АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету МИР ИСТОРИИ для учащихся с умственной отсталостью для 6 класса

МИР ИСТОРИИ (VI класс)
Пояснительная записка
Статус документа
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир истории» для обучающихся с легкой умственной отсталостью составлена
на основе федеральной рабочей программы по учебному предмету " Мир истории" предметной области «Человек и общество» (6 класс)
и требований ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым
результатам освоения АООП.
Структура документа.
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые предметные
результаты, планируемые базовые учебные действия, содержание обучения.
Общая характеристика предмета.
В основу изучения предмета «Мир истории» положен принцип цивилизационного анализа исторических фактов, позволяющий на
конкретных примерах познакомить обучающихся с историей развития человека и человеческой цивилизации. Такой подход позволяет
создать условия для формирования нравственного сознания, усвоения и накопления обучающимися социального опыта, коррекции и
развития высших психических функций.
Цель изучения предмета «Мир истории» заключается в подготовке обучающихся к усвоению курса «История Отечества» в 7-9 классах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических этапах его
развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории.
Содержание учебного предмета Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий.
Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя

биография. Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях. История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы живем; главный
город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города. Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица,
население, национальный состав. Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны
(президент РФ). Большая и малая родина. Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени.
Календарь (происхождение, виды). Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее
представление). «Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий
календарь). Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей. Историческая память
России. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные
представления на конкретных примерах). Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.).
Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки. Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного. Время появления первобытных людей,
их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей. Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия
труда. Каменный века. Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий.
Защита от опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Изменение
климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание.
Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека. Конец ледникового периода и
расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия,
скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,

община, род, племя. Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати. Зарождение обмена, появление
денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших цивилизаций.
История вещей и дел человека (от древности до наших дней) История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня.
Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных. Использование огня в производстве: изготовление посуды,
орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др. Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн. Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение
электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические
последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических
ресурсов Земли для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий. Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер,
морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие
представления). Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории
человечества. Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при
добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные
жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История
совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Архитектурные
памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления. История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных
традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как искусство.
Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели. История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития
общества. Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество,
рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения и накопления продуктов питания. Влияние природных условий на традиции
приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло,
изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной
посуды. Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для
хранения продуктов, народные традиции ее изготовления. Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и
женской одежде. Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего
человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в
разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона). История появления обуви. Влияние климатических
условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение
представлений о мире. Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для
духовной жизни человечества. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения. Направления в науке: астрономия,
математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки. Значение устного творчества для истории: сказания,
легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись,
иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги и книгопечатания. Культура и человек как носитель
культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства. Условия для возникновения
государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика.
Политика государства, гражданские свободы, государственные законы. Экономика как показатель развития общества и государства.
История денег, торговли. Государства богатые и бедные. Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Рекомендуемые виды практических заданий: заполнение анкет; рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;

составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях; составление автобиографии и биографий членов семьи
(под руководством учителя); составление родословного дерева (рисунок); рисование Государственного флага, прослушивание
Государственного гимна; изображение схем сменяемости времен года; составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты
времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка на «ленте времени»; объяснение смысла пословиц и поговорок о
времени, временах года, о человеке и времени и др. чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам; рассматривание
и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся
к различным историческим эпохам; экскурсии в краеведческий и исторический музеи; ознакомление с историческими памятниками,
архитектурными сооружениями; просмотр фильмов о культурных памятниках; викторины на темы: «С чего начинается Родина?», «Моя
семья», «Мой род», «Я и мои друзья», «Страна, в которой я живу», «События прошлого», «Время, в котором мы живем», «История
одного памятника », «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.
Планируемые результаты освоения программы по предмету «Мир истории» Личностные результаты
1)
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2)
воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность
адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4)
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5)
овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6)
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7)
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8)
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9)
сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11)
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей;
12)
сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Базовые учебные действия.

Личностные учебные действия
испытывать чувство гордости за свою страну;
гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для
решения жизненно значимых задач;
Регулятивные учебные действия
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные
логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Планируемые предметные результаты по предмету «Мир истории» Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов; использование помощи
педагогического работника при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;

усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем); адекватное реагирование на
оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы; использование усвоенных исторических
понятий в самостоятельных высказываниях; участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью
педагогического работника;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий; владение элементами оценки и
самооценки; проявление интереса к изучению истории.

Тематическое планирование учебного предмета «Мир истории»
6 класс (2 часа в неделю)
34 недели – 68 часов
№

1.

Наименование темы,
Кол – во
Основные виды деятельности обучающихся
разделов
часов
1 четверть – 16 часов
Раздел I. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас
Имя, отчество, семья,
родословная человека
Введение в мир истории.
1
Формировать представление об истории, как о науке о жизни
природы и общества людей.
Выполнить
практическое задание: записать ответы на
вопрос «Почему надо изучать историю?», составить рассказ
по плану.

Оборудование

2.

История имени.

1

3.

Отчество и фамилия
человека.

1

4.

Семья.

1

5.

Биография.

1

Формировать представление об истории появления имён;
умение составлять полные ответы на вопросы с помощью
текста.
Выполнить
практическое задание: записать ответы на
вопрос «Почему люди во все времена придавали особое
значение имени человека?»
Формировать представление об истории появления отчеств и картина
фамилий, о собственном имени, отчестве, фамилии; умение В.М.Васнецова
составлять полные ответы на вопросы с помощью текста.
«Богатыри».
Выполнить практическое задание: заполнение анкеты, запись
«Как произошли фамилии», работа с заданиями на
соотношение.
Работа с репродукцией картины В.М.Васнецова «Богатыри».
Формировать представление о семье; умение составлять
правильно предложения.
Выполнить
практическое
задание: объяснить
смысл
пословиц и поговорок о семье, составление устного рассказа о
себе, членах семьи, родственниках, друзьях; написание
короткого рассказа «Моя семья», рисование на тему: «Моя
семья».
Формировать представление о биографии; умение называть
свою дату рождения.
Выполнить
практическое
задание:
составление автобиографии.

6.

Поколения людей.

7

Биография моей семьи

8.

Обобщающий урок
«Представления о себе, об
окружающих людях и
пространстве вокруг нас».

9

Отчий дом. Наша Родина –
Россия
О доме. Разные дома

1

Формировать представление о родословной семьи, умение
составлять родословную, соотнесение числового ряда с
возрастом
человека; умение выразительно рассказывать,
объяснять значение слов: предки, потомки, родственники;
называть родственников своей семьи.
Выполнить практическое задание: составление родословного
дерева семьи (рисунок), написание короткого рассказа «Мой
любимый человек».

1

Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Представления о себе, об окружающих людях и
пространстве
вокруг
нас». Знать основные понятия
изучаемого раздела. Уметь работать с иллюстрацией,
исторической картой, сравнивать исторические события.
Практическая работа: выполнить задания на стр.28 по теме
«Представления о себе, об окружающих людях и
пространстве вокруг нас».
Раздел II. Отчий дом. Наша Родина – Россия

1

Формировать представление о видах жилья; умение составлять
полные ответы на вопросы с помощью текста. Формировать
представление о русской избе; умение оставление рассказа по
опорным словам и фразам.
Выполнить
практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам; объяснить
смысл пословиц и поговорок о доме, составление рассказа
«Мой дом», рисование на тему «Дом, в котором ты живешь».

10.

Названия городов и улиц.

1

11.

Родник «Двенадцать ключей».

1

12.

Истоки.

1

13.

Наша Родина – Россия.

1

14

Проверочная работа по
теме «Имя, отчество, семья,
родословная человека»
Как устроено государство.

1

Формировать представление о появлении названий городов и
улиц; умение выделять главную мысль, учить находить
слова, несущие основное содержание и смысл.
Выполнить практическое задание: составление рассказа «Я
знаю свой поселок», рисование на тему: «Моя улица».
Формировать представление о роднике «Двенадцать ключей»;
умение самостоятельно работать с информацией, составить
рассказ по опорным словам и фразам, делать вывод с опорой на
факты.
Выполнить
практическое задание: выписать из текста
ответы на вопросы о роднике «Двенадцать ключей», чтение
и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам.
Формировать представления о малой и большой Родине.
Выполнить практическое задание: составление рассказ о
родном крае, описать его природу.
Формировать представление о нашей Родине – России; умение Плакат
«Наша
называть страну, в которой живём, давать полное название Родина – Россия»
нашего государства, работать в тетради (запись словарных
слов в словарь исторических терминов).
Выполнить практическое задание: работа с картой (показ
границ Российской Федерации, работа с символами, цветами
карты), чтение и пересказы адаптированных текстов по
изучаемым темам
Выполнение тестовых заданий

1

Формировать представление о устройстве нашего государства,

15.

16.

Герб, гимн, флаг России.

1

1

2 четверть – 15 часов
Москва – столица России.

1

2

Мы жители планеты Земля.

3

Обобщающий урок
«Отчий
дом. Наша Родина - Россия».

О том, что такое время и
как его изучают

о
том кто управляет государством, основном законе
государства, республиках в составе Российской Федерации;
умение работать в тетради (запись словарных слов в словарь
исторических терминов).
Формировать представление о государственной символике Иллюстрации,
Российской Федерации (флаг, герб, гимн); умение правильно плакат «Символика
России»
называть символы своей страны
Выполнить практическое задание: прослушивание гимна
Российской Федерации, рисование государственного флага
России, объяснить смысл пословиц и поговорок Родине, мире.

Формировать представление о столице нашего государства; Карта
умение работать в тетради (запись словарных слов в словарь
исторических терминов).
1
Формировать представление о естественной природе мира, Плакат «Солнечная
месте планеты Земля в Солнечной системе. Умение система»
пересказывать части текста с использованием новых слов:
название
планеты, на которой мы живем, имя первого
космонавта Земли, работать в тетради (запись словарных слов
в словарь терминов).
1
Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Отчий дом. Наша Родина - Россия». Знать основные понятия
изучаемого раздела. Уметь работать со словарными словами,
иллюстрацией, исторической картой, сравнивать исторические
события.
Практическая работа: выполнить задания на стр.66 по теме
«Отчий дом. Наша Родина - Россия».
Раздел III. Представления о времени в истории

4

Что такое время.

1

5

История календаря.

1

6

Русский земледельческий
календарь.

1

Формировать представление о мерах и способах исчисления
лет в истории; времени: прошлом, настоящем, будущем, мерах
времени; умение ориентироваться в понятиях сегодня, завтра,
вчера, работать в тетради (запись словарных слов в словарь
терминов).
Выполнить
практическое задание: объяснение смысла
пословиц и поговорок о времени, изображение схем
сменяемости времен года.
Формировать представление о появлении календаря, краткие Календарь
исторические сведения о названии месяцев (римский
календарь, русский земледельческий календарь); умение
приводить примеры названий месяцев, работать
с
дополнительной литературой о истории
календаря.
Выполнить
практическое задание: объяснение смысла
пословиц и поговорок о временах года, составление календаря
на неделю, месяц, написание рассказа «Мое любимое время
года», рисование на тему: «Мое любимое время года».
Формировать представление о русском земледельческом
календаре; умение отличать земледельческий календарь от
календаря истории, читать и пересказывать адаптированные
тексты по изучаемой теме.
Выполнить
практическое задание: работа с русским
земледельческим календарем; объяснение смысла пословиц и
поговорок о человеке и времени.

7

Счёт
лет
в
истории.
Историческое время.

1

Формировать представление о времени в истории, части века:
начало века, середина века, конец века, граница двух веков
(конец одного века и начало другого), текущий век,
тысячелетие; умение
называться время историческое,
выражать время в арабских и римских цифрах; работать с
«Лентой времени».
Выполнить практическое задание: изображение на «Ленте
времени» одного столетия, одного тысячелетия; ориентировка
на «Ленте времени»», чтение и пересказы адаптированных
текстов по изучаемым темам.

8

9

Обобщающий урок
«Представления о времени в
истории».

Что изучает наука история
Что такое история.

Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Представления о времени в истории». Знать основные
понятия изучаемого раздела. Уметь работать со словарными
словами, иллюстрацией, исторической картой, сравнивать
исторические события.
Практическая работа: выполнить задания на стр.82 по теме
«Представления о времени в истории».
Раздел IV. Начальные представления об истории как о науке
1

1

Формировать представление о истории как науке; понимание
роли исторической науки в изучении прошлого и
настоящего; умение составлять полные ответы на вопросы с
помощью текста.
Выполнить практическое задание: игра «Путешествие в страну
Историю».

10

Какие науки помогают
истории.

1

11

Как работают археологи.

1

12

Исторические памятники.

1

13
14

Проверочная работа по теме
«Наша Родина – Россия»
Историческая карта.

1
1

Формировать
представление
о
вспомогательных
исторических науках (археология, этнография, геральдика,
нумизматика и др.); умение работать с дополнительной
литературой.
Выполнить практическое задание: заполнение таблицы «Науки
помогающие истории», чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам
Формировать представление о археологах и их работе;
работать с иллюстрациями (работе археологов).
Формировать представление о исторических памятниках Иллюстрации
(вещественные (предметы быта; памятники зодчества,
строительства и архитектуры; живопись и т.д.), устные
(фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи
и рисунки и т.д.).; умение привести примеры, соотносить
различия между вещественных памятников и невещественных,
работать с иллюстрациями (исторические памятники).
Выполнить практическое задание: составление
«Исторические памятники».
Выполнение тестовых заданий

таблицы

Формировать представление о исторической карте; умение
отличать географическую карту от исторической карты.
Выполнить практическое задание: перечислить
основные
правила работы с исторической
картой, сравнение
географической карты и исторической.

Физическая карта,
историческая
карта,
политическая карта

15

Обобщающий урок
«Начальные представления
об истории как о науке».

1

Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Начальные представления об истории как о науке». Знать
основные понятия изучаемого раздела; уметь
классифицировать вещественные и невещественные памятники
истории; отличать историческую карту от географической;
называть основные правила работы с исторической картой.
Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией,
исторической картой, сравнивать исторические события.
Практическая работа: выполнить задания на стр.95 по теме
«Начальные представления об
истории как о науке».

3 четверть – 20 часов
Раздел V. История Древнего мира
1

История Древнего мира
Земля и космос.

1

2

От кого произошел человек.

1

Формировать
представление
о происхождении Земли;
времени появления человека прямоходящего, внешнем виде
первобытных людей, среде обитания; умение рассказывать о
происхождении Земли, называть отличия Земли от других
планет.
Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией.
Формировать
представление
о времени появления
первобытных людей, их внешнем виде, среде обитания,
отличие от современных людей; умение рассказывать, от кого
произошёл человек, как жили древнейшие люди.
Выполнить практическое задание: нарисовать орудия труда и
охоты человека умелого, составление рассказа «Древние
люди», записать ответы на вопросы.

3

Человек умелый.

1

4

Следующее поколение людей
каменного века.

1

5

Наступление ледников.

1

6

Как жили древние охотники,
кочевники и собиратели.

1

7

Новые занятия людей.

1

Формировать представление о человеке умелом; умение
выделять главную мысль, учить находить слова, несущие
основное содержание и смысл, работать в парах, дополнять
ответы одноклассников.
Формировать
представление
о людях каменного века,
времени появления, изменения во внешнем облике,
появлении орудий труда, совершенствование занятий; умение
выделять главную мысль, учить находить слова, несущие
основное содержание и смысл.
Формировать
представление
о
Фильм
появилась
ледниковом периоде: изменение климата Земли,
наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из- планета»
за климатических условий: борьба за выживание.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника.
Формировать представление о жизни древних охотников,
кочевников и собирателей; умение рассказывать о жизни
охотников, кочевников и собирателей; умение
называть
поколения людей каменного века. Способы охоты на диких
животных. Приручение диких животных. Пища и одежда
древнего человека.
Выполнить практическое задание: работать в парах, дополнять
ответы одноклассников.
Формировать
представление
о новых занятиях людей:
приручение животных, земледелие, скотоводство. Появление
новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ
жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя;

«Как
наша

8

9

10

Обобщающий
стория Древнего мира».

урок

История вещей. Занятия
человека на земле
Огонь в жизни древнего
человека.

Огонь, глина, гончар.

умение перечислять новые занятия людей и рассказывать о
них.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени».
1
Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«История Древнего мира». Уметь общие представления об
эволюции
человека. Умение
делать
выводы
о
необходимости коллективного взаимодействия людей в
сложных природных и социальных условиях.
Уметь работать со словарными словами, иллюстрацией,
исторической
картой, сравнивать исторические события.
Практическая работа: выполнить задания на стр.116 по теме
«История Древнего мира».
Раздел VI. История вещей. Занятия человека на земле

1

1

Формировать представление о том, как люди добывали
огонь, источники огня в природе. Способы добычи огня
древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним
человеком, культ огня; умение рассказать о значении огня в
жизни человека, привести доказательства, что огонь помог
предкам выжить в ледниковый период.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника.
Формировать
представление
о работе гончара; умение
выделять главную мысль, учить находить слова, несущие
основное содержание и смысл.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам, работа с
«Лентой времени».

11

Огонь открывает новую
эпоху в жизни людей.

1

12

Вода, ее значение в жизни
человека.

1

13

Вода и земледелие.

1

14

Вода как источник энергии.

1

Формировать представление о том, как огонь и медь изменили
жизнь человечества; использование огня для жизни:
тепло, пища, защита от диких животных; использование огня в
производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка
металлов, приготовление пищи и др., огонь в военном деле,
изобретение пороха, виды энергии: электрическая, тепловая,
атомная (общие представления). Умение составлять полные
ответы на вопросы с помощью текста.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени».
Формировать представление о значении воды в жизни
человека, причины поселения древнего человека на берегах
рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по
воде; умение выделять главную мысль, учить находить
слова, несущие основное содержание и смысл.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам.
Формировать представление о значении воды для земледелия,
поливное земледелие, причины его возникновения. Роль
поливного земледелия, в истории человечества; умение
составлять полные ответы на вопросы с помощью текста.
Формировать представление о воде как источнике энергии,
использование человеком воды для получения энергии:
водяное колесо, гидроэлектростанция, использование воды при
добыче полезных ископаемых. Профессии людей, связанные с
освоением энергии и водных ресурсов; умение выделять
главную мысль, учить находить слова, несущие основное
содержание и смысл.

15

Какие дома строили древние
люди.

1

16

Как появилась мебель.

1

Формировать представление о видах домов древних людей,
история появления первых жилищ: пещеры, шалаш, земляные
укрытия. Материалы, используемые для строительства жилья у
разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История
совершенствования жилища. Влияние климата и национальных
традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для
изучения истории; умение рассказывать о влиянии климата на
изменение жилья древних людей, работать с дополнительной
литературой, перечислять виды домов древних людей.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам, рисование
разных видов жилья.
Формировать представление о появлении мебели, влияние
исторических и национальных традиций на изготовление
мебели. Изготовление мебели как искусство. Современная
мебель.
Профессии людей, связанные с изготовлением мебели; умение
рассказывать о появлении мебели, перечислять профессии,
связанные с изготовлением мебели.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам, отгадывание
загадок и выполнение к ним рисунков – ответов.

17

Как появились каша и хлеб.

1

Формировать представление о питание как главное условие
жизни любого живого организма. Уточнение представлений о
пище человека в разные периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его
выживание, появление каши и хлебопечения; умение
рассказывать об истории появления хлеба и хлебопечения на
Руси.
Выполнить практическое задание: объяснение смысла пословиц
и поговорок о хлебе.

18

Проверочная работа по теме
«История – это наука. Время в
истории»
История об обыкновенной
картошке.

1

Выполнение тестовых заданий

1

Формировать представление об истории появления картофеля
в России; умение рассказывать о царе, при котором впервые
был завезен картофель в Россию.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени».

19

20

О керамике, фарфоре
и деревянной посуде.

1

Формировать представление о посуде, ее назначении, глиняная
посуда,
материалах для изготовления посуды, истории появления деревянная посуда
посуды: глиняная посуда, деревянная посуда
Народные
традиции в изготовлении глиняной и деревянной посуды.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как
искусство. Профессии людей, связанные с изготовлением
посуды; умение
называть виды деревянной посуды и
домашней утвари, перечислять профессии людей связанные с
изготовлением посуды.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам, составление
ответов на вопросы с помощью учебника, написание
рассказа «Мебель и посуда в русской избе 18 века»,
выполнение рисунка к рассказу, игра «Историческое лото».
Формировать представление о бересте, ее назначении.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы
адаптированных текстов по изучаемым темам, составление
ответов на вопросы с помощью учебника.
Формировать представление о появлении одежды человека,
влиянии видов одежды на положение человека в обществе,
различия в мужской и женской одежде, способы изготовления,
материалы, инструменты, совершенствование видов одежды в

4 четверть – 17 часов
1

Береста: письменные
памятники

1

2

История появления одежды.

1

ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование

3

Одежда и положение
человека в обществе.

1

4

Как люди украшали себя.

1

5

Одежда будущего

1

инструментов для изготовления одежды, влияние природных и
климатических условий на изготовление одежды, народные
традиции изготовления одежды; умение выделять главную
мысль, учить находить слова, несущие основное содержание
и смысл.
Выполнить практическое задание: объяснение смысла
пословиц и поговорок об одежде, составление ответов на
вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени».
Формировать представление о средствах украшений древних
людей, изготовление одежды как искусство, изменения в
одежде и обуви в разные времена у разных народов, образцы
народной одежды (на примере региона). История появления
обуви. Влияние климатических условий на возникновение
разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена:
лапти, сапоги, туфли, сандалии и др. Изменение в одежде и
обуви в разные времена у разных народов. Профессии
людей, связанные с изготовлением одежды и обуви; умение
называть средства украшения древних людей.
Формировать представление о изготовление одежды как
искусство, изменения в одежде и обуви в разные времена
Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли,
сандалии и др. Изменение в одежде и обуви в разные времена
у разных народов. Выполнить практическое задание:
выполнение рисунков «Мужская и женская одежда жителей
твоего края», чтение и пересказы адаптированных текстов по
изучаемым темам.

6

7

Обобщающий урок «История
вещей. Занятия человека на
Земле».

Контрольная работа по теме
«История вещей. Занятия
человека
на
земле»
(промежуточная
аттестация)

1

1

Обобщить и закрепить
пройденный материал по теме
«Итоговый
урок по разделу «История вещей. Занятия
человека на
Земле». Уметь
общие
представления
деятельности людей по изменению быта, эволюции уклада
жизни из поколения в поколение. Формировать умения
поисковой ориентации в предметной среде (мода,
архитектура, культурные традиции и др.)
Практическая работа: выполнить задания на стр.166 по теме
«Итоговый
урок
по разделу «История вещей. Занятия
человека на Земле».
Выполнение тестовых заданий

Раздел VII. Человек и общество
8

Человек и общество
О далеких предках – славянах
и родовом строе.

1

Формировать представление о жизни древних славян; умение
выделять главную мысль, учить находить слова, несущие
основное содержание и смысл.
Выполнить практическое задание: составление ответов на
вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой времени»,
выполнение рисунка «Поселение родовой общины славян»,
работа с заданиями на соотношение.

9

Как люди понимали мир
природы в древности.

1

Формировать представление о религии славян, основных
богах языческого славянского пантеона, о главных языческих
праздниках; умение выделять главную мысль, учить находить
слова, несущие основное содержание и смысл. Выполнить
практическое задание: чтение и пересказы адаптированных
текстов по изучаемым темам, составление ответов на вопросы
с помощью учебника, работа с «Лентой времени».

10

Современные религии, как
они появились.

1

Формировать представление о появлении мировых религий,
истоки возникновения мировых религий: иудаизм,
христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной
жизни человечества;
умение
работать
с
дополнительной литературой.
Выполнить практическое задание: чтение и пересказы

11

Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Искусство и культура.

1

12

История
возникновения
письма. Виды письма.

1

адаптированных текстов по изучаемым темам, составление
ответов на вопросы с помощью учебника, работа с «Лентой
времени».
Формировать представление об искусстве и культуре на Руси;
умение работать с дополнительной литературой.
Выполнить практическое задание: рассматривание и анализ
иллюстраций, работа с заданиями на соотношение, работа с
«Лентой времени».
Формировать представление о появлении письменности на
Руси., История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо.
Латинский и славянский алфавит. Выполнить практическое
задание: составление ответов на вопросы с помощью
учебника,

13

История книги и
книгопечатания, первые книги.

1

Формировать представление о появлении письменности на
Руси, значение устного творчества для истории: сказания,
легенды, песни, пословицы, поговорки. История книги и
книгопечатания; умение рассказывать, где и кем был создан
первый алфавит.
Выполнить практическое задание: отгадывание загадок и
выполнение к ним рисунков – ответов.

14

Контрольная работа по теме
«Человек и общество»
От изобретения колеса - к
новым открытиям.

1

Выполнение тестовых заданий

1

Человечество стремится к
миру.

1

Формировать представление об изобретениях древних людей и
современных изобретениях; умение
приводить примеры
изобретений человека в древние времена.
Формировать представление об освоении человеком морей и
океанов, открытие новых земель, изменение представлений о
мире, о первооткрывателях морей и океанов, новых земель;
умение работать с дополнительной литературой.
Выполнить практическое задание: работа с индивидуальной и
настенной
картами, составление ответов на вопросы с помощью
учебника, работа с «Лентой времени».
Формировать представление о стремлении человечества к
миру, причины возникновения войн, исторические уроки войн;
умение объяснять, почему народы многих государств не хотят
войн.
Выполнить практическое задание: работа с индивидуальной
и настенной картами, работа с «Лентой времени», написание
рассказа «Моя мечта о будущем».

15

16

17

Обобщающий урок «Человек
и общество».

1

Обобщить и закрепить
пройденный материал по разделу
«Человек и общество». Уметь работать с текстами учебника
ми заданиями рабочей тетради. Способность к простейшим
сравнениям и
обобщениям изученных исторических
сведений.
Практическая работа: выполнить задания на стр.203 по теме
«Человек и общество».

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Рабочая программа обеспечена учебниками, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 23.12.2020 г. № 766 «О внесении изменений в федеральный
перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 20 мая 2020 г. № 254». Приказ зарегистрирован в
Министерстве юстиции Российской Федерации (регистрационный № 62645 от 02 марта 2021 г.).
6 класс
Мир истории. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразов. программы/ И.М.Бгажнокова,
Л.В. Смирнова – М.: Просвещение, 2024 г.
И. М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова, Е.Н.Фёдорова. Мир истории. Рабочая тетрадь. 6 класс. Учебное пособие для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2024
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Проектор, интерактивная доска.
Цифровые образовательные ресурсы, образовательные порталы и сайты.
Презентации и CD – диски по темам, раздаточный и демонстрационный дидактический материал, карты, картины, дидактические карточки,
научная и специальная литература, раздаточный материал, плакаты.
Контрольно-измерительный материал.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».