АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ДЛЯ 6 КЛАССА

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на
основании:
Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) для обучающихся с 5 по 9 класс (вариант1)
(далее - АООП УО (вариант 1) МАОУ СОШ №26 разработанной в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (статья 2 п.16, статья 28 п.6, статья 55 п.3, статья 79 п.5) от 29 декабря 2012
года №273-ФЗ;
Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
образования обучающихся
с
умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденным
приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. №1599 (далее - Стандарт);
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 24 ноября 2022 г. №1026 (далее - ФАООП УО);
Санитарно-эпидемиологических правил и
норм: СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
СанПин 1.2.3685 - 21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
локальными актами КОУ «Ларьякская школа-интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Вступает в силу с
01.09.2024г.
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых
образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и
возможностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов
в год (2 часа в неделю).
Федеральная
адаптированная основная общеобразовательная программа
определяет цель и задачи учебного предмета
«Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных
объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного
эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений
в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи обучения:
− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с
основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально
значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
определяет следующие задачи:
− формирование правильного понимания природных явлений;
− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы
(воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни
растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);
− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь,
снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;
− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;
− формирование и отработка практических навыков и умений.
Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе
Личностные результаты:
− воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
− формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных
социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания,
ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;
− формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести
здоровый образ жизни;
− овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при
незначительных травмах;
− формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам
живой и неживой природы.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Природоведение» в 6 классе
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем
мире;
− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево
леса);
− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы,
декоративные растения, лекарственные растения);
− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу
России;
− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни,
понимать их значение в жизни человека;
− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе
(под контролем взрослого);
− выполнять несложные задания под контролем учителя;
− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение,
понимать оценку педагога.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных
условиях;
− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию
педагога;
− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
2

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение
луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);
− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были
изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;
− выделять существенные признаки групп объектов;
− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила
здорового образа жизни;
− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о
предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей
работы:
− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных
объектов и явлений;
− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижения обучающимися
с умственной
отсталостью планируемых результатов освоения рабочей
программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
− 1 балл - минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика; − 3 балла значительная динамика.
Критерии оценки предметных результатов
Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и
фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам
уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых
заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности
обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов
за устный ответ:
Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить
правильность ответа предметно практическими действиями;
− грамотно строит предложения;
−
адекватно использует терминологию; − умеет
подводить итоги.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если:
− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в
дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;
− допускает незначительные речевые ошибки;
− частично использует терминологию;
− подводит итоги с незначительной помощью учителя.
Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если
ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то
ему может быть поставлена оценка «5».
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на
поставленные вопросы;
3

− в речи не использует изученную терминологию;
− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.
Оценка «2» - не ставится.
Оценка письменных ответов.
Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех
заданий.
Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых
недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.
Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки
выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя,
материала учебника.
Оценка «2» - не ставится.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие
классификации растений и животных.
Учитель должен обратить внимание
обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать
взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого,
необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть
указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная
часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями
следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую
культуру, бережное
отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и
функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового
образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию
необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета
«Природоведение".
Основными
организационными формами
работы
на
уроке
природоведения
являются:
фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная
работа.
При проведении уроков природоведения предполагается использование
следующих методов:
− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а
дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него
элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);
− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);
− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);
− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению
проблемы);

II.

4

− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют
при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой;
исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);
− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих),
направленных на усвоение изученного материала;
− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексикосемантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых
слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).
− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся:
сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте,
рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение
заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение
схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;
− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).
Содержание разделов
№ п/ п

Название
раздела

1.

Введение

Количество Контрольные работы
часов
1
1

2.

Растительный мир

17

1

3.

Животный мир

35

1

4

Человек

12

1

5.

Обобщение

3

1

Итого:

68

5

5

III.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Тема

Дата

во ча Программное содержание

Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень

-Ко со
лв

Достаточный уровень

Введение - 1час
1

Живая природа:
04.09 1
растения, животные,
человек

Формирование
представлений о предметах
и явлениях живой природы,
умения дифференцировать
живую и неживую природу

Узнают объекты живой природы Выделяют существенные признаки
на иллюстрациях и фотографиях, объектов живой природы, относят
относят к объектам живой или объекты к живой или к неживой
неживой природе.
природе,
устанавливают
Называют изученные объекты. В взаимосвязи между живой и
рабочих
тетрадях
обводят неживой природой.
картинки с изображением живых Выписывают в тетрадь общие
организмов
признаки живых организмов

Растительный мир – 17 часов

6

3

Разнообразие
06.09 1
растительного мира

Формирование
представлений
о
многообразии
растительного мира.
Разнообразие
растений.
Дикорастущие
и
культурные
растения.
Значение растений

Среда
растений

Формирование
Узнают растения леса, водоемов,
представлений о среде садов, огородов на иллюстрациях
обитания
растений
ии
фотографиях,
называют
многообразии
изученные
объекты,
относят
растительного
мира. растения к разным группам
Растения леса (деревья, (растения леса, водоемов, садов,
травянистые
растения). огородов).
Растения луга (травы:
Выполняют задание в рабочей
клевер, васильки, лютики). тетради: продолжи предложения.
Растения водоемов
Записывают
среду
обитания
(камыш, рогоз, кувшинки). растений
Растения полей, садов,
огородов (пшеница, рожь,
овощи, фрукты)

обитания 11.09 1

Узнают
растения
на Называют
представителей
иллюстрациях и фотографиях, растительного мира, выделяют
называют изученные объекты; признаки
дикорастущих
и
рассказывают
о
значении культурных растений, относят
растений. Дописывают в тетрадь растения к разным группам на
определения, используя текст основании
этих
признаков;
учебника:
дикорастущие, рассказывают
о
значении
культурные.
растений
и
их
роли
в
Зарисовывают в тетрадь овощи и окружающем мире. В рабочих
фрукты
тетрадях рассматривают рисунки,
заполняют таблицу, используя
слова для справок, записывают
название
культурных
и
дикорастущих растений

Знают
места
произрастания
растений, узнают и называют 2–3
представителя растений леса, луга,
водоемов, полей, садов, огородов.
Заполняют схему «Среда обитания
растений»,
рассказывают,
где
встречаются эти растения

7

Строение растений

4

5

13.09 1

Формирование
Узнают
части
растений
наУзнают и называют части растений,
представлений о частяхиллюстрациях и фотографиях, и показывают их на натуральных
растений и их функциях. называют изученные объекты, объектах, картинах, схемах, знают
Части растения: цветок,рассказывают
о
назначении функции частей растений и их
стебель, лист, корень.
органов растений.
значение для растения.
Внешний вид. Значение
Раскрашивают части растений на Выполняют
задания:
рисунке в рабочей тетради,раскрашивают части растений в
соединяют части растения и его рабочей тетради и подписывают их;
название,
используя
помощь узнают растения по их контуру,
учителя
соединяют части растения и его
название

Деревья, кустарники, 18.09 1
травы

Закрепление, уточнение иУзнают
деревья,
кустарники, Выполняют
классификацию
расширение представленийтравы
на
иллюстрациях
и растений и признаки разных групп,
о деревьях, кустарниках, фотографиях, называют изученные относят растения к разным группам
травах
объекты, относят растения кна основании основных признаков.
разным группам – деревьям, Заполняют таблицу в рабочей
кустарникам, травам, называют тетради,
приводят
примеры
представителей
разных групп растений (деревья, кустарники,
растений.
травы) своей местности
Дописывают
предложения
в
рабочей тетради: о каких деревьях
говорится в предложениях

8

6

Лиственные деревья 20.09 1

Закрепление, уточнение и Называют лиственные растения
расширение представлений на иллюстрациях и фотографиях.
о лиственных деревьях, Показывают изученные объекты,
формирование
относят растения к изучаемой
представления о видах группе. Называют лиственные
лиственных деревьев.
дикорастущие
и
культурные
Признаки
лиственных деревья (по 2 представителя). В
деревьев. Листопад.
рабочей тетради подчеркивают
Дикорастущие
и
названия лиственных деревьев;
культурные лиственные
раскрашивают
деревья
на
деревья
рисунках

Знают классификацию растений,
знают
признаки
лиственных
растений, относят растения к
лиственным
на
основании
основных признаков. Называют
представителей
лиственных
дикорастущих
и
культурных
растений (по 3–4 представителя).
Относят лиственные растения к
разным
группам
с
учетом
различных
оснований
для
классификации
(лиственное,
дикорастущее,
культурное).
Выполняют задание в рабочей
тетради: определяют дерево по
описанию. Соединяют описание с
названием дерева

9

7

Хвойные деревья

25.09 1

8

Час здоровья

27.09

Закрепление, уточнение и Узнают хвойные растения на Знают
признаки
хвойных
расширение представлений иллюстрациях и фотографиях, растений, относят растения к
о лиственных деревьях. называют изученные объекты, хвойным на основании основных
Признаки
хвойныхотносят растения к изучаемой признаков. Называют
деревьев. Хвойный лес.
группе,
называют
хвойные представителей хвойных растений
Тайга
деревья (по 2 представителя). На (3 представителя).
рисунках подписывают названия Относят хвойные растения к
хвойных деревьев. Записывают в разным
группам
с
учетом
тетрадь ответ на вопрос: как различных
оснований
для
называется хвойный лес,
классификации
(хвойное,
используя рисунок
дикорастущее).
В рабочей тетради на рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и сосну.
Называют сходство и различия

10

9

Дикорастущие
кустарники

10 Культурные
кустарники

02.10 1

Формирование
Узнают
дикорастущие
представлений
о кустарники на иллюстрациях и
дикорастущих кустарниках фотографиях, называют
изученные объекты, относят
растения к изучаемой группе,
называют
дикорастущие
кустарники
(2 представителя).
В рабочей тетради выполняют
задание «Четвертый лишний»,
зачеркивают лишние слова в
предложенном
перечне
дикорастущих растений

04.10 1

Формирование
представлений
культурных
кустарниках

Знают классификацию растений,
о признаки кустарников. Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят растения к изучаемой
группе, называют культурные
кустарники (2–3 представителя),
имеют представление о значении
культурных
кустарников.
Выполняют в тетради задание
«Четвертый лишний», зачеркивают
лишние слова в предложенном
перечне культурных растений

Узнают
и
называют
дикорастущие кустарники (не
менее
3),
выделяют
существенные
признаки
дикорастущих
кустарников,
относят изученные растения к
различным группам (кустарники,
дикорастущие кустарники) с
учетом
оснований
для
классификации.
В
тетради
подписывают на рисунке части
кустарника.

Узнают и называют культурные
кустарники
(не менее 3), выделяют
существенные
признаки
культурных кустарников, относят
изученные растения к различным
группам (кустарники, культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации.
Составляют рассказ о целебных
свойствах ягод, растущих в саду на
кустарниках

11

11

12

Травы

Декоративные
растения

09.10 1

11.10 1

Закрепление,
уточнение
и
расширение
представлений
о
травах.
Формирование
представлений
о
дикорастущих
и
культурных
травах.
Использование
человеком культурных
растений

Формирование
представлений
декоративных
растениях

Узнают и называют дикорастущие и
культурные травы (не менее 5),
относят изученные растения к
различным
группам
(травы
дикорастущие и культурные) с
учетом
оснований
для
классификации.
Раскрашивают в тетради рисунки с
изображением
травянистых
растений; называют культурные и
дикорастущие травы

Узнают декоративные растения на
о иллюстрациях
и
фотографиях,
называют изученные объекты (2–3),
относят растения к изучаемой
группе, называют декоративные
растения, рассказывают о значении
лекарственных растений. Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
выписывают буквы с одинаковых
лепестков и составляют названия
цветов; рисуют букет для мамы,
используя предложенные

Знают классификацию растений,
признаки трав. Узнают
дикорастущие и культурные травы
на иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой группе,
называют
дикорастущие
и
культурные травы
(подорожник, ромашка, укроп,
петрушка).
В тетради подписывают рисунки
названиями известных травянистых
растений; рассказывают
какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как использует

Узнают и называют декоративные
растения
(не
менее
5),
выделяют
существенные
признаки
декоративных растений. Используя
текст учебника, дописывают в
рабочую
тетрадь
определение
декоративных растений. В тетради
заполняют таблицу, используя слова
для справок: выписывают названия
декоративных цветов, кустарников,
деревьев

12

рисунки цветов

13

Лекарственные
растения

16.10 1

Формирование
Узнают лекарственные растения Узнают и называют лекарственные
представлений
о (ромашка, шиповник, календула) на растения,
относят
изученные
лекарственных
иллюстрациях
и
фотографиях, растения к различным группам
растениях.
Лечебные называют
изученные
объекты, (дикорастущие и культурные) с
свойства. Правила их относят растения к изучаемой учетом
оснований
для
использования
группе, рассказывают о значении классификации.
лекарственных
растений.
По Используя рисунки в рабочей
картинкам в тетради собирают тетради, собирают травы для
лекарственные травы для домашней домашней аптечки; объясняют, как
аптечки
они лечат разные болезни

13

14

Комнатные растения. 18.10 1
Уход за комнатными
растениями

Закрепление, уточнение Узнают комнатные растения
на
и
расширение иллюстрациях
и
фотографиях,
представлений
о называют изученные объекты, имеют
комнатных растениях, представление
о
значении
формирование умения комнатных
растений,
относят
ухаживать
за отдельные растения к группе
комнатными
комнатных растений, выполняют
растениями
действия по уходу за растениями под
контролем учителя

Узнают и называют комнатные
растения,
относят
изученные
растения к комнатным на основании
сходных признаков, осуществляют
деятельность по
уходу за комнатными растениями

15

Растительный
мир 23.10 1
разных районов
Земли

Формирование
Узнают и называют изученные
представлений
о растения
(по
1–2
растения),
разнообразии
выделяют существенные признаки
растительного
мира растений холодного и жаркого
Земли, о зависимости районов Земли, называют сходные по
внешнего
вида внешним
признакам
объекты,
растений от среды известные из других источников,
обитания
объясняют свое решение, имеют
представления
о
взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания.
Называют по рисункам растения,
произрастающие
в
районах
с
холодным, умеренным и жарким
климатом

Узнают растения разных районов
Земли –(холодных районов, с
умеренным
климатом,
жарких
районов) на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты,
относят
изученные
растения к разным группам по месту
произрастания, называют растения,
произрастающие в районах с
умеренным климатом. В тетради
заполняют таблицу: выписывают
названия растений, которые растут в
районах с холодным, умеренным и
жарким климатом

14

16

Растения нашей страны

25.10 1

Формирование
Узнают и называют различные Узнают и называют изученные
представлений
о районы нашей страны (тундра, растения (по 2–3 растения),
многообразии
леса,
степь,
пустыня)
на выделяют существенные признаки
растительного мира
иллюстрациях и фотографиях, растений разных районов России,
России
называют изученные объекты, называют
растения,
называют
растения, произрастающие
в
России,
произрастающие в нашей стране. известные из других источников,
Описывают одно из деревьев имеют
представления
о
своей местности по плану, взаимосвязях
внешнего
вида
используя опорные слова
растения и места обитания.
Описывают одно из деревьев своей
местности по плану

17

Растения своей местности: 30.11 1
дикорастущие и культурные

Закрепление знаний о Узнают растения своей местности Называют
растения,
растительном
мире на иллюстрациях и фотографиях. произрастающие
в
своей
России.
Обобщение Называют изученные объекты. местности.
Относят растения
знаний о растениях Относят изученные растения к своей местности к различным
своей
местности, разным
группам,
называют классификациям
(деревья,
формирование
растения своей местности.
кустарники, травы; дикорастущие,
представлений
о Описывают один из кустарников культурные;
декоративные).
растительном
мире по
Описывают один из
своего края
плану, используя помощь учителя кустарников по плану

18

Красная книга России и 01.11 1
своей области (края)

Формирование
Узнают
растения
Красной
представлений
о книги (ландыш, колокольчик,
необходимости
кувшинка) на иллюстрациях и
охраны природы
фотографиях,
называют
(растительного мира), изученные объекты, называют
знакомство с Красной растения из Красной книги
книгой
своей местности, рассказывают
о значении Красной книги

Называют растения, включенные в
Красную книгу России, известные
из других источников, знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе, выполняют
доступные возрасту
природоохранительные действия

15

2 четверть
19

Красная книга
ХМАО

20

Повторительнообобщающий 08.11
урок

06.11

Животный мир

16

21

Разнообразие
животного мира

22

Среда
обитания 15.11 1
животных.
Животные суши и
водоемое.

13.11 1

Формирование
представлений
многообразии
животного мира

Узнают животных на иллюстрациях
о и фотографиях. Называют животных.
Относят животных к разным группам
в зависимости от классификации
(размер,
способ
передвижения,
питание, места обитания, выведение
потомства) с опорой на учебник.
Составляют рассказ о разнообразии
животного мира с опорой на
предложения и иллюстративный
материал, предложенный учителем

Формирование
представлений о среде
обитания животных и
многообразии
животного мира

Узнают животных суши, водоемов и
птиц
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют изученные
объекты, относят животных к разным
группам (животные суши, водоемы,
птицы).
Выполняют задание в рабочей
тетради: соедини стрелками рисунок
с местом обитания животных

Называют
представителей
животного мира, выделяют признаки
животных. Относят животных к
разным группам в зависимости от
классификации
(размер, способ
передвижения,
питание,
места
обитания, выведение потомства).
Составляют рассказ о разнообразии
животного
мира
по
плану;
заполняют
таблицу,
приводя
примеры названий животных с
разными способами передвижения

Узнают и называют представителей
животного мира, обитающих на
суше, в воздухе, почве, водоемах;
называют животных, известных из
других источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают по рисункам животных
разных мест обитания, делают вывод
о разных способах приспособления к
местам обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных

17

23

Животные:
20.11 1
насекомые,
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие

Формирование
Узнают
насекомых,
рыб,
представлений
о земноводных,
пресмыкающихся,
многообразии
птиц,
млекопитающих
на
животного мира на иллюстрациях
и
фотографиях,
основе имеющихся у называют
изученные
объекты,
школьников знаний
относят животных к разным группам.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради,
соотнося
название
животного с названием группы.

Узнают и называют представителей
животного мира, относят животных
к разным группам с учетом
основных признаков, выделяют
существенные признаки разных
групп животных.
Заполняют в рабочей тетради
таблицу: распределяют животных по
группам, используя иллюстрации и
рисунки.

24

Насекомые

Формирование
представлений
многообразии
насекомых

Узнают и называют насекомых.
Выделяют существенные признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках
в
рабочей
тетради
части
тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных
особенностях
насекомых

22.11 1

Узнают насекомых на иллюстрациях
о и фотографиях. называют изученные
объекты, имеют представление о
значении насекомых в природе.
Раскрашивают рисунки с
изображением насекомых

18

25

Бабочки,
жуки

стрекозы,27.11 1

Уточнение
иУзнают жуков, бабочек, стрекоз на Узнают и называют представителей
расширение
иллюстрациях
и
фотографиях, насекомых (жуки, бабочки, стрекозы)
представлений
оотносят жуков, бабочек, стрекоз к в натуральном виде, естественных
бабочках,
стрекозах,изученной
группе
животных, условиях,
рисунках;
выделяют
жуках
называют изученные объекты, имеют существенные признаки насекомых,
представление о значении
жуков, имеют представления о взаимосвязях
бабочек,
стрекоз
в
природе. между изученными объектами и их
Рассказывают по рисункам, что местом в окружающем мире.
общего у всех насекомых. Заполняют Описывают особенности внешнего
таблицу в тетради, используя слова вида одного из насекомых по плану и
для
справок:
выписывают иллюстрациям. Заполняют
отличительные
особенности
насекомых

26

Кузнечики, муравьи, 29.11 1
пчелы

каждой

группы таблицу в тетради, используя слова
для
справок:
выписывают
отличительные особенности каждой
группы насекомых, обосновывают
свой выбор

Уточнение
иУзнают кузнечиков, пчел, муравьев на Узнают и называют насекомых
расширение
иллюстрациях
и
фотографиях, (кузнечики, пчелы, муравьи) в
представлений
оназывают
изученные
объекты,натуральном виде, естественных
кузнечиках, муравьях, относят
к
изученной
группе условиях,
картинах;
выделяют
пчелах
животных, имеют представление о существенные признаки насекомых,
значении кузнечиков, пчел, муравьев знают
и
соблюдают
правила
в природе.
безопасного поведения в природе.
Рисуют муравейник, рассказывают о Описывают внешний вид кузнечика
жизни обитателей муравейника
по плану

19

27

Рыбы

04.12 1

Уточнение
и Узнают рыб на иллюстрациях и Узнают и называют рыб, выделяют
расширение
фотографиях, называют изученные
существенные признаки рыб, имеют
представлений о рыбах объекты, имеют представление о
представление о взаимосвязях между
значении рыб в природе. Называют изученными объектами (рыбами) и
части тела рыбы по рисунку
их местом в окружающем мире.
В рабочей тетради на рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют
отличительные
особенности
рыб.
Заполняют
пропуски на карточке: внешний вид
и образ жизни рыб

20

28

Морские и речные 06.12 1
рыбы

Формирование
Узнают морских и пресноводных рыб
представлений
о (сельдь, камбала, лосось, сом, щука)
морских
и
речных на иллюстрациях и фотографиях,
рыбах
называют
изученные
объекты,
относят сельдь, треску, камбалу,
лосося, карася, окуня, сома, щуку к
изученной
группе
животных.
Относят изученных рыб к морским и
пресноводным. Составляют рассказ
об одной из рыб по плану и опорным
предложениям. В рабочей тетради
обводят рисунок самой крупной
пресноводной рыбы и называют ее.

29

Земноводные.
Лягушки. Жабы

Формирование
Узнают земноводных – лягушек и Узнают и называют земноводных,
представлений
о жаб
–
на
иллюстрациях
и выделяют существенные признаки
земноводных животных фотографиях, называют изученные земноводных – жаб и лягушек;
на примере жабы и объекты, относят лягушек и жаб к имеют представления о взаимосвязях
лягушки
изученной группе животных, имеют между изученными животными и их
представление о значении жаб и местом в окружающем мире.
лягушек в природе
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных

11.12 1

Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях,
картинах;
выделяют
существенные признаки морских и
речных рыб, имеют представления о
взаимосвязях между изученными
объектами
и
их
местом
в
окружающем мире; относят рыб к
различным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(пресноводные,
морские, хищные).
Заполняют
таблицу,
пользуясь
текстом
учебника,
название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной из рыб
по плану

21

30

Пресмыкающиеся. 13.12 1
Змеи,
ящерицы,
крокодилы

Формирование
представлений
о
пресмыкающихся
животных на примере
змей,
ящериц,
крокодилов

Узнают пресмыкающихся – змей,
ящериц,
крокодилов
на
иллюстрациях
и
фотографиях,
называют
изученные
объекты,
относят змей, ящериц, крокодилов к
изученной группе животных, имеют
представление
о
значении
пресмыкающихся
в
природе.
Выполняют задание в рабочей
тетради: зачеркивают в каждом ряду
названий групп животных лишнее
слово, пишут обобщающее слово для
остальных названий животных

Выделяют существенные признаки
пресмыкающихся,
выделяют
существенные
признаки
змей,
ящериц,
крокодилов;
имеют
представления о взаимосвязях между
изученными объектами и их местом
в окружающем мире. В рабочей
тетради соединяют линией описание
с названием групп животных;
подписывают представителей

31

Птицы

Уточнение
и
расширение
представлений
о
птицах.
Места
обитания.
Значение
птиц в природе

Узнают птиц на иллюстрациях и
фотографиях, называют изученные
объекты, называют птиц, имеют
представление о значении птиц в
природе.
Рассматривают рисунок птицы в
рабочей тетради и подписывают
части тела птицы, используя слова
для справок

Узнают и называют птиц (ворона,
синица, воробей, голубь, утка).
Выделяют существенные признаки
птиц. Относят птиц к различным
группам: перелетные, зимующие.
Подписывают на рисунках в рабочих
тетрадях части тела птицы

18.12 1

22

32

Ласточки, скворцы, 20.12 1
снегири, орлы

Формирование
представлений
о
многообразии
птиц.
Формирование
представлений
о
ласточках,
скворцах,
снегирях, орлах

Узнают птиц: ласточек, скворцов,
снегирей, орлов на иллюстрациях
и фотографиях. Называют изученные
объекты, относят ласточек, скворцов,
снегирей, орлов к изученной группе
животных. Относят изученных птиц
к перелетным или зимующим.
Выполняют задание на карточке:

Узнают и называют птиц (ласточки,
скворцы, снегири, орлы).
Выделяют существенные признаки
птиц. Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
окружающем мире. Относят птиц к
различным группам: перелетные,
зимующие, хищные.
В рабочих тетрадях подписывают

заканчивают
предложение
об рисунки с изображением птиц,
особенностях внешнего вида птиц
соединяют изображения птиц с
местами их обитания
33

Лебеди,
чайки

журавли, 25.12 1

Формирование
Узнают и называют птиц (лебеди,
представлений
о журавли, чайки) на иллюстрациях и
многообразии
птиц. фотографиях. называют изученные
Формирование
объекты. Выделяют существенные
представлений
о признаки птиц с помощью учителя.
лебедях,
журавлях, Относят
изученных
птиц
к
чайках
перелетным
или
зимующим.
Подписывают название птиц на
рисунках в рабочей тетради.

Узнают и называют птиц (лебеди,
журавли,
чайки).
Выделяют
существенные признаки птиц, имеют
представления о взаимосвязях между
внешним видом и образом жизни
птиц и их средой обитания. Относят
птиц
к
различным
группам:
перелетные,
зимующие,
водоплавающие. Называют морских,
речных птиц, птиц, живущих около
водоемов, известных из других
источников. Соединяют в рабочей
тетради изображения птиц с местами
их обитания; объясняют свой выбор

3 четверть

23

34

Птицы своего края. 29.01 1
Охрана птиц

Расширение
и Называют птиц, обитающих в своей Называют птиц, обитающих в своей
уточнение знаний о местности. Относят птиц, обитающих местности, выделяют существенные
птицах
своей в своей местности, к различным признаки птиц. Относят птиц,
местности. Типичные группам
с
учетом
различных обитающих в своей местности, к
птицы своего края.
оснований
для
классификации: различным группам с учетом
Охрана птиц
перелетные
–
зимующие, различных
оснований
для
водоплавающие
(с
помощью классификации:
перелетные
–
учителя). Называют и соблюдают зимующие,
водоплавающие.
правила безопасного поведения в Называют и соблюдают правила
природе. Рисуют в тетради рядом с безопасного поведения в природе,
кормушкой одну из зимующих птиц выполняют доступные возрасту
природоохранительные
действия.
Выписывают в тетрадь названия
птиц своего края

24

35

Млекопитающие

31.01 1

Формирование понятия Узнают и называют
млекопитающие
на млекопитающих на иллюстрациям и
основе уточнения и фотографиям.
Относят
расширения
млекопитающих к разным группам,
имеющихся
имеют представление о значении
представлений:
млекопитающих
в природе.
признаки, внешний вид, Дополняют предложения в рабочей
детеныши,
среда тетради
об
отличительных
обитания (суша и вода) особенностях
млекопитающих,
используя иллюстрации и опорные
понятия

Узнают
и
называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки
млекопитающих.
Называют млекопитающих из тех,
которые были изучены на уроках,
или
известных
из
других
источников.
Относят
млекопитающих
к
различным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации: обитающие в воде
и на суше, хищные, травоядные,
всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок

3 четверть

25

36

Млекопитающие
суши

05.02 1

Формирование
Узнают млекопитающих суши на Узнают и называют (не менее 5)
представлений
о иллюстрациях
и
фотографиях, млекопитающих
суши
(лесов,
млекопитающих суши называют
изученные
объекты. степей, пустынь) в натуральном виде
на основе имеющихся Узнают животных суши на рисунках в естественных условиях и на
знаний.
Животные в рабочей тетради, по контуру картинах, имеют представления о
лесов, степей, пустынь соединяют линиями с местами их взаимосвязях
между
обитания
млекопитающими и их местом в
окружающем
мире,
называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках или
известных из других источников.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают слова, которые
подходят для рассказа о разных
млекопитающих суши

26

37

Млекопитающие
морей и океанов

07.02 1

Формирование
Узнают млекопитающих морей и Узнают и называют млекопитающих
представлений
о океанов (китов, дельфинов) на морей и океанов (киты, тюлени,
млекопитающих морей иллюстрациях
и
фотографиях, дельфины) в натуральном виде в
и океанов: признаки, называют
изученные
объекты, естественных
условиях
и
на
внешний вид
называют млекопитающих морей и картинах. Имеют представления о
океанов.
взаимосвязях между
Выписывают в тетрадь, используя млекопитающими морей и океанов
текст учебника, как приспособился (внешний вид, образ жизни) и их
организм млекопитающих животных местом в окружающем мире.
к обитанию в морях и океанах
Называют млекопитающих морей и
океанов из тех, которые были
изучены на уроках, или известных из
других источников, объясняют свой
выбор.
Подчеркивают в тексте рабочей
тетради отличительные особенности
водных млекопитающих; называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие
отличаются
от
сухопутных

38

Домашние животные 12.02 1
в городе и деревне

Расширение
и Узнают домашних животных
на Узнают и называют домашних
уточнение
иллюстрациях
и
фотографиях, животных в натуральном виде в
представлений
о называют
изученные
объекты, естественных
условиях
и
на
домашних животных: называют
домашних
животных, картинах, выделяют существенные
признаки, внешний вид относят домашних животных к признаки
домашних
животных,
разным
группам
(птицы, называют домашних животных из
млекопитающие), имеют
тех, которые были изучены на
представление о значении домашних уроках или известных из других
животных.
источников, объясняют свой выбор.

27

Выписывают в таблицу рабочей Выписывают в таблицу рабочей
тетради названия диких и домашних тетради, используя свои примеры,
животных из стихотворения
названия
диких
и
домашних
животных
39

Сельскохозяйствен
ные животные:
лошади

14.02 1

Расширение
и Узнают лошадей на иллюстрациях Узнают и называют лошадей в
уточнение
и
фотографиях,
называют натуральном виде в естественных
представлений
о изученные объекты,
относят условиях и на картинах, выделяют
лошадях.
лошадей к домашним животным, существенные признаки лошадей,
Формирование
имеют представление о значении относят лошадей к разным группам с
представлений
о лошадей.
учетом различных оснований для
сельскохозяйственны х Включаются в дидактическую игру классификации (перевозка грузов,
животных:
внешний «Где чей детеныш?»
спортивные соревнования, цирк,
вид,
питание,
полиция).Сформированы
использование
представления к самостоятельной
человеком
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради:
вписывают
названия
животных и их детенышей

40

Сельскохозяйствен 19.02 1
ные
животные:
коровы

Расширение
и Узнают коров
на иллюстрациях и Узнают и называют коров в
уточнение
фотографиях, называют изученные натуральном виде в естественных
представлений
о объекты, относят коров к домашним условиях и на картинах, выделяют
коровах.
животным, имеют представление о существенные
признаки
коров,
Формирование
значении коров в жизни человека. относят коров к определенным
представлений
о Описывают внешний вид коровы по группам
животных
с
учетом
сельскохозяйственны х плану и опорным словам
различных
оснований
для
животных:
внешний
классификации
(млекопитающие,
вид,
питание,
домашние,
сельскохозяйственные
использование
животные).
человеком,
уход
и
Описывают внешний вид коровы по
содержание
плану

28

41

Сельскохозяйствен
ные животные:
козы, овцы, свиньи

21.02 1

Расширение
и
уточнение
представлений о козах,
овцах,
свиньях.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственны х
животных

Узнают и называют коз, овец, Узнают и называют коз, овец, свиней
свиньях
на иллюстрациях и в натуральном виде в естественных
фотографиях, относят коз, овец, условиях и на картинах, выделяют
свиней
к домашним животным, существенные
имеют представление о значении коз, признаки изученных животных.
овец, свиней.
Составляют рассказ об одном из
Рассказывают об одном из животных животных по плану
с опорой на предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный учителем

42

Домашние
птицы: 26.02 1
куры, утки, индюки

Расширение
и
уточнение
представлений о курах,
утках,
индюках.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственны х
птицах: внешний вид,
использование
человеком, уход и
содержание

Узнают кур, уток, индюков на Узнают и называют домашних птиц
иллюстрациях
и
фотографиях, (кур, уток, индюков) в натуральном
называют
изученные
объекты, виде в естественных условиях и на
относят кур, уток, индюков к картинах, выделяют существенные
домашним
птицам,
имеют признаки изученных животных,
представление о значении кур, уток, относят
домашних
птиц
к
индюков.
определенным группам с учетом
В рабочей тетради узнают
на различных
оснований
для
рисунках
домашних
птиц
и классификаций (птицы, домашние,
подписывают их названия.
водоплавающие).
В рабочей тетради узнают на
рисунках
домашних
птиц
и
подписывают
их
названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о сходстве по
внешнему виду

29

43

Уход за животными в28.02 1
живом уголке или
дома

Формирование
Узнают животных «живого уголка» Узнают и называют животных
представлений
она иллюстрациях и фотографиях, «живого уголка» в натуральном виде
«живом
уголке», называют
изученные
объекты,в естественных условиях и на
правилах
ухода
зазнакомятся с правилами выполнениякартинах, относят животных «живого
животными в «живомнесложных действий по уходу за уголка» к определенным группам
уголке».
животными в «живом
(птицы, рыбы,
Общие правила ухода зауголке» под руководством учителя, млекопитающие, пресмыкающиеся),
животными в «живомимеют представление о значении знают о правилах по уходу за
уголке» или дома
«живого уголка».
животными в «живом уголке»,
В рабочей тетради подчеркивают выполняют доступные возрасту
названия животных, которые могут действия по уходу за животными. В
жить дома или в живом уголке
рабочей
тетради
подчеркивают
названия животных, которые могут
жить дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор

44

Аквариумные рыбки 05.03 1

Формирование
Узнают аквариумных рыбок на Узнают и называют аквариумных
представлений
обиллюстрациях
и
фотографиях, рыбок (гуппи, золотые рыбки) в
аквариумных рыбах наназывают
изученные
объекты,натуральном виде в естественных
основе
имеющихся знакомятся с правилами выполненияусловиях и на картинах, выделяют
знаний.
Правиланесложных действий по уходу за существенные признаки аквариумных
содержания и ухода за аквариумными
рыбками
подрыбок, знают правила ухода и
аквариумными рыбками руководством учителя. В рабочейсодержания
за
аквариумными
тетради
узнают
на
рисунках рыбами.
аквариумных рыбок и подписывают В рабочей тетради подписывают
их названия; зачеркивают лишнюю рисунки
аквариумных
рыбок;
рыбку, используя помощь учителя
зачеркивают лишнюю рыбку

30

45

Канарейки, попугаи 07.03 1

Формирование
Узнают певчих и декоративных птиц
представлений
о на иллюстрациях и фотографиях,
декоративных и певчих называют
изученные
объекты,
птицах
на
основе называют
известные
учащимся
имеющихся
знаний: певчих и декоративных птиц,
внешний вид, правила знакомятся с правилами выполнения
содержания и ухода несложных действий по уходу за
дома или в «живом певчими и декоративными птицами
уголке»
под руководством учителя.

Узнают и называют певчих и
декоративных птиц
(канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных
условиях
и
на
картинах. Выделяют существенные
признаки певчих и декоративных
птиц.
Называют
певчих
и
декоративных птиц, которые были
изучены на уроке и известны
обучающимся из других

В рабочей тетради узнают на источников, знают правила ухода и
рисунках птиц и подписывают их содержания певчих и декоративных
названия, используя слова для птиц.
справок. Обводят названия певчих В рабочей тетради подписывают
птиц, используя помощь учителя
рисунки названиями птиц, используя
слова для справок. Обводят названия
певчих птиц. Отвечают на вопрос:
каких птиц называют певчими

31

46

Морские
свинки, 12.03 1
хомяки, черепахи

Формирование
Узнают морских свинок, хомяков, Узнают и называют животных в
представлений
о черепах
на
иллюстрациях
и натуральном виде в естественных
морских
свинках, фотографиях, называют изученные условиях и на картинах, выделяют
хомяках и черепахах: объекты, знакомятся с правилами существенные признаки морских
внешний вид, правила выполнения несложных действий по свинок, хомяков, черепах, знают
ухода
уходу за морскими свинками, правила
ухода
за
морскими
хомяками,
черепахами
под свинками, черепахами, хомяками и
руководством учителя. Выполняют их содержания.
задание в рабочей тетради:
Выполняют задание в рабочей
отвечают на вопросы (кого чем тетради:
выбирают правильные
кормить) и выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить)
ответы соотнося их с названиями и записывают их рядом с названием
животных,
используя
помощь животного
учителя

47

Домашние кошки

Расширение
и Выделяют существенные признаки
Узнают кошек на иллюстрациях и
уточнение
кошек,
относят
кошек
к фотографиях, относят кошек к
представлений
о определенным
группам группе
домашних
животных,
домашних
кошках: (млекопитающие,
домашние знакомятся с правилами выполнения
внешний вид, правила животные,
длинношерстные, несложных действий по уходу за
ухода и содержания короткошерстные)
кошками под руководством учителя,
кошек в доме
Знают правила ухода и содержания имеют представление о значении
кошек.
кошек в жизни человека.
Выполняют задание в рабочей

14.03 1

тетради: подчеркивают в тексте Записывают в рабочую тетрадь
слова,
относящиеся
к
кошке; советы, как необходимо ухаживать
показывают на рисунке стрелками за котенком
еду, которую ест кошка

32

48

Собаки

49

Животные холодных 21.03 1
районов
Земли

19.03 1

Расширение
и Узнают и называют собак на Выделяют существенные признаки
уточнение
иллюстрациях
и
фотографиях, собак,
относят
собак
к
представлений
о относят собак к группе домашних определенным
группам
собаках: внешний вид, животных, знакомятся с правилами (млекопитающие,
домашние
виды собак, правила выполнения несложных действий по животные, служебные, охотничьи,
ухода за собаками и уходу за собаками под руководством декоративные), знают правила ухода
содержания их в доме. учителя, имеют представление о и содержания собак. Заполняют
значении собак в жизни человека. таблицу в рабочей тетради «Породы
Рассматривают рисунки в рабочих собак»,
используя
слова
для
тетрадях; заполняют схему
справок. Составляют памятку об
«Группы собак»
уходе за собакой, живущей в доме
Расширение
представлений
о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений
о
животных
холодных
районов, зависимости
внешнего вида и образа
жизни животных от
среды обитания

Называют животных
холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на иллюстрациях
и фотографиях. Относят животных
холодных районов Земли к разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы. Описывают
отличительные признаки внешнего
вида животных, обитающих на
севере

Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы, пингвины) в натуральном
виде в естественных условиях и на
картинах. Выделяют существенные
признаки
животных холодных
районов
Земли,
имеют
представления
о
взаимосвязях
между внешним видом животных,
их образом жизни и средой
обитания.
Относят изученных
животных
к
определенным
группам: млекопитающие, птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие морей и океанов.

33

Выписывают в тетрадь, используя
текст учебника, как приспособились
животные к жизни в суровых
условиях
50

Животные
умеренного пояса

26.03 1

Расширение
Узнают животных умеренного пояса Узнают и называют животных
представлений
о Земли
на
иллюстрациях
и умеренных районов Земли (не менее
многообразии
фотографиях, называют изученные 5)
в
натуральном
виде
в
животного
мира. объекты,
относят
животных естественных
условиях
и
на
Формирование
умеренных районов Земли к разным картинах, выделяют существенные
представлений
о группам животных:
признаки животных умеренного
животных умеренного млекопитающие, птицы. В рабочей пояса Земли, имеют представления о
пояса,
зависимости тетради
узнают
на
животных взаимосвязях между внешним видом
внешнего вида и образа умеренного пояса нашей страны и животных, их образом жизни и
жизни
подписывают их названия,
средой
обитания,
относят
используя помощь учителя
изученных
животных
к
определенным группам животных –
млекопитающие, пресмыкающиеся,
птицы;
травоядные,
хищники.
Выписывают в тетрадь название
животных, обитающих в умеренном
поясе нашей страны

34

51

Животные
жарких 28.03 1
районов Земли

Расширение
представлений
о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений
о
животных
жаркого
пояса,
зависимости
внешнего вида и образа
жизни

Узнают животных жаркого пояса Узнают и называют животных
Земли
на
иллюстрациях
и жарких районов Земли (лев, слон,
фотографиях, называют изученные кенгуру, жираф) в натуральном виде
объекты, относят животных жарких в естественных условиях и на
районов Земли к разным группам картинах, выделяют существенные
животных: млекопитающие, птицы. признаки животных жарких районов
Рассказывают
об
особенностях Земли, имеют представления о
внешнего вида одного из животных взаимосвязях между внешним видом
жарких районов Земли по плану и животных, их образом жизни и
опорным предложениям
средой обитания, относят изученных
животных к определенным группам
животных – травоядные, хищники.
По рисункам и иллюстрациям
называют особенности внешнего
вида животных жарких районов
Земли

4 четверть

35

52

Животный
нашей страны

мир 02.04 1

53

Охрана животных. 04.04 1
Заповедники.
Красная книга
России

Формирование
представлений
о
многообразии
животного
мира
России:
взаимосвязь
образа
жизни
и
природных
условий.
Охрана природы

Узнают
животных
различных
районов нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют животных, обитающих в
нашей стране, относят животных
России к разным группам (птицы,
млекопитающие)

Узнают и называют животных
разных районов нашей страны (по 2–
3
животных),
выделяют
существенные признаки животных
разных районов России, называют
животных, обитающих в России,
известных из других источников,
имеют
представления
о
взаимосвязях
внешнего
вида
животного и места обитания,
относят животных к разным группам
на основании различных признаков (
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие;
хищные,
травоядные)

Формирование
представлений
о
необходимости
охраны
природы
(животного
мира),
знакомство с Красной
книгой: заповедники,
заказники. Зоопарки

Узнают животных Красной книги
(тигр, соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях
и
фотографиях,
называют изученные объекты, имеют
представление о значении Красной
книги. В рабочей тетради узнают на
рисунках животных, охраняемых в
заповедниках, и подписывают их
названия,
раскрашивают
их
карандашами разных цветов,
используя помощь учителя

Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают правила
безопасного поведения в природе. В
рабочей
тетради
подписывают
рисунки животных, охраняемых в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов

Человек – 12 часов

36

54

Как устроен
организм

наш 09.09 1

Расширение
и
уточнение
представлений
о
строении
тела
человека.
Формирование
представлений
об
организме человека

Называют части тела
на
иллюстрациях. Называют основные
органы человека (сердце, легкие,
желудок, кишечник, печень, почки,
органы чувств) на иллюстрациях, с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия основных частей тела
человека. Рассматривают рисунки,
записывают
в
тетрадь
чем
отличаются и что общего у людей,
изображенных на рисунках

Называют части тела и органы
человека (сердце, легкие, желудок,
кишечник, печень, почки, органы
чувств).
Показывают
основные
органы человека на схемах и
муляжах.
В рабочей тетради соединяют точки
и подписывают названия основных
частей тела человека. Заполняют
таблицу «Части тала. Внутренние
органы человека», используя слова
для справок

55

Как работает
организм

наш 11.04 1

Формирование
представлений
о
внутренних
органах
человека
и
их
взаимодействии:
Формирование
представлений
о
пищеварительной
системе, дыхательной
системе, кровеносной
системе,
выделительной
системе,
нервной
системе;
о
согласованной работе
организма человека

Называют системы органов с опорой
на
учебник
и
иллюстрации.
Рассказывают о значении систем
органов в организме человека с
помощью учителя.
В рабочей тетради подписывают
названия
внутренних
органов
человека

Имеют
представления
о
взаимосвязях между органами
организма человека.
Называют
системы органов. Рассказывают о
значении
систем
органов
в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных органов в соответствии с
названными системами; соединяют
линией рисунки с изображением
внутренних органов человека с их
значением и функциями

37

56

Здоровый
образ 16.04 1
жизни человека

Формирование
Знают
и
соблюдают
правила Знают и соблюдают правила
представлений
о здорового образа жизни. Понимают здорового образа жизни, совершают
здоровом образе жизни: значение здорового образа жизни в действия
по
соблюдению
соблюдение чистоты, жизни
человека,
выполняют санитарногигиенических
норм.
правильное
питание, несложные задания (под контролем Составляют свой режим дня.
чередование работы и взрослого).
Записывают в тетрадь правила
отдыха,
закаливание, Записывают
правила
здорового здорового образа жизни, используя
занятие
спортом, образа жизни, используя опорные опорные слова
отсутствие
вредных предложения в рабочей тетради
привычек

57

Осанка

18.04 1

Уточнение
и Узнают правильную осанку на Имеют представление о влиянии
расширение
иллюстрациях и фотографиях. Знают осанки на здоровье человека.
представлений
о и соблюдают правила здорового Знают
и
соблюдают
правила
правильной
осанке. жизни, понимают его значение в здорового образа жизни, совершают
Профилактика
жизни
человека,
выполняют действия
по
соблюдению
нарушения осанки
несложные задания (под контролем санитарногигиенических
норм.
взрослого).
Дорисовывают
на Подчеркивают в тексте карточки те
рисунке в рабочей тетради, как надо условия, при которых осанка будет
сидеть правильно
правильной

58

Органы чувств

23.04 1

Расширение
уточнение
представлений
органах
человека

и Узнают органы чувств (глаза, уши, Узнают и называют изученные
нос, язык) на иллюстрациях и схемах, органы (глаза, уши, нос, кожа, язык),
об называют изученные органы, имеют показывают их на рисунках, схемах,
чувств представление о значении органов макетах.
чувств.
Относят зрение, слух, осязание,

38

В рабочей тетради вставляют в вкус к органам чувств, имеют
предложения пропущенные слова о представление
о
взаимосвязи
значении органов чувств, используя органов чувств в организме и их
помощь учителя
значении.
В рабочей тетради вставляют в
предложения пропущенные слова о
значении органов чувств
59

Правила гигиены и 25.04 1
охрана
органов
чувств

Формирование знаний Соблюдают режим дня, правила Знают
и
соблюдают
правила
о правилах гигиены личной гигиены и здорового образа здорового образа жизни, совершают
органов чувств
жизни, понимают их значение в действия
по
соблюдению
жизни
человека,
выполняют санитарногигиенических
норм.
несложные задания (под контролем Составляют
правила
гигиены
взрослого)
органов чувств, записывают в
тетрадь

60

Здоровое питание

Формирование
Соблюдают режим дня, правила Узнают и называют продукты
представлений
о личной гигиены и здорового образа животного
и
растительного
здоровом
питании. питания, понимают их значение в происхождения,
выделяют
их
расширение
и жизни человека.
признаки, относят продукты к
уточнение знаний о Заполняют таблицу в рабочей соответствующим группам. Знают и
продуктах питания
тетради:
записывают
продукты соблюдают
правила
здорового
растительного
и
животного образа питания, совершают действия
происхождения, используя слова
по
соблюдению
санитарнодля справок и помощь учителя
гигиенических норм. Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради:
записывают продукты растительного
и животного происхождения; что
вредно и что полезно для организма

30.04 1

39

61

Дыхание.
дыхания.
гигиены

Органы 07.05 1
Правила

62

Оказание
первой 14.05 1
медицинской
помощи

Формирование
Узнают и называют органы дыхания Узнают и называют изученные
представлений
об (нос, легкие) на иллюстрациях и органы (нос, легкие), показывают их
органах дыхания и схемах, имеют представление о на рисунках, схемах, макетах.
правилах
гигиены значении органов чувств. Знают и Относят нос, легкие к органам
органов дыхания
соблюдают
правила
здорового дыхания, имеют представление о
образа
жизни,
понимают
его взаимосвязи органов и систем в
значение
в
жизни
человека, организме и их значении. Знают и
соблюдают правила личной гигиены. соблюдают правил здорового образа
В рабочей тетради на рисунках жизни, совершают действия по
находят
органы
дыхания
и соблюдению
подписывают их
санитарногигиенических норм. На
рисунках в рабочей тетради находят
органы дыхания и подписывают их;
дополняют рассказ о значении носа
для организма человека, вставляя
пропущенные
слова
в
текст
карточки
Формирование
Знают
и
соблюдают
правила
представлений о первой здорового образа жизни, понимают
помощи и правилах ее его значение в жизни человека,
оказания.
Оказание соблюдают правила безопасного
помощи при порезах, поведения в природе и обществе (под
царапинах, ушибах,
контролем взрослого), выполняют
обморожении, ожогах несложные задания по первой
доврачебной помощи (под контролем
взрослого).

Знают и соблюдают правила
безопасного поведения. Выполняют
доступные возрасту меры первой
доврачебной помощи. Соединяют
линией
рисунок
с
нужной
рекомендацией
по
оказанию
помощи при повреждениях кожи

40

63

Профилактика
простудных
заболеваний
Обращение
медицинской

16.05 1
за

помощью

Формирование
Знают
и
соблюдают
правила Знают
и
соблюдают
правила
представлений
о здорового образа жизни, правила поведения
при
простудных
простудных
личной гигиены, понимают их заболеваниях, знают и соблюдают
заболеваниях и мерах, значения
в
жизни
человека, правила профилактики простудных
принимаемых для
выполняют несложные задания по
заболеваний, совершают действия
профилактики
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний

и оказанию
первой
доврачебной по
соблюдению
помощи (под контролем взрослого). санитарногигиенических норм.
По рисункам в рабочей тетради, Выполняют доступные возрасту
составляют
и
записывают меры первой доврачебной помощи.
предложения
о
способах Используя
рисунки в рабочей
закаливания, используя помощь
тетради, составляют и записывают
учителя
предложения о способах закаливания

64

Специализация
врачей

21.05 1

Формирование
Узнают врачей на иллюстрациях, Называют специализацию врачей
представлений
о фотографиях,
называют (педиатр, терапевт, лор, окулист),
специализации врачей специализации врачей. Выписывают соотносят заболевания внутренних
и необходимости при названия специализации врачей, к органов и специализацию врача.
заболевании
которым можно обратиться за Выписывают в тетрадь названия
обращаться к врачу
помощью
при
разных
видах врачей, к которым можно обратиться
заболевания, используя слова для за помощью при разных видах
справок
заболевания

65

Медицинские
учреждения нашего
города

23.05 1

Уточнение
расширение
представлений
медицинских
учреждениях
города
и
специализации

и Знают медицинские учреждения Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила своего города, знают правила
о поведения
в
медицинских поведения
в
медицинских
учреждениях
учреждениях
своего
их

41

Обобщение – 3 часа
66

Повторительнообобщающий 28.05 1
урок темы «человек»

67

Неживая природа

30.05 1

Обобщение
и Узнают и называют изученные
закрепление
предметы
на
иллюстрациях,
представлений
о фотографиях, относят изученные
строении тела человека предметы
к
определенным
группам (вода, воздух, полезные
ископаемые, почва), называют
предметы, относящиеся к почве,
полезным ископаемым, свойства
воды,
воздуха,
знают
элементарные
правила
безопасного поведения в природе,
имеют представление о значении
неживой природы в жизни
человека
Обобщение
и Называют изученные объекты на
закрепление
иллюстрациях,
фотографиях,
представлений
о относят изученные объекты к
живой
природе, определенным группам (растения,
умение
животные, организм человека).
дифференцировать
называют объекты, относящиеся к
живую и неживую растениям, животным, организму
природу
человека. Имеют представление о
значении живой природы

Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах, схемах и в натуральном
виде, относят предметы неживой
природы к разным группам (вода,
воздух, полезные ископаемые,
почва), выделяют существенные
признаки каждой группы. Имеют
представления о взаимосвязях
между
неживой
и
живой
природой. Знают и соблюдают
правила безопасного поведения в
природе
Называют изученные объекты
живой природы. Относят объекты
живой
природы
к
разным
группам:
растения (деревья,
кустарники,
травы,
хвойные,
лиственные,
декоративные),
животные (насекомые, рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие)
и
организм
человека.
Выделяют
существенные признаки разных
групп растений и животных.
Имеют
представление
о
взаимосвязях между неживой и
живой природой

42

68

Живая природа

1

Обобщение
и
закрепление
представлений о живой
природе,
умения
дифференцировать
живую и неживую
природу

Называют элементарные правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни с
опорой на учебник.

Называют и соблюдают правила
безопасного поведения в природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения режима дня, личной
гигиены, здорового образа жизни

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».