I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основании:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с 5 по 9 класс (вариант1)
(далее - АООП УО (вариант 1) МАОУ СОШ №26 разработанной в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования обучающихся
с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденным
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599 (далее - Стандарт);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 (далее - ФАООП УО);
Санитарно-эпидемиологических правил и
норм: СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПин 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
локальными актами КОУ «Ларьякская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вступает в силу с
01.09.2024г.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета
«Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных
объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного
эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений
в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально
значимых качеств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы
(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни
растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания,
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
− формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при
незначительных травмах;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам
живой и неживой природы.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево
леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы,
декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу
России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию
педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
2
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение
луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей
работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов
за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
−
адекватно использует терминологию; − умеет
подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то
ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на
поставленные вопросы;
3
− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых
недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие
классификации растений и животных.
Учитель должен обратить внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями
следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую
культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового
образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию
необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета
«Природоведение".
Основными
организационными формами
работы
на
уроке
природоведения
являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная
работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него
элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);
II.
4
− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют
при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой;
исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых
слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:
сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте,
рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение
заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение
схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№ п/ п
Название
раздела
1.
Введение
Количество Контрольные работы
часов
1
1
2.
Растительный мир
17
1
3.
Животный мир
35
1
4
Человек
12
1
5.
Обобщение
3
1
Итого:
68
5
5
III.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
Дата
во ча Программное содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
-Ко со
лв
Достаточный уровень
Введение - 1час
1
Живая природа:
04.09 1
растения, животные,
человек
Формирование
представлений о предметах
и явлениях живой природы,
умения дифференцировать
живую и неживую природу
Узнают объекты живой природы Выделяют существенные признаки
на иллюстрациях и фотографиях, объектов живой природы, относят
относят к объектам живой или объекты к живой или к неживой
неживой природе.
природе,
устанавливают
Называют изученные объекты. В взаимосвязи между живой и
рабочих
тетрадях
обводят неживой природой.
картинки с изображением живых Выписывают в тетрадь общие
организмов
признаки живых организмов
Растительный мир – 17 часов
6
3
Разнообразие
06.09 1
растительного мира
Формирование
представлений
о
многообразии
растительного мира.
Разнообразие
растений.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Значение растений
Среда
растений
Формирование
Узнают растения леса, водоемов,
представлений о среде садов, огородов на иллюстрациях
обитания
растений
ии
фотографиях,
называют
многообразии
изученные
объекты,
относят
растительного
мира. растения к разным группам
Растения леса (деревья, (растения леса, водоемов, садов,
травянистые
растения). огородов).
Растения луга (травы:
Выполняют задание в рабочей
клевер, васильки, лютики). тетради: продолжи предложения.
Растения водоемов
Записывают
среду
обитания
(камыш, рогоз, кувшинки). растений
Растения полей, садов,
огородов (пшеница, рожь,
овощи, фрукты)
обитания 11.09 1
Узнают
растения
на Называют
представителей
иллюстрациях и фотографиях, растительного мира, выделяют
называют изученные объекты; признаки
дикорастущих
и
рассказывают
о
значении культурных растений, относят
растений. Дописывают в тетрадь растения к разным группам на
определения, используя текст основании
этих
признаков;
учебника:
дикорастущие, рассказывают
о
значении
культурные.
растений
и
их
роли
в
Зарисовывают в тетрадь овощи и окружающем мире. В рабочих
фрукты
тетрадях рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название
культурных
и
дикорастущих растений
Знают
места
произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса, луга,
водоемов, полей, садов, огородов.
Заполняют схему «Среда обитания
растений»,
рассказывают,
где
встречаются эти растения
7
Строение растений
4
5
13.09 1
Формирование
Узнают
части
растений
наУзнают и называют части растений,
представлений о частяхиллюстрациях и фотографиях, и показывают их на натуральных
растений и их функциях. называют изученные объекты, объектах, картинах, схемах, знают
Части растения: цветок,рассказывают
о
назначении функции частей растений и их
стебель, лист, корень.
органов растений.
значение для растения.
Внешний вид. Значение
Раскрашивают части растений на Выполняют
задания:
рисунке в рабочей тетради,раскрашивают части растений в
соединяют части растения и его рабочей тетради и подписывают их;
название,
используя
помощь узнают растения по их контуру,
учителя
соединяют части растения и его
название
Деревья, кустарники, 18.09 1
травы
Закрепление, уточнение иУзнают
деревья,
кустарники, Выполняют
классификацию
расширение представленийтравы
на
иллюстрациях
и растений и признаки разных групп,
о деревьях, кустарниках, фотографиях, называют изученные относят растения к разным группам
травах
объекты, относят растения кна основании основных признаков.
разным группам – деревьям, Заполняют таблицу в рабочей
кустарникам, травам, называют тетради,
приводят
примеры
представителей
разных групп растений (деревья, кустарники,
растений.
травы) своей местности
Дописывают
предложения
в
рабочей тетради: о каких деревьях
говорится в предложениях
8
6
Лиственные деревья 20.09 1
Закрепление, уточнение и Называют лиственные растения
расширение представлений на иллюстрациях и фотографиях.
о лиственных деревьях, Показывают изученные объекты,
формирование
относят растения к изучаемой
представления о видах группе. Называют лиственные
лиственных деревьев.
дикорастущие
и
культурные
Признаки
лиственных деревья (по 2 представителя). В
деревьев. Листопад.
рабочей тетради подчеркивают
Дикорастущие
и
названия лиственных деревьев;
культурные лиственные
раскрашивают
деревья
на
деревья
рисунках
Знают классификацию растений,
знают
признаки
лиственных
растений, относят растения к
лиственным
на
основании
основных признаков. Называют
представителей
лиственных
дикорастущих
и
культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным
группам
с
учетом
различных
оснований
для
классификации
(лиственное,
дикорастущее,
культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание с
названием дерева
9
7
Хвойные деревья
25.09 1
8
Час здоровья
27.09
Закрепление, уточнение и Узнают хвойные растения на Знают
признаки
хвойных
расширение представлений иллюстрациях и фотографиях, растений, относят растения к
о лиственных деревьях. называют изученные объекты, хвойным на основании основных
Признаки
хвойныхотносят растения к изучаемой признаков. Называют
деревьев. Хвойный лес.
группе,
называют
хвойные представителей хвойных растений
Тайга
деревья (по 2 представителя). На (3 представителя).
рисунках подписывают названия Относят хвойные растения к
хвойных деревьев. Записывают в разным
группам
с
учетом
тетрадь ответ на вопрос: как различных
оснований
для
называется хвойный лес,
классификации
(хвойное,
используя рисунок
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия
10
9
Дикорастущие
кустарники
10 Культурные
кустарники
02.10 1
Формирование
Узнают
дикорастущие
представлений
о кустарники на иллюстрациях и
дикорастущих кустарниках фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют
дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном
перечне
дикорастущих растений
04.10 1
Формирование
представлений
культурных
кустарниках
Знают классификацию растений,
о признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных
кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений
Узнают
и
называют
дикорастущие кустарники (не
менее
3),
выделяют
существенные
признаки
дикорастущих
кустарников,
относят изученные растения к
различным группам (кустарники,
дикорастущие кустарники) с
учетом
оснований
для
классификации.
В
тетради
подписывают на рисунке части
кустарника.
Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные
признаки
культурных кустарников, относят
изученные растения к различным
группам (кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду на
кустарниках
11
11
12
Травы
Декоративные
растения
09.10 1
11.10 1
Закрепление,
уточнение
и
расширение
представлений
о
травах.
Формирование
представлений
о
дикорастущих
и
культурных
травах.
Использование
человеком культурных
растений
Формирование
представлений
декоративных
растениях
Узнают и называют дикорастущие и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным
группам
(травы
дикорастущие и культурные) с
учетом
оснований
для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением
травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы
Узнают декоративные растения на
о иллюстрациях
и
фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений. Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
выписывают буквы с одинаковых
лепестков и составляют названия
цветов; рисуют букет для мамы,
используя предложенные
Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой группе,
называют
дикорастущие
и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают
какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует
Узнают и называют декоративные
растения
(не
менее
5),
выделяют
существенные
признаки
декоративных растений. Используя
текст учебника, дописывают в
рабочую
тетрадь
определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя слова
для справок: выписывают названия
декоративных цветов, кустарников,
деревьев
12
рисунки цветов
13
Лекарственные
растения
16.10 1
Формирование
Узнают лекарственные растения Узнают и называют лекарственные
представлений
о (ромашка, шиповник, календула) на растения,
относят
изученные
лекарственных
иллюстрациях
и
фотографиях, растения к различным группам
растениях.
Лечебные называют
изученные
объекты, (дикорастущие и культурные) с
свойства. Правила их относят растения к изучаемой учетом
оснований
для
использования
группе, рассказывают о значении классификации.
лекарственных
растений.
По Используя рисунки в рабочей
картинкам в тетради собирают тетради, собирают травы для
лекарственные травы для домашней домашней аптечки; объясняют, как
аптечки
они лечат разные болезни
13
14
Комнатные растения. 18.10 1
Уход за комнатными
растениями
Закрепление, уточнение Узнают комнатные растения
на
и
расширение иллюстрациях
и
фотографиях,
представлений
о называют изученные объекты, имеют
комнатных растениях, представление
о
значении
формирование умения комнатных
растений,
относят
ухаживать
за отдельные растения к группе
комнатными
комнатных растений, выполняют
растениями
действия по уходу за растениями под
контролем учителя
Узнают и называют комнатные
растения,
относят
изученные
растения к комнатным на основании
сходных признаков, осуществляют
деятельность по
уходу за комнатными растениями
15
Растительный
мир 23.10 1
разных районов
Земли
Формирование
Узнают и называют изученные
представлений
о растения
(по
1–2
растения),
разнообразии
выделяют существенные признаки
растительного
мира растений холодного и жаркого
Земли, о зависимости районов Земли, называют сходные по
внешнего
вида внешним
признакам
объекты,
растений от среды известные из других источников,
обитания
объясняют свое решение, имеют
представления
о
взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие
в
районах
с
холодным, умеренным и жарким
климатом
Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным
климатом,
жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты,
относят
изученные
растения к разным группам по месту
произрастания, называют растения,
произрастающие в районах с
умеренным климатом. В тетради
заполняют таблицу: выписывают
названия растений, которые растут в
районах с холодным, умеренным и
жарким климатом
14
16
Растения нашей страны
25.10 1
Формирование
Узнают и называют различные Узнают и называют изученные
представлений
о районы нашей страны (тундра, растения (по 2–3 растения),
многообразии
леса,
степь,
пустыня)
на выделяют существенные признаки
растительного мира
иллюстрациях и фотографиях, растений разных районов России,
России
называют изученные объекты, называют
растения,
называют
растения, произрастающие
в
России,
произрастающие в нашей стране. известные из других источников,
Описывают одно из деревьев имеют
представления
о
своей местности по плану, взаимосвязях
внешнего
вида
используя опорные слова
растения и места обитания.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану
17
Растения своей местности: 30.11 1
дикорастущие и культурные
Закрепление знаний о Узнают растения своей местности Называют
растения,
растительном
мире на иллюстрациях и фотографиях. произрастающие
в
своей
России.
Обобщение Называют изученные объекты. местности.
Относят растения
знаний о растениях Относят изученные растения к своей местности к различным
своей
местности, разным
группам,
называют классификациям
(деревья,
формирование
растения своей местности.
кустарники, травы; дикорастущие,
представлений
о Описывают один из кустарников культурные;
декоративные).
растительном
мире по
Описывают один из
своего края
плану, используя помощь учителя кустарников по плану
18
Красная книга России и 01.11 1
своей области (края)
Формирование
Узнают
растения
Красной
представлений
о книги (ландыш, колокольчик,
необходимости
кувшинка) на иллюстрациях и
охраны природы
фотографиях,
называют
(растительного мира), изученные объекты, называют
знакомство с Красной растения из Красной книги
книгой
своей местности, рассказывают
о значении Красной книги
Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные
из других источников, знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе, выполняют
доступные возрасту
природоохранительные действия
15
2 четверть
19
Красная книга
ХМАО
20
Повторительнообобщающий 08.11
урок
06.11
Животный мир
16
21
Разнообразие
животного мира
22
Среда
обитания 15.11 1
животных.
Животные суши и
водоемое.
13.11 1
Формирование
представлений
многообразии
животного мира
Узнают животных на иллюстрациях
о и фотографиях. Называют животных.
Относят животных к разным группам
в зависимости от классификации
(размер,
способ
передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства) с опорой на учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем
Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии
животного мира
Узнают животных суши, водоемов и
птиц
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к разным
группам (животные суши, водоемы,
птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками рисунок
с местом обитания животных
Называют
представителей
животного мира, выделяют признаки
животных. Относят животных к
разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ
передвижения,
питание,
места
обитания, выведение потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного
мира
по
плану;
заполняют
таблицу,
приводя
примеры названий животных с
разными способами передвижения
Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных из
других источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают по рисункам животных
разных мест обитания, делают вывод
о разных способах приспособления к
местам обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных
17
23
Животные:
20.11 1
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие
Формирование
Узнают
насекомых,
рыб,
представлений
о земноводных,
пресмыкающихся,
многообразии
птиц,
млекопитающих
на
животного мира на иллюстрациях
и
фотографиях,
основе имеющихся у называют
изученные
объекты,
школьников знаний
относят животных к разным группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради,
соотнося
название
животного с названием группы.
Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных
к разным группам с учетом
основных признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных по
группам, используя иллюстрации и
рисунки.
24
Насекомые
Формирование
представлений
многообразии
насекомых
Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках
в
рабочей
тетради
части
тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных
особенностях
насекомых
22.11 1
Узнают насекомых на иллюстрациях
о и фотографиях. называют изученные
объекты, имеют представление о
значении насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых
18
25
Бабочки,
жуки
стрекозы,27.11 1
Уточнение
иУзнают жуков, бабочек, стрекоз на Узнают и называют представителей
расширение
иллюстрациях
и
фотографиях, насекомых (жуки, бабочки, стрекозы)
представлений
оотносят жуков, бабочек, стрекоз к в натуральном виде, естественных
бабочках,
стрекозах,изученной
группе
животных, условиях,
рисунках;
выделяют
жуках
называют изученные объекты, имеют существенные признаки насекомых,
представление о значении
жуков, имеют представления о взаимосвязях
бабочек,
стрекоз
в
природе. между изученными объектами и их
Рассказывают по рисункам, что местом в окружающем мире.
общего у всех насекомых. Заполняют Описывают особенности внешнего
таблицу в тетради, используя слова вида одного из насекомых по плану и
для
справок:
выписывают иллюстрациям. Заполняют
отличительные
особенности
насекомых
26
Кузнечики, муравьи, 29.11 1
пчелы
каждой
группы таблицу в тетради, используя слова
для
справок:
выписывают
отличительные особенности каждой
группы насекомых, обосновывают
свой выбор
Уточнение
иУзнают кузнечиков, пчел, муравьев на Узнают и называют насекомых
расширение
иллюстрациях
и
фотографиях, (кузнечики, пчелы, муравьи) в
представлений
оназывают
изученные
объекты,натуральном виде, естественных
кузнечиках, муравьях, относят
к
изученной
группе условиях,
картинах;
выделяют
пчелах
животных, имеют представление о существенные признаки насекомых,
значении кузнечиков, пчел, муравьев знают
и
соблюдают
правила
в природе.
безопасного поведения в природе.
Рисуют муравейник, рассказывают о Описывают внешний вид кузнечика
жизни обитателей муравейника
по плану
19
27
Рыбы
04.12 1
Уточнение
и Узнают рыб на иллюстрациях и Узнают и называют рыб, выделяют
расширение
фотографиях, называют изученные
существенные признаки рыб, имеют
представлений о рыбах объекты, имеют представление о
представление о взаимосвязях между
значении рыб в природе. Называют изученными объектами (рыбами) и
части тела рыбы по рисунку
их местом в окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют
отличительные
особенности
рыб.
Заполняют
пропуски на карточке: внешний вид
и образ жизни рыб
20
28
Морские и речные 06.12 1
рыбы
Формирование
Узнают морских и пресноводных рыб
представлений
о (сельдь, камбала, лосось, сом, щука)
морских
и
речных на иллюстрациях и фотографиях,
рыбах
называют
изученные
объекты,
относят сельдь, треску, камбалу,
лосося, карася, окуня, сома, щуку к
изученной
группе
животных.
Относят изученных рыб к морским и
пресноводным. Составляют рассказ
об одной из рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.
29
Земноводные.
Лягушки. Жабы
Формирование
Узнают земноводных – лягушек и Узнают и называют земноводных,
представлений
о жаб
–
на
иллюстрациях
и выделяют существенные признаки
земноводных животных фотографиях, называют изученные земноводных – жаб и лягушек;
на примере жабы и объекты, относят лягушек и жаб к имеют представления о взаимосвязях
лягушки
изученной группе животных, имеют между изученными животными и их
представление о значении жаб и местом в окружающем мире.
лягушек в природе
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных
11.12 1
Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях,
картинах;
выделяют
существенные признаки морских и
речных рыб, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами
и
их
местом
в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(пресноводные,
морские, хищные).
Заполняют
таблицу,
пользуясь
текстом
учебника,
название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из рыб
по плану
21
30
Пресмыкающиеся. 13.12 1
Змеи,
ящерицы,
крокодилы
Формирование
представлений
о
пресмыкающихся
животных на примере
змей,
ящериц,
крокодилов
Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц,
крокодилов
на
иллюстрациях
и
фотографиях,
называют
изученные
объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление
о
значении
пресмыкающихся
в
природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом ряду
названий групп животных лишнее
слово, пишут обобщающее слово для
остальных названий животных
Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся,
выделяют
существенные
признаки
змей,
ящериц,
крокодилов;
имеют
представления о взаимосвязях между
изученными объектами и их местом
в окружающем мире. В рабочей
тетради соединяют линией описание
с названием групп животных;
подписывают представителей
31
Птицы
Уточнение
и
расширение
представлений
о
птицах.
Места
обитания.
Значение
птиц в природе
Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок
Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки
птиц. Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие.
Подписывают на рисунках в рабочих
тетрадях части тела птицы
18.12 1
22
32
Ласточки, скворцы, 20.12 1
снегири, орлы
Формирование
представлений
о
многообразии
птиц.
Формирование
представлений
о
ласточках,
скворцах,
снегирях, орлах
Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют изученные
объекты, относят ласточек, скворцов,
снегирей, орлов к изученной группе
животных. Относят изученных птиц
к перелетным или зимующим.
Выполняют задание на карточке:
Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки
птиц. Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
окружающем мире. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, хищные.
В рабочих тетрадях подписывают
заканчивают
предложение
об рисунки с изображением птиц,
особенностях внешнего вида птиц
соединяют изображения птиц с
местами их обитания
33
Лебеди,
чайки
журавли, 25.12 1
Формирование
Узнают и называют птиц (лебеди,
представлений
о журавли, чайки) на иллюстрациях и
многообразии
птиц. фотографиях. называют изученные
Формирование
объекты. Выделяют существенные
представлений
о признаки птиц с помощью учителя.
лебедях,
журавлях, Относят
изученных
птиц
к
чайках
перелетным
или
зимующим.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.
Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли,
чайки).
Выделяют
существенные признаки птиц, имеют
представления о взаимосвязях между
внешним видом и образом жизни
птиц и их средой обитания. Относят
птиц
к
различным
группам:
перелетные,
зимующие,
водоплавающие. Называют морских,
речных птиц, птиц, живущих около
водоемов, известных из других
источников. Соединяют в рабочей
тетради изображения птиц с местами
их обитания; объясняют свой выбор
3 четверть
23
34
Птицы своего края. 29.01 1
Охрана птиц
Расширение
и Называют птиц, обитающих в своей Называют птиц, обитающих в своей
уточнение знаний о местности. Относят птиц, обитающих местности, выделяют существенные
птицах
своей в своей местности, к различным признаки птиц. Относят птиц,
местности. Типичные группам
с
учетом
различных обитающих в своей местности, к
птицы своего края.
оснований
для
классификации: различным группам с учетом
Охрана птиц
перелетные
–
зимующие, различных
оснований
для
водоплавающие
(с
помощью классификации:
перелетные
–
учителя). Называют и соблюдают зимующие,
водоплавающие.
правила безопасного поведения в Называют и соблюдают правила
природе. Рисуют в тетради рядом с безопасного поведения в природе,
кормушкой одну из зимующих птиц выполняют доступные возрасту
природоохранительные
действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края
24
35
Млекопитающие
31.01 1
Формирование понятия Узнают и называют
млекопитающие
на млекопитающих на иллюстрациям и
основе уточнения и фотографиям.
Относят
расширения
млекопитающих к разным группам,
имеющихся
имеют представление о значении
представлений:
млекопитающих
в природе.
признаки, внешний вид, Дополняют предложения в рабочей
детеныши,
среда тетради
об
отличительных
обитания (суша и вода) особенностях
млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия
Узнают
и
называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки
млекопитающих.
Называют млекопитающих из тех,
которые были изучены на уроках,
или
известных
из
других
источников.
Относят
млекопитающих
к
различным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации: обитающие в воде
и на суше, хищные, травоядные,
всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок
3 четверть
25
36
Млекопитающие
суши
05.02 1
Формирование
Узнают млекопитающих суши на Узнают и называют (не менее 5)
представлений
о иллюстрациях
и
фотографиях, млекопитающих
суши
(лесов,
млекопитающих суши называют
изученные
объекты. степей, пустынь) в натуральном виде
на основе имеющихся Узнают животных суши на рисунках в естественных условиях и на
знаний.
Животные в рабочей тетради, по контуру картинах, имеют представления о
лесов, степей, пустынь соединяют линиями с местами их взаимосвязях
между
обитания
млекопитающими и их местом в
окружающем
мире,
называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова, которые
подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши
26
37
Млекопитающие
морей и океанов
07.02 1
Формирование
Узнают млекопитающих морей и Узнают и называют млекопитающих
представлений
о океанов (китов, дельфинов) на морей и океанов (киты, тюлени,
млекопитающих морей иллюстрациях
и
фотографиях, дельфины) в натуральном виде в
и океанов: признаки, называют
изученные
объекты, естественных
условиях
и
на
внешний вид
называют млекопитающих морей и картинах. Имеют представления о
океанов.
взаимосвязях между
Выписывают в тетрадь, используя млекопитающими морей и океанов
текст учебника, как приспособился (внешний вид, образ жизни) и их
организм млекопитающих животных местом в окружающем мире.
к обитанию в морях и океанах
Называют млекопитающих морей и
океанов из тех, которые были
изучены на уроках, или известных из
других источников, объясняют свой
выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные особенности
водных млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие
отличаются
от
сухопутных
38
Домашние животные 12.02 1
в городе и деревне
Расширение
и Узнают домашних животных
на Узнают и называют домашних
уточнение
иллюстрациях
и
фотографиях, животных в натуральном виде в
представлений
о называют
изученные
объекты, естественных
условиях
и
на
домашних животных: называют
домашних
животных, картинах, выделяют существенные
признаки, внешний вид относят домашних животных к признаки
домашних
животных,
разным
группам
(птицы, называют домашних животных из
млекопитающие), имеют
тех, которые были изучены на
представление о значении домашних уроках или известных из других
животных.
источников, объясняют свой выбор.
27
Выписывают в таблицу рабочей Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и домашних тетради, используя свои примеры,
животных из стихотворения
названия
диких
и
домашних
животных
39
Сельскохозяйствен
ные животные:
лошади
14.02 1
Расширение
и Узнают лошадей на иллюстрациях Узнают и называют лошадей в
уточнение
и
фотографиях,
называют натуральном виде в естественных
представлений
о изученные объекты,
относят условиях и на картинах, выделяют
лошадях.
лошадей к домашним животным, существенные признаки лошадей,
Формирование
имеют представление о значении относят лошадей к разным группам с
представлений
о лошадей.
учетом различных оснований для
сельскохозяйственны х Включаются в дидактическую игру классификации (перевозка грузов,
животных:
внешний «Где чей детеныш?»
спортивные соревнования, цирк,
вид,
питание,
полиция).Сформированы
использование
представления к самостоятельной
человеком
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
вписывают
названия
животных и их детенышей
40
Сельскохозяйствен 19.02 1
ные
животные:
коровы
Расширение
и Узнают коров
на иллюстрациях и Узнают и называют коров в
уточнение
фотографиях, называют изученные натуральном виде в естественных
представлений
о объекты, относят коров к домашним условиях и на картинах, выделяют
коровах.
животным, имеют представление о существенные
признаки
коров,
Формирование
значении коров в жизни человека. относят коров к определенным
представлений
о Описывают внешний вид коровы по группам
животных
с
учетом
сельскохозяйственны х плану и опорным словам
различных
оснований
для
животных:
внешний
классификации
(млекопитающие,
вид,
питание,
домашние,
сельскохозяйственные
использование
животные).
человеком,
уход
и
Описывают внешний вид коровы по
содержание
плану
28
41
Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи
21.02 1
Расширение
и
уточнение
представлений о козах,
овцах,
свиньях.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственны х
животных
Узнают и называют коз, овец, Узнают и называют коз, овец, свиней
свиньях
на иллюстрациях и в натуральном виде в естественных
фотографиях, относят коз, овец, условиях и на картинах, выделяют
свиней
к домашним животным, существенные
имеют представление о значении коз, признаки изученных животных.
овец, свиней.
Составляют рассказ об одном из
Рассказывают об одном из животных животных по плану
с опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный учителем
42
Домашние
птицы: 26.02 1
куры, утки, индюки
Расширение
и
уточнение
представлений о курах,
утках,
индюках.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственны х
птицах: внешний вид,
использование
человеком, уход и
содержание
Узнают кур, уток, индюков на Узнают и называют домашних птиц
иллюстрациях
и
фотографиях, (кур, уток, индюков) в натуральном
называют
изученные
объекты, виде в естественных условиях и на
относят кур, уток, индюков к картинах, выделяют существенные
домашним
птицам,
имеют признаки изученных животных,
представление о значении кур, уток, относят
домашних
птиц
к
индюков.
определенным группам с учетом
В рабочей тетради узнают
на различных
оснований
для
рисунках
домашних
птиц
и классификаций (птицы, домашние,
подписывают их названия.
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на
рисунках
домашних
птиц
и
подписывают
их
названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве по
внешнему виду
29
43
Уход за животными в28.02 1
живом уголке или
дома
Формирование
Узнают животных «живого уголка» Узнают и называют животных
представлений
она иллюстрациях и фотографиях, «живого уголка» в натуральном виде
«живом
уголке», называют
изученные
объекты,в естественных условиях и на
правилах
ухода
зазнакомятся с правилами выполнениякартинах, относят животных «живого
животными в «живомнесложных действий по уходу за уголка» к определенным группам
уголке».
животными в «живом
(птицы, рыбы,
Общие правила ухода зауголке» под руководством учителя, млекопитающие, пресмыкающиеся),
животными в «живомимеют представление о значении знают о правилах по уходу за
уголке» или дома
«живого уголка».
животными в «живом уголке»,
В рабочей тетради подчеркивают выполняют доступные возрасту
названия животных, которые могут действия по уходу за животными. В
жить дома или в живом уголке
рабочей
тетради
подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
44
Аквариумные рыбки 05.03 1
Формирование
Узнают аквариумных рыбок на Узнают и называют аквариумных
представлений
обиллюстрациях
и
фотографиях, рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
аквариумных рыбах наназывают
изученные
объекты,натуральном виде в естественных
основе
имеющихся знакомятся с правилами выполненияусловиях и на картинах, выделяют
знаний.
Правиланесложных действий по уходу за существенные признаки аквариумных
содержания и ухода за аквариумными
рыбками
подрыбок, знают правила ухода и
аквариумными рыбками руководством учителя. В рабочейсодержания
за
аквариумными
тетради
узнают
на
рисунках рыбами.
аквариумных рыбок и подписывают В рабочей тетради подписывают
их названия; зачеркивают лишнюю рисунки
аквариумных
рыбок;
рыбку, используя помощь учителя
зачеркивают лишнюю рыбку
30
45
Канарейки, попугаи 07.03 1
Формирование
Узнают певчих и декоративных птиц
представлений
о на иллюстрациях и фотографиях,
декоративных и певчих называют
изученные
объекты,
птицах
на
основе называют
известные
учащимся
имеющихся
знаний: певчих и декоративных птиц,
внешний вид, правила знакомятся с правилами выполнения
содержания и ухода несложных действий по уходу за
дома или в «живом певчими и декоративными птицами
уголке»
под руководством учителя.
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц
(канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных
условиях
и
на
картинах. Выделяют существенные
признаки певчих и декоративных
птиц.
Называют
певчих
и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других
В рабочей тетради узнают на источников, знают правила ухода и
рисунках птиц и подписывают их содержания певчих и декоративных
названия, используя слова для птиц.
справок. Обводят названия певчих В рабочей тетради подписывают
птиц, используя помощь учителя
рисунки названиями птиц, используя
слова для справок. Обводят названия
певчих птиц. Отвечают на вопрос:
каких птиц называют певчими
31
46
Морские
свинки, 12.03 1
хомяки, черепахи
Формирование
Узнают морских свинок, хомяков, Узнают и называют животных в
представлений
о черепах
на
иллюстрациях
и натуральном виде в естественных
морских
свинках, фотографиях, называют изученные условиях и на картинах, выделяют
хомяках и черепахах: объекты, знакомятся с правилами существенные признаки морских
внешний вид, правила выполнения несложных действий по свинок, хомяков, черепах, знают
ухода
уходу за морскими свинками, правила
ухода
за
морскими
хомяками,
черепахами
под свинками, черепахами, хомяками и
руководством учителя. Выполняют их содержания.
задание в рабочей тетради:
Выполняют задание в рабочей
отвечают на вопросы (кого чем тетради:
выбирают правильные
кормить) и выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить)
ответы соотнося их с названиями и записывают их рядом с названием
животных,
используя
помощь животного
учителя
47
Домашние кошки
Расширение
и Выделяют существенные признаки
Узнают кошек на иллюстрациях и
уточнение
кошек,
относят
кошек
к фотографиях, относят кошек к
представлений
о определенным
группам группе
домашних
животных,
домашних
кошках: (млекопитающие,
домашние знакомятся с правилами выполнения
внешний вид, правила животные,
длинношерстные, несложных действий по уходу за
ухода и содержания короткошерстные)
кошками под руководством учителя,
кошек в доме
Знают правила ухода и содержания имеют представление о значении
кошек.
кошек в жизни человека.
Выполняют задание в рабочей
14.03 1
тетради: подчеркивают в тексте Записывают в рабочую тетрадь
слова,
относящиеся
к
кошке; советы, как необходимо ухаживать
показывают на рисунке стрелками за котенком
еду, которую ест кошка
32
48
Собаки
49
Животные холодных 21.03 1
районов
Земли
19.03 1
Расширение
и Узнают и называют собак на Выделяют существенные признаки
уточнение
иллюстрациях
и
фотографиях, собак,
относят
собак
к
представлений
о относят собак к группе домашних определенным
группам
собаках: внешний вид, животных, знакомятся с правилами (млекопитающие,
домашние
виды собак, правила выполнения несложных действий по животные, служебные, охотничьи,
ухода за собаками и уходу за собаками под руководством декоративные), знают правила ухода
содержания их в доме. учителя, имеют представление о и содержания собак. Заполняют
значении собак в жизни человека. таблицу в рабочей тетради «Породы
Рассматривают рисунки в рабочих собак»,
используя
слова
для
тетрадях; заполняют схему
справок. Составляют памятку об
«Группы собак»
уходе за собакой, живущей в доме
Расширение
представлений
о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений
о
животных
холодных
районов, зависимости
внешнего вида и образа
жизни животных от
среды обитания
Называют животных
холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на иллюстрациях
и фотографиях. Относят животных
холодных районов Земли к разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы. Описывают
отличительные признаки внешнего
вида животных, обитающих на
севере
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки
животных холодных
районов
Земли,
имеют
представления
о
взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания.
Относят изученных
животных
к
определенным
группам: млекопитающие, птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие морей и океанов.
33
Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособились
животные к жизни в суровых
условиях
50
Животные
умеренного пояса
26.03 1
Расширение
Узнают животных умеренного пояса Узнают и называют животных
представлений
о Земли
на
иллюстрациях
и умеренных районов Земли (не менее
многообразии
фотографиях, называют изученные 5)
в
натуральном
виде
в
животного
мира. объекты,
относят
животных естественных
условиях
и
на
Формирование
умеренных районов Земли к разным картинах, выделяют существенные
представлений
о группам животных:
признаки животных умеренного
животных умеренного млекопитающие, птицы. В рабочей пояса Земли, имеют представления о
пояса,
зависимости тетради
узнают
на
животных взаимосвязях между внешним видом
внешнего вида и образа умеренного пояса нашей страны и животных, их образом жизни и
жизни
подписывают их названия,
средой
обитания,
относят
используя помощь учителя
изученных
животных
к
определенным группам животных –
млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы;
травоядные,
хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в умеренном
поясе нашей страны
34
51
Животные
жарких 28.03 1
районов Земли
Расширение
представлений
о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений
о
животных
жаркого
пояса,
зависимости
внешнего вида и образа
жизни
Узнают животных жаркого пояса Узнают и называют животных
Земли
на
иллюстрациях
и жарких районов Земли (лев, слон,
фотографиях, называют изученные кенгуру, жираф) в натуральном виде
объекты, относят животных жарких в естественных условиях и на
районов Земли к разным группам картинах, выделяют существенные
животных: млекопитающие, птицы. признаки животных жарких районов
Рассказывают
об
особенностях Земли, имеют представления о
внешнего вида одного из животных взаимосвязях между внешним видом
жарких районов Земли по плану и животных, их образом жизни и
опорным предложениям
средой обитания, относят изученных
животных к определенным группам
животных – травоядные, хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли
4 четверть
35
52
Животный
нашей страны
мир 02.04 1
53
Охрана животных. 04.04 1
Заповедники.
Красная книга
России
Формирование
представлений
о
многообразии
животного
мира
России:
взаимосвязь
образа
жизни
и
природных
условий.
Охрана природы
Узнают
животных
различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по 2–
3
животных),
выделяют
существенные признаки животных
разных районов России, называют
животных, обитающих в России,
известных из других источников,
имеют
представления
о
взаимосвязях
внешнего
вида
животного и места обитания,
относят животных к разным группам
на основании различных признаков (
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие;
хищные,
травоядные)
Формирование
представлений
о
необходимости
охраны
природы
(животного
мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
заказники. Зоопарки
Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях
и
фотографиях,
называют изученные объекты, имеют
представление о значении Красной
книги. В рабочей тетради узнают на
рисунках животных, охраняемых в
заповедниках, и подписывают их
названия,
раскрашивают
их
карандашами разных цветов,
используя помощь учителя
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе. В
рабочей
тетради
подписывают
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов
Человек – 12 часов
36
54
Как устроен
организм
наш 09.09 1
Расширение
и
уточнение
представлений
о
строении
тела
человека.
Формирование
представлений
об
организме человека
Называют части тела
на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают
в
тетрадь
чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках
Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
чувств).
Показывают
основные
органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради соединяют точки
и подписывают названия основных
частей тела человека. Заполняют
таблицу «Части тала. Внутренние
органы человека», используя слова
для справок
55
Как работает
организм
наш 11.04 1
Формирование
представлений
о
внутренних
органах
человека
и
их
взаимодействии:
Формирование
представлений
о
пищеварительной
системе, дыхательной
системе, кровеносной
системе,
выделительной
системе,
нервной
системе;
о
согласованной работе
организма человека
Называют системы органов с опорой
на
учебник
и
иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия
внутренних
органов
человека
Имеют
представления
о
взаимосвязях между органами
организма человека.
Называют
системы органов. Рассказывают о
значении
систем
органов
в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в соответствии с
названными системами; соединяют
линией рисунки с изображением
внутренних органов человека с их
значением и функциями
37
56
Здоровый
образ 16.04 1
жизни человека
Формирование
Знают
и
соблюдают
правила Знают и соблюдают правила
представлений
о здорового образа жизни. Понимают здорового образа жизни, совершают
здоровом образе жизни: значение здорового образа жизни в действия
по
соблюдению
соблюдение чистоты, жизни
человека,
выполняют санитарногигиенических
норм.
правильное
питание, несложные задания (под контролем Составляют свой режим дня.
чередование работы и взрослого).
Записывают в тетрадь правила
отдыха,
закаливание, Записывают
правила
здорового здорового образа жизни, используя
занятие
спортом, образа жизни, используя опорные опорные слова
отсутствие
вредных предложения в рабочей тетради
привычек
57
Осанка
18.04 1
Уточнение
и Узнают правильную осанку на Имеют представление о влиянии
расширение
иллюстрациях и фотографиях. Знают осанки на здоровье человека.
представлений
о и соблюдают правила здорового Знают
и
соблюдают
правила
правильной
осанке. жизни, понимают его значение в здорового образа жизни, совершают
Профилактика
жизни
человека,
выполняют действия
по
соблюдению
нарушения осанки
несложные задания (под контролем санитарногигиенических
норм.
взрослого).
Дорисовывают
на Подчеркивают в тексте карточки те
рисунке в рабочей тетради, как надо условия, при которых осанка будет
сидеть правильно
правильной
58
Органы чувств
23.04 1
Расширение
уточнение
представлений
органах
человека
и Узнают органы чувств (глаза, уши, Узнают и называют изученные
нос, язык) на иллюстрациях и схемах, органы (глаза, уши, нос, кожа, язык),
об называют изученные органы, имеют показывают их на рисунках, схемах,
чувств представление о значении органов макетах.
чувств.
Относят зрение, слух, осязание,
38
В рабочей тетради вставляют в вкус к органам чувств, имеют
предложения пропущенные слова о представление
о
взаимосвязи
значении органов чувств, используя органов чувств в организме и их
помощь учителя
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
59
Правила гигиены и 25.04 1
охрана
органов
чувств
Формирование знаний Соблюдают режим дня, правила Знают
и
соблюдают
правила
о правилах гигиены личной гигиены и здорового образа здорового образа жизни, совершают
органов чувств
жизни, понимают их значение в действия
по
соблюдению
жизни
человека,
выполняют санитарногигиенических
норм.
несложные задания (под контролем Составляют
правила
гигиены
взрослого)
органов чувств, записывают в
тетрадь
60
Здоровое питание
Формирование
Соблюдают режим дня, правила Узнают и называют продукты
представлений
о личной гигиены и здорового образа животного
и
растительного
здоровом
питании. питания, понимают их значение в происхождения,
выделяют
их
расширение
и жизни человека.
признаки, относят продукты к
уточнение знаний о Заполняют таблицу в рабочей соответствующим группам. Знают и
продуктах питания
тетради:
записывают
продукты соблюдают
правила
здорового
растительного
и
животного образа питания, совершают действия
происхождения, используя слова
по
соблюдению
санитарнодля справок и помощь учителя
гигиенических норм. Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради:
записывают продукты растительного
и животного происхождения; что
вредно и что полезно для организма
30.04 1
39
61
Дыхание.
дыхания.
гигиены
Органы 07.05 1
Правила
62
Оказание
первой 14.05 1
медицинской
помощи
Формирование
Узнают и называют органы дыхания Узнают и называют изученные
представлений
об (нос, легкие) на иллюстрациях и органы (нос, легкие), показывают их
органах дыхания и схемах, имеют представление о на рисунках, схемах, макетах.
правилах
гигиены значении органов чувств. Знают и Относят нос, легкие к органам
органов дыхания
соблюдают
правила
здорового дыхания, имеют представление о
образа
жизни,
понимают
его взаимосвязи органов и систем в
значение
в
жизни
человека, организме и их значении. Знают и
соблюдают правила личной гигиены. соблюдают правил здорового образа
В рабочей тетради на рисунках жизни, совершают действия по
находят
органы
дыхания
и соблюдению
подписывают их
санитарногигиенических норм. На
рисунках в рабочей тетради находят
органы дыхания и подписывают их;
дополняют рассказ о значении носа
для организма человека, вставляя
пропущенные
слова
в
текст
карточки
Формирование
Знают
и
соблюдают
правила
представлений о первой здорового образа жизни, понимают
помощи и правилах ее его значение в жизни человека,
оказания.
Оказание соблюдают правила безопасного
помощи при порезах, поведения в природе и обществе (под
царапинах, ушибах,
контролем взрослого), выполняют
обморожении, ожогах несложные задания по первой
доврачебной помощи (под контролем
взрослого).
Знают и соблюдают правила
безопасного поведения. Выполняют
доступные возрасту меры первой
доврачебной помощи. Соединяют
линией
рисунок
с
нужной
рекомендацией
по
оказанию
помощи при повреждениях кожи
40
63
Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение
медицинской
16.05 1
за
помощью
Формирование
Знают
и
соблюдают
правила Знают
и
соблюдают
правила
представлений
о здорового образа жизни, правила поведения
при
простудных
простудных
личной гигиены, понимают их заболеваниях, знают и соблюдают
заболеваниях и мерах, значения
в
жизни
человека, правила профилактики простудных
принимаемых для
выполняют несложные задания по
заболеваний, совершают действия
профилактики
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний
и оказанию
первой
доврачебной по
соблюдению
помощи (под контролем взрослого). санитарногигиенических норм.
По рисункам в рабочей тетради, Выполняют доступные возрасту
составляют
и
записывают меры первой доврачебной помощи.
предложения
о
способах Используя
рисунки в рабочей
закаливания, используя помощь
тетради, составляют и записывают
учителя
предложения о способах закаливания
64
Специализация
врачей
21.05 1
Формирование
Узнают врачей на иллюстрациях, Называют специализацию врачей
представлений
о фотографиях,
называют (педиатр, терапевт, лор, окулист),
специализации врачей специализации врачей. Выписывают соотносят заболевания внутренних
и необходимости при названия специализации врачей, к органов и специализацию врача.
заболевании
которым можно обратиться за Выписывают в тетрадь названия
обращаться к врачу
помощью
при
разных
видах врачей, к которым можно обратиться
заболевания, используя слова для за помощью при разных видах
справок
заболевания
65
Медицинские
учреждения нашего
города
23.05 1
Уточнение
расширение
представлений
медицинских
учреждениях
города
и
специализации
и Знают медицинские учреждения Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила своего города, знают правила
о поведения
в
медицинских поведения
в
медицинских
учреждениях
учреждениях
своего
их
41
Обобщение – 3 часа
66
Повторительнообобщающий 28.05 1
урок темы «человек»
67
Неживая природа
30.05 1
Обобщение
и Узнают и называют изученные
закрепление
предметы
на
иллюстрациях,
представлений
о фотографиях, относят изученные
строении тела человека предметы
к
определенным
группам (вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды,
воздуха,
знают
элементарные
правила
безопасного поведения в природе,
имеют представление о значении
неживой природы в жизни
человека
Обобщение
и Называют изученные объекты на
закрепление
иллюстрациях,
фотографиях,
представлений
о относят изученные объекты к
живой
природе, определенным группам (растения,
умение
животные, организм человека).
дифференцировать
называют объекты, относящиеся к
живую и неживую растениям, животным, организму
природу
человека. Имеют представление о
значении живой природы
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между
неживой
и
живой
природой. Знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе
Называют изученные объекты
живой природы. Относят объекты
живой
природы
к
разным
группам:
растения (деревья,
кустарники,
травы,
хвойные,
лиственные,
декоративные),
животные (насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие)
и
организм
человека.
Выделяют
существенные признаки разных
групп растений и животных.
Имеют
представление
о
взаимосвязях между неживой и
живой природой
42
68
Живая природа
1
Обобщение
и
закрепление
представлений о живой
природе,
умения
дифференцировать
живую и неживую
природу
Называют элементарные правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни с
опорой на учебник.
Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни
43