АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу по выбору ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ для учащихся с умственной отсталостью для 6 класса

Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль
в образовательном процессе
Программа курса по выбору для обучающихся с умственной осталостью
(интеллектуальными нарушениями) «Основы живописи» разработана на основе ФГОСа
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем.
Основу программы «Основы живописи» составляют цветовые отношения,
строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе
отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль».
Программа «Живопись» тесно связана с программами по рисунку, станковой
композиции, с пленэром.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет «Основы живописи» 6 класс 1 час в неделю 34 часа
Цель и задачи учебного предмета
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета «Основы живописи» является художественноэстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе
освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических
знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области
изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные
учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Задачи учебного предмета:
– приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных
работ, в том числе:
 знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств;
 знаний разнообразных техник живописи;
 знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
 умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях
пространственно-воздушной среды;
 умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру
человека;
 навыков в использовании основных техник и материалов;
 навыков последовательного ведения живописной работы;
– формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,
позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в
области изобразительного искусства.
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету «Основы живописи» и проведение консультаций рекомендуется
осуществлять в форме групповых занятий.
Групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в
соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются
следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
1




практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной
программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и
задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях
изобразительного творчества.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам.
Библиотечный фонд укомплектовывается литературой по изобразительному
искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по живописи должна быть оснащена натурными столами, мольбертами,
предметами натурного фонда.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС
общего образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение
обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской
идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовно нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к
познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
1) Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства
воспитывает патриотизм в процессе собственной художественно-практической
деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному восприятию и
творческому созиданию художественного образа.
2) Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к традиционным российским духовно-нравственным ценностям. При этом
реализуются задачи социализации и гражданского воспитания обучающегося.
Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается
как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках изобразительного
искусства происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются интернациональные чувства обучающихся. Учебный предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3) Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
2

составляет суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего
мира обучающегося и развитие его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя
как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре
как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
4) Эстетическое воспитание.
Эстетическое (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к
позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5) Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении
заданий культурно-исторической направленности.
6) Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в
процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях
искусства и личной художественно-творческой работе.
7) Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретиковиртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального
жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального
практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату,
понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества,
коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные требования к
определённым заданиям программы.
8) Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками (а не только потребителями) её
создания и оформления пространства в соответствии с задачами общеобразовательной
организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность
обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды общеобразовательной
организации, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование
позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни обучающихся.
3

Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Основы живописи» является приобретение
обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических
качеств,
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей, создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственновоздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих
работах;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
При оценивании работ учащихся учитывается уровень следующих умений и
навыков:
- грамотно компоновать изображение в листе;
- грамотно передавать локальный цвет;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения предметов к фону;
- грамотно передавать основные пропорции и силуэт простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых гладких и шершавых поверхностей;
- грамотно компоновать группу взаимосвязанных предметов;
- грамотно передавать оттенки локального цвета;
- грамотно передавать цветовые и тональные отношения между предметами;
- грамотно передавать пропорции и объем простых предметов;
- грамотно передавать материальность простых мягких и зеркально-прозрачных
поверхностей.

Содержание учебного курса
1.1 Тема. Вводная беседа о предмете «Живопись».
Жанры живописи. Природа цвета. Цветовой спектр. Хроматические и ахроматические
цвета. Знакомство с акварелью. Смешивание цветов. Изучение тёплых и холодных,
основных и составных. Знакомство с цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.
Акварель, формат А-3.
1.2 Тема. Этюд яблока. Гризайль.
Понятие тона в живописи, светотень, принципы работы в технике лессировки. Акварель,
формат А-5 с полями.
1.3 Тема. Натюрморт с тремя фруктами разными по тону и размеру. Гризайль.
Натюрморт с яблоком, персиком, вишенкой. Гризайль. Акварель, формат А-5 с полями.
1.4 Тема. Натюрморт с тремя фруктами разными по тону и размеру.
Натюрморт с яблоком, персиком, вишенкой на нейтральном фоне. Акварель, формат А-5 с
полями.
1.5 Тема. Этюды осенних листьев.

4

Этюды на выявление конструктивных и колористических особенностей осенних листьев
разных пород деревьев. Листья лежат горизонтально на плоскости перед учеником.
Акварель, А-3 с полями.
1.6 Тема. Натюрморт из 3-х овощей.
Натюрморт, состоящий из баклажана, помидора и красного стручкового перца (или
аналогичные по форме). Пространственное решение (нейтральный фон). Акварель, формат
А-4 с полями.
1.7. Тема. Натюрморт из предмета цилиндрической формы и фрукта.
Натюрморт, состоящий из керамической кружки простой формы и сливы.
Пространственное решение (нейтральный фон).
Акварель, формат А-4 с полями.
2.1 Тема. Этюд металлического предмета, имеющего в основе цилиндрическую форму и
фрукта. Гризайль.
Этюд металлического предмета, имеющего в основе цилиндрическую форму и фрукта.
Натюрморт из алюминиевого бидона и сливы (темного яблока). Акварель, гризайль,
формат А-3 с полями.
2.2 Тема. Этюд цветного предмета, имеющего в основе цилиндрическую форму и фрукта.
Натюрморт из эмалированного бидона и сливы (темного яблока). Акварель, формат А-3 с
полями.
2.3 Тема. Натюрморт из предметов, имеющих отражающие поверхности.
Натюрморт из елочных игрушек (не больше трех) или других схожих по степени
отражения предметов. Фон нейтральный, однотонный, без складок. Акварель, формат А-4
с полями.
2.4 Тема. Этюд мелких предметов.
Зарисовки конфет, батончиков и т.д. Акварель, формат А-4/А-5 с полями.
3.1 Тема. Влияние предметно-пространственной среды на изменение нейтрального
локального цвета предмета.
Три этюда алюминиевой кружки с вишней или другой ягодой округлой формы на разных
активных драпировках. Ягода должна также рефлексировать с кружкой. Акварель, А-4, с
полями.
3.2 Тема. Этюд двух кубиков. Гризайль.
Натюрморт, состоящий двух кубиков разных по тону и размеру. Фон нейтральный,
однотонный. Акварель, гризайль, формат А-3 с полями.
3.3 Тема. Этюд кубика и фрукта.
Натюрморт из яркого кубика и фрукта (яблоко, груша). Фон хроматический, не яркий.
Акварель, формат А-4.
3.4 Тема. Этюд белого предмета цилиндрической формы и фрукта.
Натюрморт с белой керамической кружкой и фруктом (двумя фруктами). Акварель,
формат А-3 с полями.
3.5 Тема. Этюд чучела птицы.
Чучело птицы должно быть не сложным. Без фона. акварель, формат А-3 с полями.
4.1 Тема. Итоговая работа: натюрморт из трех предметов в теплой или холодной гамме.
Натюрморт из крынки, эмалированной кружки и фрукта в единой колористической гамме
(теплая или холодная). Акварель, формат А-3 с полями.
4.2 Тема. Этюды растений.
Этюд веточки с цветами или фрагмента домашнего растения, полевого цветка. Без фона.
Акварель, формат А-5/А-4 без полей.

5

№

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела, тем

часы

1 четверть 8
1.1
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
2.1
2.2
2.3
2.4
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
4.1
4.2
4.3

Вводная беседа о предмете «Основы живописи».
Этюд яблока. Гризайль.
Натюрморт с тремя фруктами разными по тону и размеру.
Гризайль.
Этюды осенних листьев.
Натюрморт из 3-х овощей.
Натюрморт из предмета цилиндрической формы и фрукта.
2 четверть 8
Этюд металлического предмета, имеющего в основе
цилиндрическую форму и фрукта. Гризайль.
Этюд цветного предмета, имеющего в основе цилиндрическую
форму и фрукта.
Натюрморт из предметов, имеющих отражающие поверхности.
Этюд мелких предметов.
3 четверть 10
Влияние предметно-пространственной среды на изменение
нейтрального локального цвета предмета.
Этюд двух кубиков. Гризайль.
Этюд кубика и фрукта.
Этюд белого предмета цилиндрической формы и фрукта.
Этюд чучела птицы.
4 четверть 8
Итоговая работа: натюрморт из трех предметов в теплой или
холодной гамме.
Этюды растений.
Итоговое занятие
Итого – 34 часа

1
1
2
1
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
2

VII. Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Предложенные в настоящей программе темы заданий по живописи следует
рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на рисовании с
натуры натюрмортов, которые необходимо ставить, руководствуясь принципами цветовой
гармонии. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого
иллюстративного материала.
Программа предлагает следующую схему этапов выполнения заданий по живописи:
1. Анализ цветового строя натюрморта.
2. Анализ натюрмортов с подобным цветовым решением у художников-классиков.
3. Выбор техники исполнения.
4. Варианты цветотональных эскизов с разным композиционным решением.
5. Выполнение картона.
6. Выполнение работы на формате в материале.
Работа, как правило, ведется акварельными красками. Техника исполнения и
формат работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для
самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
6

- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями,
мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ
учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски;
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные
модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио записи.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».