Социально - психологическое тестирование обучающихся
15.02.2021
Уважаемые родители 7-11
классов!
Близится ежегодная
процедура проведения Социально-Психологического Тестирования (далее – СПТ), в
связи с чем напоминаем, что СПТ проводится на всей территории Российской
Федерации с 2014 года в различных типах образовательных организаций. Это
общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и
организации высшего профессионального образования.
СПТ проводится на
основании на основании Федерального закона № 120-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики
незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ» от 7 июня
2013 года, а также Приказа Минобрнауки России от 16 июля 2014 года №658.
Проблема зависимого
поведения подростков и молодежи является одной из самых болезненных для
современного общества. Результаты многочисленных научных исследований
свидетельствуют о том, что первые «случайные пробы» наркотических средств и
психоактивных веществ в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому
формированию зависимости, нарушению процесса социализации, различным негативным
последствиям и правонарушениям. При этом большинство подростков и молодежи
совершают «первую пробу» «из любопытства» и/или «за компанию», «для того, чтобы
испытать новые ощущения», а также «потому, что это модно», и они не хотят
«отличаться от одноклассников/одногруппников». Социально-психологическое
тестирование (далее СПТ) – наиболее действенный способ раннего выявления
склонности к зависимости у подростков и молодежи на сегодняшний день.
СПТ – это психодиагностическое обследование,
позволяющее выявлять исключительно психологические «факторы риска» возможного
вовлечения в зависимое поведение, связанные с дефицитом ресурсов
психологической «устойчивости» личности.
Социально-психологическое
тестирование не выявляет факта незаконного потребления наркотических средств
(НС) и психотропных веществ (ПВ). Тестирование носит, прежде всего,
профилактический характер, направлено на выявление склонности
подростков и молодежи к вовлечению в употребление наркотических и психоактивных
веществ и призвано удержать их от первых «экспериментов» с наркотиками, а также
своевременно принять необходимые профилактические меры.
Принципы проведения
социально-психологического тестирования:
• принцип
добровольности: обучающиеся от 15 лет самостоятельно, от 13 до 15 лет их
родители (законные представители) дают информированное добровольное согласие на
прохождение социально-психологического тестирования;
• принцип
конфиденциальности: результаты социально-психологического тестирования
сообщаются только лично обучающемуся, прошедшему тестирование, или родителям
(законным представителям), при условии его несовершеннолетия;
• принцип ненаказуемости:
результаты социально-психологического тестирования не являются основанием для
применения мер дисциплинарного взыскания;
• принцип помощи:
по результатам тестирования можно обратиться за помощью к психологу.
Результаты тестирования:
- не являются достаточным
основанием для постановки тестируемого на какой-либо вид учета (внутришкольный,
наркологический учет или постановки иного диагноза);
- могут лишь мотивировать
тестируемого обратиться за консультацией к психологу, а также воспользоваться
предложениями по участию в программах или мероприятиях, направленных на
развитие профилактической компетентности, навыков личностно-доверительного
общения, качеств личности, обеспечивающих оптимальную социально-психологическую
адаптацию;
- обобщенные, не
персональные результаты СПТ позволяют организовать эффективные
психопрофилактические мероприятия на уровне образовательного учреждения.
В случае выявления «группы риска» в
образовательной организации проводится анализ факторов риска, корректировка
профилактических программ, проведение дополнительных профилактических
мероприятий, включающих в себя тренинги с группами обучающихся, разъяснительную
работу с родителями, педагогами образовательной организации.
По реализации
профилактических мероприятий в образовательном учреждении следует этап
мобилизации социально-психологических ресурсов обучающихся, который включает:
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного,
успешного и ответственного поведения в обществе; развитие стрессоустойчивости и
навыков совладания со стрессом: принятия решений, обращения за социальной
поддержкой, избегания опасных ситуаций; развитие навыков саморегуляции и
самоорганизации личности; содействие осознания обучающимися ценности
безопасного образа жизни; формирование установки на здоровый образ жизни.
Более подробно
ознакомиться с информацией о проведении СПТ вы можете ознакомиться в
приложенных ниже материалах.
Уважаемые родители, мы
предлагаем вам выключиться в работу по ранней профилактике вовлечения
подростков в зависимое поведение!