ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа растительный и животный мир Урала на уровне основного общего образования составлена на
основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа растительный и животный мир Урала направлена на формирование естественно-научной
грамотности обучающихся и организацию изучения биологии и географии на деятельностной основе. В
программе учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе растительный и животный мир Урала определяются основные цели изучения биологии и
географии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии и
географии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого
года изучения программы.
Данная программа развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания,
позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и
применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой
деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения данной программы на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности растений и животных;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма животных;
формирование умений использовать информацию о растениях и животных;
формирование умений объяснять роль биологии и географии в практической деятельности людей, значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения видового разнообразия и охраны окружающей
среды.
Достижение целей программы обеспечивается решением следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и
средообразующей роли организмов;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения
за состоянием растительного и животного организма;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению природы и охраны
окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения программы составляет 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый в программе по Растительный и животный мир Урала перечень лабораторных и практических
работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках
основного государственного экзамена по биологии и географии.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс.
Систематические группы растений (10 ч.). Введение. Многообразие растительного мира. Уральский регион и его
представители низших растений. Высшие споровые растения Урала. Пр. р. «Изготовление и рассмотрение
поперечного среза вайи папоротника»; Голосеменные Урала. ПР. р. «Изготовление и рассмотрение поперечного
среза иглы сосны среза вайи папоротника»; Семенные растения Урала. Пр. р. «Изготовление и рассмотрение
продольного среза семени пшеницы».
Растения и человек. (5 ч). Красная книга растений Урала. Обобщение по теме: «Растения Урала»
Одноклеточные животные – простейшие (2 ч). Многообразие животного мира. Общая характеристика
простейших.
Многоклеточные животные. Кишечнополостные. (1ч)
Плоские, круглые, кольчатые черви (2 ч). Общая характеристика червей.
Членистоногие (3 ч). Общая характеристика членистоногих. Паукообразные и ракообразные. Насекомые Урала.
Пр. р «Строение насекомых»
Моллюски (2 ч). Общая характеристика моллюсков и их многообразие.
Рыбы (2 ч). Общая характеристика рыб и их многообразие.
Птицы (2ч). Общая характеристика птиц и их многообразие.
Млекопитающие (3 ч). Общая характеристика млекопитающих и их многообразие. Животные Красной книги Урала.
Обобщение по теме: «Животные Урала»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР УРАЛА
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ).
Освоение учебного предмета «Растительный и животный мир Урала» на уровне основного общего
образования должно обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы растительный и животный мир Урала основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений
воспитательной деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии и географии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и
советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии и географии в формировании эстетической культуры личности;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного
пункта, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией и географией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях,
взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, навыков исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа
биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы растительный и животный мир Урала основного общего
образования, должны отражать овладение следующими универсальными учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов),
основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации,
объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинноследственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения,
эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или
данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных
видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые
задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации
сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать информацию.
по
критериям,
предложенным
учителем
или
Коммуникативные универсальные учебные действия
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и
лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи,
нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования,
проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в
соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
учебной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких
людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в
групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать
свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным
участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед
группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность
социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя полученные знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе,
принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной
биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный
алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической
задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому
опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных
ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование
смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления
собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения программы растительный и животный мир Урала к концу обучения в 8
классе:
характеризовать принципы классификации растений, основные систематические группы растений
(водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В. Мичурин) и зарубежных (в том
числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о растениях, грибах, лишайниках, бактериях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология растений, микология,
бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство, род, вид, жизненная форма растений, среда
обитания, растительное сообщество, высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения,
водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные, бактерии, грибы, лишайники) в
соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений по изображениям, схемам,
моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств двудольных и однодольных
растений;
определять систематическое положение растительного организма (на примере покрытосеменных, или
цветковых) с помощью определительной карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений, микологии и микробиологии, в
том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными микропрепаратами,
исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение экологических факторов для
растений;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных сообществах, в хозяйственной
деятельности человека и его повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями по математике, физике,
географии, труду (технологии), литературе, и предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, бактериями, грибами, лишайниками,
описывать их, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической
посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения
информации из нескольких источников (2–3), преобразовывать информацию из одной знаковой системыв другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии,
сопровождать выступление презентацией с учётом особенностей аудитории обучающихся.
характеризовать зоологию как биологическую науку, её разделы и связь с другими науками и техникой;
характеризовать принципы классификации животных, вид как основную систематическую категорию,
основные систематические группы животных (простейшие, кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые
черви, членистоногие, моллюски, хордовые);
приводить примеры вклада российских (в том числе А. О. Ковалевский, К. И. Скрябин) и зарубежных (в том
числе А. Левенгук, Ж. Кювье, Э. Геккель) учёных в развитие наук о животных;
применять биологические термины и понятия (в том числе: зоология, экология животных, этология,
палеозоология, систематика, царство, тип, отряд, семейство, род, вид, животная клетка, животная ткань, орган
животного, системы органов животного, животный организм, питание, дыхание, рост, развитие, кровообращение,
выделение, опора, движение, размножение, партеногенез, раздражимость, рефлекс, органы чувств, поведение,
среда обитания, природное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать животных изучаемых систематических групп, отдельные органы и системы органов
по схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, простейших – по изображениям;
выявлять признаки классов членистоногих и хордовых, отрядов насекомых и млекопитающих;
выполнять практические и лабораторные работы по морфологии, анатомии, физиологии и поведению
животных, в том числе работы с микроскопом с постоянными (фиксированными) и временными
микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой
лаборатории;
сравнивать представителей отдельных систематических групп животных и делать выводы на основе
сравнения;
классифицировать животных на основании особенностей строения;
описывать усложнение организации животных в ходе эволюции животного мира на Земле;
выявлять черты приспособленности животных к среде обитания, значение экологических факторов для
животных;
выявлять взаимосвязи животных в природных сообществах, цепи питания;
характеризовать животных природных зон Земли, основные закономерности распространения животных по
планете;
раскрывать роль животных в природных сообществах;
иметь представление о мероприятиях по охране животного мира Земли;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за животными, описывать животных, их органы и
системы органов; ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Наименование
разделов и тем
программы
Количество часов
Всего
1
Систематические
группы растений
10
2
Растения и человек
5
3
Одноклеточные
животные простейшие
2
4
Многоклеточные
животные.
Кишечнополостные
1
5
Плоские, круглые,
кольчатые черви
2
6
Членистоногие
3
7
Моллюски
2
8
Рыбы
2
9
Земноводные и
Пресмыкающиеся
2
10
Птицы
2
Контрольные работы
Практические
работы
1,5
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
0,5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413368
11
Млекопитающие
3
0,5
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
2,5
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
1
2
3
4
5
Количество часов
Тема урока
Введение. Многообразие
растительного мира
Уральский регион и его
представители низших
растений
Высшие споровые растения
Урала. Пр. р. «Изготовление и
рассмотрение поперечного
среза вайи папоротника»;
Голосеменные Урала. ПР. р.
«Изготовление и
рассмотрение поперечного
среза иглы сосны».
Семенные растения Урала.
Пр. р. «Изготовление и
рассмотрение продольного
среза семени пшеницы».
Вс
его
Лабораторн
ые работы
Практические
работы
1
2
2
0,5
2
0,5
2
0,5
6
Красная книга растений
Урала
2
7
Растения и человек
1
8
Обобщение по теме:
«Растения Урала»
2
9
Многообразие животного
мира
1
10
Общая характеристика
простейших.
1
11
Общая характеристика
кишечнополостных
1
12
Общая характеристика червей
1
Дата
изучения
13
Общая характеристика
членистоногих. Паукообразные и
ракообразные
1
14
Насекомые Урала. Пр. р
«Строение насекомых»
2
15
Общая характеристика
моллюсков и их многообразие
2
16
Общая характеристика рыб и их
многообразие
2
17
Общая характеристика
пресмыкающихся и земноводных
и их многообразие
2
18
Общая характеристика птиц и их
многообразие
2
19
Общая характеристика
млекопитающих и их
многообразие
2
20
Животные Красной книги Урала
2
21
Обобщение по теме:
«Животные Урала»
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34
0,5
0,5
2,5
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Биология: 8-й класс: базовый уровень: учебник; 1-е издание Пасечник В.В., Суматохин
С.В., Гапонюк З.Г.; под редакцией Пасечника В.В. Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
География: 8 класс: базовый уровень: учебник; 13-е издание Алексеев А. И.,
Риколина В. В.,Лиркина Е. К., М, «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ