ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Планируемые результаты освоения элективного курса «Социально-экономическая
география мира» 10 класс
Личностные результаты:
1.
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, своё прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2.
Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3.
Готовность к служению Отечеству, его защите;
4.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
6.
Толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
7.
Навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9.
Готовность и способность к образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. Эстетическое отношение к миру;
11. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
14. Сформированность экологического мышления, приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, применению различных методов познания;
4.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5.
Умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
6.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7.
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов.
Предметные результаты:
1.
Владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
2.
Владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3.
Сформированность процессов комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
4.
Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5.
Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций;
6.
Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7.
Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;
8.
Сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
2.Содержание курса по выбору
Тема 1. Страны современного мира
Типология стран современного мира. Размеры стран и положение на материке.
Государственное устройство стран: формы правления и административно-территориального
устройства.
Уровень социально-экономического развития. Развитые и развивающиеся страны.
Тема 2. География населения мира
Демография. Основные демографические показатели. Динамика численности
населения. Воспроизводство населения.
Половозрастной состав. Трудовые ресурсы. Расовый и этнический состав. Страны
однонациональные и многонациональные. Религия в жизни людей. Мировые национальные
религии. Этнорелигиозные конфликты.
Практические работы:
1.
Расчёт демографических параметров: естественного прироста рождаемости и
смертности.
2.
Определение на основании демографических параметров типа страны.
3.
Сравнительный анализ половозрастных пирамид разных стран.
Тема 3. Мировые природные ресурсы
Природа и человек. Развитие взаимоотношений природы и человека. Присваивающее
и производящее хозяйство. Природопользование. Экологические проблемы. Пути решения
экологических проблем. Проблемы истощения природных ресурсов. Проблемы загрязнения
окружающей среды.
Виды
природных
ресурсов.
Понятие
о
ресурсообеспеченности.
Ресурсообеспеченность стран мира.
Исчерпаемые невозобновимые ресурсы. Минеральные ресурсы: топливные, рудные,
нерудные. Исчерпаемые возобновимые ресурсы: земельные, водные, лесные.
Неисчерпаемые ресурсы: альтернативные источники энергии.
Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные, энергетические.
Практические работы:
1.
Расчёт обеспеченности отдельных стран различными видами природных
ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция
Международное географическое разделение труда. Формирование и развитие
мирового хозяйства. Глобализация.
Научно-техническая революция. НТР и отрасли мирового хозяйства. НТР и география
мирового хозяйства.
Тема 5. Отрасли мирового хозяйства
Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика.
География мировой энергетики. Чёрная и цветная металлургия: география и основные
тенденции развития. Машиностроение. Основные отрасли машиностроения. Региональный
аспект
машиностроения.
Химическая
промышленность.
Центры
химической
промышленности. Лесная промышленность.
Сельское хозяйство. Земледелие (растениеводство) и животноводство. Товарное и
потребительское сельское хозяйство.
Транспорт мира. Виды транспорта. Значение транспорта. Географические различия в
мировой транспортной системе.
Международные экономические отношения. Мировая торговля. Товарная структура
мировой торговли. Географическое распределение мировой торговли. Международные
кредитно-финансовые отношения. Научно-техническое и производственное сотрудничество.
Свободные экономические зоны (СЭЗ). Международные услуги. Международный туризм.
Практические работы:
1.
Определение факторов, влияющих на международную специализацию стран и
регионов.
2.
Характеристика главных центров современного мирового хозяйства.
3.
Определение основных направлений международной торговли.
3. Тематическое планирование
10 класс (34 часа)
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Раздел 1.Современная политическая карта мира (6 часов)
Многообразие стран современного мира. Воспитание
мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире.
2
3
Влияние международных отношений на политическую карту
мира.
1
4
Государственный строй стран мира.
1
5
Политическая география.
1
6
Повторение и обобщение по теме "Современная карта мира".
Контрольная работа №1.
1
1-2
Раздел 2.Природа и человек в современном мире (5 часов)
7
Взаимодействие общества и природы. Воспитание экологического
мышления, приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
1
8
Мировые природные ресурсы.
1
9
Загрязнение и охрана окружающей среды.
1
10
Географическое ресурсоведение и геоэкология.
1
11
Повторение и обобщение по теме "Природа и человек в
современном мире". Контрольная работа №2.
1
Раздел 3. География населения мира (5 часов)
12
Численность и воспроизводство населения. Воспитание
толерантного осознания и поведения в поликультурном мире,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения
1
13
Состав (структура) населения.
1
14
Размещение и миграции населения.
1
15
Городское и сельское население.
1
16
Повторение и обобщение по теме "География населения мира".
Контрольная работа №3.
1
Раздел 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов)
17
Характеристика научно-технической революции. Воспитание
основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества.
1
18
Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства
1
19
Современное мировое хозяйство и международное
географическое разделение труда
1
20
Основные факторы размещения производительных сил
1
21
Повторение и обобщение по теме "Научно-техническая
революция и мировое хозяйство". Контрольная работа №4.
1
Раздел 5.География отраслей мирового хозяйства (13 часов)
22
География промышленности. Воспитание готовности и
способности к образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности
1
23
Топливно-энергетический комплекс мира
1
24
Горнодобывающая промышленность
1
25
Металлургическая промышленность
1
26
Машиностроение
1
27
Химическая, лесная и деревообрабатывающая промышленность.
1
28
Легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.
1
29
География сельского хозяйства и рыболовство.
1
30
География транспорта
1
31
Всемирные экономические отношения.
1
32
Повторение и обобщение по теме "География отраслей мирового
хозяйства". Контрольная работа №5.
1
Всероссийские проверочные работы.
2
33-34.