образ жизни. Иерархия.
Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники.
Конкуренция и взаимовыгодные отношения между
животными.
Численность животных (2 часа).
Численность животных: популяции животных, изменение
численности животных.
Причины изменения численности животных.
Животные в природных сообществах (2 часа).
Животные биоценозов Свердловской области.
Животные биоценозов
Среднего Урала.
Изменения в животном мире Земли (2 часа).
Редкие и исчезающие животные.
Животные, истребленные человеком.
Охрана животных (3 часа).
Красная книга. Охраняемые территории России.
Заповедные территории Среднего Урала.

4

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».