1. ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
КУРСА
ПО
ВЫБОРУ
«СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Личностные результаты
— умение соотносить поступки с принятыми нормами морали;
— умение анализировать различные ситуации свободного выбора, выявлять его
основания и последствия;
— умение различать формы чувственного и рационального познания, пояснять их
примерами;
— умение различать абсолютную и относительную истины;
— умение объяснить на конкретных примерах роль мировоззрения в жизни человека;
— умение объяснить взаимосвязь между правами и обязанностями человека и
гражданина, выражение собственного отношения к лицам, уклоняющимся от
выполнения конституционных обязанностей;
— умение оценивать правомерное и неправомерное поведения субъектов семейного
права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
— умение искать и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приёма
в образовательные организации профессионального и высшего образования;
— умение применять правовые нормы для разрешения конфликтов правовыми
способами.
Метапредметные результаты:
— умение различать виды деятельности, приводить примеры основных видов
деятельности;
— выявление особенностей научного познания;
— выявление связи науки и образования, анализ фактов социальной действительности в
контексте возрастания роли образования и науки в современном обществе;
— выражение и аргументация собственного отношения к роли образования и
самообразования в жизни человека;
— умение применять полученные знания о нормах гражданского права в практических
ситуациях, прогнозируя последствия принимаемых решений;
— умение выполнять познавательные задания на использование элементов причинноследственных связей;
— раскрытие связи между мышлением и деятельностью;
— способность к построению логической цепи рассуждений, умение слушать и вступать
в диалог, участие в коллективном обсуждении социальных и правовых проблем;
— умение использовать наглядные формы представления информации в качестве
источника социальных и правовых знаний.
Предметные результаты:
— выделение черт социальной сущности человека;
— определение роли духовных ценностей в обществе;
— умение распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их
примерами;
— умение различать виды искусства;
— выявление сущностных характеристик религии и её роли в культурной жизни;
— выявление роли агентов социализации на основных этапах социализации индивида;
— умение характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую)
систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
— выявление, анализ, систематизация и оценивание информации, иллюстрирующей
многообразие и противоречивость социального развития;
— умение приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных
изменений, аргументировать свои суждения, выводы;
— формулировка собственных суждений о сущности, причинах и последствиях
глобализации; иллюстрирование проявления различных глобальных проблем;
— сравнивание правовых норм с другими социальными нормами;
— выделение основных элементов системы права;
— выстраивание иерархии нормативных актов;
1
— выделение основных стадий законотворческого процесса в Российской Федерации;
— умение различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться
в ситуациях, связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями
гражданина РФ, с реализацией гражданами своих прав и свобод;
— аргументация важности соблюдения норм экологического права и характеристика
способов защиты экологических прав;
— раскрытие содержания гражданских правоотношений;
— умение характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
— умение характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового
договора;
— способность иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального
обеспечения;
— извлечение и анализ информации по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ).
Выпускник на базовом уровне научится:
выделять черты социальной сущности человека;
определять роль духовных ценностей в обществе;
распознавать формы культуры по их признакам, иллюстрировать их примерами;
различать виды искусства;
соотносить поступки и отношения с принятыми нормами морали;
выявлять сущностные характеристики религии и ее роль в культурной жизни;
характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве
и взаимодействии его основных сфер и институтов;
выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую
многообразие и противоречивость социального развития;
приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать
раскрывать взаимосвязь экономики с другими сферами жизни общества;
конкретизировать примерами основные факторы производства и факторные доходы;
объяснять механизм свободного ценообразования, приводить примеры действия законов спроса
и предложения;
, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской Федерации в банковской
системе РФ;
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для
экономики в целом и для различных социальных групп;
выделять объекты спроса и предложения на рынке труда, описывать механизм их
взаимодействия;
определять причины безработицы, различать ее виды;
высказывать обоснованные суждения о направлениях государственной политики в области
занятости;
объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической
рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;
анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов;
приводить примеры участия государства в регулировании рыночной экономики;
высказывать обоснованные суждения о различных направлениях экономической политики
государства и ее влиянии на экономическую жизнь общества;
различать важнейшие измерители экономической деятельности и показатели их роста: ВНП
(валовой национальный продукт), ВВП (валовой внутренний продукт);
различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
Социальные отношения
выделять критерии социальной стратификации;
анализировать социальную информацию из адаптированных источников о структуре общества
и направлениях ее изменения;
2
выделять особенности молодежи как социально-демографической группы, раскрывать на
примерах социальные роли юношества;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность самореализации
молодежи в условиях современного рынка труда;
выявлять причины социальных конфликтов, моделировать ситуации разрешения конфликтов;
конкретизировать примерами виды социальных норм;
характеризовать виды социального контроля и их социальную роль, различать санкции
социального контроля;
различать позитивные и негативные девиации, раскрывать на примерах последствия
отклоняющегося поведения для человека и общества;
определять и оценивать возможную модель собственного поведения в конкретной ситуации с
точки зрения социальных норм;
различать виды социальной мобильности, конкретизировать примерами;
выделять причины и последствия этносоциальных конфликтов, приводить примеры способов
их разрешения;
характеризовать основные принципы национальной политики России на современном этапе;
характеризовать социальные институты семьи и брака; раскрывать факторы, влияющие на
формирование института современной семьи;
выделять субъектов политической деятельности и объекты политического воздействия;
различать политическую власть и другие виды власти;
устанавливать связи между социальными интересами, целями и методами политической
деятельности;
высказывать аргументированные суждения о соотношении средств и целей в политике;
раскрывать роль и функции политической системы;
характеризовать государство как центральный институт политической системы;
различать типы политических режимов, давать оценку роли политических режимов различных
типов в общественном развитии;
обобщать и систематизировать информацию о сущности (ценностях, принципах, признаках,
роли в общественном развитии) демократии;
характеризовать демократическую избирательную систему;
различать мажоритарную, пропорциональную, смешанную избирательные системы;
устанавливать взаимосвязь правового государства и гражданского общества, раскрывать
ценностный смысл правового государства;
определять роль политической элиты и политического лидера в современном обществе;
конкретизировать примерами роль политической идеологии;
раскрывать на примерах функционирование различных партийных систем;
сравнивать правовые нормы с другими социальными нормами;
выделять основные элементы системы права;
выстраивать иерархию нормативных актов;
выделять основные стадии законотворческого процесса в Российской Федерации;
различать понятия «права человека» и «права гражданина», ориентироваться в ситуациях,
связанных с проблемами гражданства, правами и обязанностями гражданина РФ, с реализацией
гражданами своих прав и свобод;
обосновывать взаимосвязь между правами и обязанностями человека и гражданина, выражать
собственное отношение к лицам, уклоняющимся от выполнения конституционных
обязанностей;
аргументировать важность соблюдения норм экологического права и характеризовать способы
защиты экологических прав;
раскрывать содержание гражданских правоотношений;
применять полученные знания о нормах гражданского права в практических ситуациях,
прогнозируя последствия принимаемых решений;
различать организационно-правовые формы предприятий;
3
характеризовать порядок рассмотрения гражданских споров;
давать обоснованные оценки правомерного и неправомерного поведения субъектов семейного
права, применять знания основ семейного права в повседневной жизни;
находить и использовать в повседневной жизни информацию о правилах приема в
образовательные организации профессионального и высшего образования;
характеризовать условия заключения, изменения и расторжения трудового договора;
иллюстрировать примерами виды социальной защиты и социального обеспечения;
извлекать и анализировать информацию по заданной теме в адаптированных источниках
различного типа (Конституция РФ, ГПК РФ, АПК РФ, УПК РФ);
объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
Использовать полученные знания о социальных ценностях и нормах в повседневной жизни,
прогнозировать последствия принимаемых решений;
применять знания о методах познания социальных явлений и процессов в учебной
деятельности и повседневной жизни;
оценивать разнообразные явления и процессы общественного развития;
характеризовать основные методы научного познания;
выявлять особенности социального познания;
различать типы мировоззрений;
объяснять специфику взаимовлияния двух миров социального и природного в понимании
Общество как сложная динамическая система
Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием различных сфер жизни
общества и общественным развитием в целом;
выявлять, опираясь на теоретические положения и материалы СМИ, тенденции и
перспективы общественного развития;
систематизировать социальную информацию, устанавливать связи в целостной картине
общества (его структурных элементов, процессов, понятий) и представлять ее в разных
формах (текст, схема, таблица).
выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур;
выявлять противоречия рынка;
раскрывать роль и место фондового рынка в рыночных структурах;
раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
определять практическое назначение основных функций менеджмента;
определять место маркетинга в деятельности организации;
применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;
оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда;
раскрывать фазы экономического цикла;
высказывать аргументированные суждения о противоречивом влиянии процессов глобализации
на различные стороны мирового хозяйства и национальных экономик; давать оценку
выделять причины социального неравенства в истории и современном обществе;
высказывать обоснованное суждение о факторах, обеспечивающих успешность
самореализации молодежи в современных условиях;
анализировать ситуации, связанные с различными способами разрешения социальных
конфликтов;
выражать собственное отношение к различным способам разрешения социальных
конфликтов;
толерантно вести себя по отношению к людям, относящимся к различным этническим
общностям и религиозным конфессиям; оценивать роль толерантности в современном мире;
4
находить и анализировать социальную информацию о тенденциях развития семьи в
современном обществе;
выявлять существенные параметры демографической ситуации в России на основе анализа
данных переписи населения в Российской Федерации, давать им оценку;
выявлять причины и последствия отклоняющегося поведения, объяснять с опорой на
имеющиеся знания способы преодоления отклоняющегося поведения;
анализировать численность населения и динамику ее изменений в мире и в России.
находить, анализировать информацию о формировании правового государства и
гражданского общества в Российской Федерации, выделять проблемы;
выделять основные этапы избирательной кампании;
в перспективе осознанно участвовать в избирательных кампаниях;
отбирать и систематизировать информацию СМИ о функциях и значении местного
самоуправления;
самостоятельно давать аргументированную оценку личных качеств и деятельности
политических лидеров;
характеризовать особенности политического процесса в России;
анализировать основные тенденции современного политического процесса.
действовать в пределах правовых норм для успешного решения жизненных задач в разных
сферах общественных отношений;
перечислять участников законотворческого процесса и раскрывать их функции;
характеризовать механизм судебной защиты прав человека и гражданина в РФ;
ориентироваться в предпринимательских правоотношениях;
выявлять общественную опасность коррупции для гражданина, общества и государства;
применять знание основных норм права в ситуациях повседневной жизни, прогнозировать
последствия принимаемых решений;
оценивать происходящие события и поведение людей с точки зрения соответствия закону;
характеризовать основные направления деятельности государственных органов по
предотвращению терроризма, раскрывать роль СМИ и гражданского общества в
противодействии терроризму.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА ПО ВЫБОРУ «СОВРЕМЕННЫЕ ВОПРОСЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
Человек (4 часа)
Человек как результат биологической и социальной эволюции
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация.
Мышление и деятельность. Потребности и интересы человека.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность личности.
Познание и знание (5 часов)
Познание.
Виды человеческих знаний. Научное знание.
Основные особенности научного мышления.
Истина, ее критерии. Относительность истины.
Мировоззрение, его виды и формы.
Общество (7 часов)
Общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Основные институты
общества.
Общество и природа.
Многовариантность общественного развития. Понятие общественного прогресса.
Революционные и эволюционные изменения общества.
Типы обществ. Формационный и цивилизационный подходы. Сравнительная
характеристика локальной цивилизации и мировой (глобальной) цивилизации. Теории
локальных цивилизаций.
Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
5
Глобальные проблемы современности.
ХХ1 век и новые угрозы для человечества. Угрозы и вызовы для России в ХХ1 веке.
Духовная сфера жизни общества (8 часов)
Культура. Формы и разновидности культуры.
Искусство, его формы и основные направления.
Религия. Мировые религии: сравнительная характеристика.
Мировые религии: основные понятия.
Наука как социокультурный феномен. Научно-технический прогресс. НТР.
Типология наук. Социальные науки, их классификация.
Образование. Социальная и личностная значимость образования.
Мораль. Нравственная культура.
Социальная сфера (11 часов)
Социальные общности и социальные группы.
Социальная стратификация.
Социальный статус.
Социальная роль.
Социальная мобильность.
Молодежь как социальная группа.
Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты.
Российское законодательство о семье и браке.
Конституционное право. Конституция РФ (9 часов)
Конституционное право.
Конституция. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Гражданство.
Конституционные права и свободы человека и гражданина.
Система судебной защиты
прав человека.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Федеративное устройство РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации.
Право (14 часов)
Право в системе социальных норм.
Система российского права.
Законотворческий процесс.
Юридическая ответственность и ее виды.
Правоохранительные органы в России.
Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право.
Гражданско-правовая ответственность.
Гражданский процесс.
Споры и порядок их рассмотрения в гражданском судопроизводстве.
Предпринимательство и бизнес.
Трудовое право.
Административное право.
Уголовное право.
Международное право.
Политическая сфера жизни общества (11 часов)
Власть. Политическая власть. Государственная власть.
Политическая система, ее структура и функции.
6
Средства массовой информации в политической системе.
Государство. Признаки, функции, формы государства.
Политические партии и движения.
Политическая элита.
Законодательство РФ о выборах.
Избирательные системы.
Политический режим. Типы политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
10 класс (34 часов)
Кол№
во
урока
Тема урока
часов
1
2
3
4
Человек (4 часа)
Человек как результат биологической и социальной эволюции
Индивид, индивидуальность, личность. Социализация.
Мышление и деятельность. Потребности и интересы человека.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Ответственность
личности.
1
1
1
1
Познание и знание (5 часов)
5
6
7
8
9
Познание.
Виды человеческих знаний. Научное знание.
Основные особенности научного мышления.
Истина, ее критерии. Относительность истины.
Мировоззрение, его виды и формы.
16
Общество (7 часов)
Общество. Системное строение общества: элементы и подсистемы.
Основные институты общества.
Общество и природа.
Многовариантность общественного развития. Понятие общественного
прогресса. Революционные и эволюционные изменения общества.
Типы обществ. Формационный и цивилизационный подходы.
Сравнительная характеристика локальной цивилизации и мировой
(глобальной) цивилизации. Теории локальных цивилизаций.
Доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Глобальные проблемы современности.
ХХ1 век и новые угрозы для человечества. Угрозы и вызовы для России в
ХХ1 веке.
17
18
19
20
21
Духовная сфера жизни общества (8 часов)
Культура. Формы и разновидности культуры.
Искусство, его формы и основные направления.
Религия. Мировые религии: сравнительная характеристика.
Мировые религии: основные понятия.
Наука как социокультурный феномен. Научно-технический прогресс. НТР.
10
11
12
13
14
15
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
22
23
24
Типология наук. Социальные науки, их классификация.
Образование. Социальная и личностная значимость образования.
Мораль. Нравственная культура.
1
1
1
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Социальная сфера (10 часов)
Социальные общности и социальные группы.
Социальная стратификация.
Социальный статус и социальные роли.
Социальная мобильность.
Молодежь как социальная группа.
Социальные нормы.
Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.
Социальный контроль.
Семья и брак как социальные институты.
Российское законодательство о семье и браке.
11 класс (33 часа)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Колво
часов
№
урока Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Конституционное право. Конституция РФ (9 часов)
Конституционное право.
Конституция. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации.
Гражданство.
Конституционные права и свободы человека и гражданина.
Система судебной защиты прав человека.
Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба.
Федеративное устройство РФ.
Органы государственной власти Российской Федерации.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Право (14 часов)
Право в системе социальных норм.
Система российского права.
Законотворческий процесс.
Юридическая ответственность и ее виды.
Правоохранительные органы в России.
Судебная система Российской Федерации.
Гражданское право.
Гражданско-правовая ответственность.
Гражданский процесс.
Споры и порядок их рассмотрения в гражданском судопроизводстве.
Предпринимательство и бизнес.
Трудовое право.
Административное право.
Уголовное право.
Международное право.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Политическая сфера жизни общества (9 часов)
8
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Власть. Политическая власть. Государственная власть.
Политическая система, ее структура и функции.
Средства массовой информации в политической системе.
Государство. Признаки, функции, формы государства.
Политические партии и движения. Политическая элита.
Законодательство РФ о выборах. Избирательные системы.
Политический режим. Типы политических режимов.
Демократия, ее основные ценности и признаки.
Гражданское общество.
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1