Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
Программа внеурочной деятельности
по каллиграфии
Возраст обучающихся: 7 – 11 лет
Срок реализации: 4 года
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы»
1.1 Пояснительная записка
Каллиграфия - это искусство красивого письма. Оно с новой силой входит в моду, так
как сейчас очень мало пишут от руки. Слово «каллиграфия» происходит от греческих
слов «kallos» - красота и «graphо» - писать.
Каллиграфия — это творчество, она подразумевает создание индивидуального стиля
письма, придания знакам эмоциональности. Ведь задача каллиграфа не просто
оформить текст с эстетической точки зрения, но и правильно расставить акценты и
сделать его запоминающимся и ассоциативным.
Новизна программы. Письмо называют «базовым» навыком. Навыком, на котором
практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, обучающийся, не
освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна
готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и
трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные
упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения
руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также
зрительного восприятия, произвольного внимания. Данная программа построена в
трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной
ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку); развитие графического умения.
Ручная умелость развиваются в процессе выполнения поделок с помощью
инструментов
(аппликация,
проволочные
фигурки,
мозаика
и
т.д.).
Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений,
представленных в данной программе. Развитие графических умений формируется
через штриховку, рисование, графические упражнения.
Актуальность программы. Цифровизация мира и тотальный переход в онлайн
практически исключили возможность делать что-то от руки и тем более писать. Один
из самых древних видов искусств, каллиграфия практически утратила свою
значимость и в основном используется с точки зрения художественного оформления.
Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии
способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших
школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и
изучения русского языка и других школьных дисциплин. В соответствии с целью
обучения усиливается практическая направленность курса. В программе
представлена основная терминология. Теоретическую основу обучения каллиграфии
составляют
понятия: каллиграфия, положение корпуса, положение пера в руке, положение
тетради, простые и сложные элементы букв. Основу практической работы составляют
упражнения, в которых отрабатываются свободные писательные движения с
участием или без участия плечевого сустава, предплечья, кисти руки, пальцев. В
настоящее время наука подтверждает, что развитие деятельности мелкой моторики
рук неразрывно связано с развитием психических, когнитивных и умственных
особенностей личности.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти,
мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению
обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует
позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует
повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и
закономерностей развития.
Отличительная особенность. Программа модифицированная, ориентирована на
создание условий для развития творческих способностей и интеллектуальных
навыков, обучающихся в системе дополнительного образования. Процесс овладения
навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур:
включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение
зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также
сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Чисто техническое
выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо
развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг
пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты
механизмы программирования сложно координированных двигательных действий,
низка выносливость к статическим нагрузкам.
Адресат программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа по каллиграфии адресована обучающимся 7 - 11 лет.
1-ый год обучения возраст 6-7 лет
2-й год обучения возраст 7-8 лет
3-й год обучения возраст 8-9 лет
4- й год обучения возраст 10-11 лет
Количество учащихся в группе – 12 человек. Состав группы постоянный.
Программа рассчитана на 4 года обучения. Объем – 135 часов.
Формы и режим занятий: занятия проходят в форме уроков один раз в неделю по
40 минут. Состоят из теоретической и практической частей, поэтому в программе
используются разнообразные формы организации обучения: по количеству
обучащихся: индивидуальная, групповая; по особенностям коммуникативного
взаимодействия: практикум, беседа, творческие работы, конкурс, выставки.
1.2 Цель и задачи:
Цель программы: формировать у младших школьников навык красивого,
аккуратного письма посредством выполнения практических заданий, повышать
скорость письма.
Задачи
образовательные:
формировать навык красивого, аккуратного письма;
повышать скорость письма;
знакомить с правилами гигиены письма (посадка, положение тетради,
освещение, владение инструментами);
учить ориентироваться на страницах прописей, тетрадей;
знакомить с каллиграфическим написанием букв, буквосочетаний, письмом
слогов, слов, предложений, учить неразрывному письму.
учить соблюдать на всей странице одинаковый наклон;
исправлять недостатки письма у отдельных учащихся;
развивающие:
развивать мелкую моторику рук, речь, память;
воспитательные:
воспитывать дисциплину, самоконтроль, умение работать сосредоточенно.
1.3 Содержание программы
Учебный план
1 класс (33 ч)
№
занятия
Раздел,
тема
Кол-во часов
Всего
1
2
3
4
Понятие
«каллиграфия».
История
возникновения и
развития
письменности.
Упражнения для
осанки.
1
Теория
Практика
Введение ( 2 ч)
0,5 ч
0,5 ч
Формы
аттестации
(контроля)
урок
открытия
нового
знания.
входной контроль,
опрос
практическое
занятие
Развитие мелкой моторики ( 2 ч)
1
0,5 ч
Формы
организации
занятий
0,5 ч
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
развития свободных
занятие
движений руки.
Штриховка
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
геометрических
занятие
фигур.
Упражнение для работы над высотой букв (4 ч)
опрос
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
5
6
7
Упражнения для
работы над высотой
букв. Штриховка
Написание
заглавных букв с
использованием
модульной сети.
Буквица
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
8
Вензель (
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
применение
занятие
каллиграфии в
вышивке и
искусстве)
Упражнения для работы над формой отдельных букв (7 ч)
9
Письмо с
проговариванием
10
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
работы над формой
занятие
отдельных букв.
Прием работы с
калькой
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
опрос,
работы над формой
занятие
практическое
отдельных букв.
занятие
Письмо букв с
нижним элементом:
з, р, у, д
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
опрос,
работы над формой
занятие
практическое
отдельных букв.
занятие
Последовательность
написания букв Ф,ф
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
опрос,
работы над формой
занятие
практическое
отдельных букв.
занятие
Варианты написания
элемента буквы «ы».
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
опрос,
работы над формой
занятие
практическое
отдельных букв.
занятие
Заглавные буквы
Г,П,Т,Р
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
опрос,
работы над формой
занятие
практическое
отдельных букв.
занятие
Особенности
написания элемента
«шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв (9 ч)
11
12
13
14
15
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: и,л
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: ш, м.
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: о,ю.
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: л,я.
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: х, ж.
Безотрывное
написание Х,Ж.
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: ч,у
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: в, з.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
23
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: з, е.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
24
Упражнения для
работы над формой
сопоставляемых
букв: с, э.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
16
17
18
19
20
21
22
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 ч)
25
26
27
Упражнения для
работы над
наклоном и
параллельностью
элементов букв.
Выполнение
заданий по образцу.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
Упражнения для
работы над
соединением букв.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
28
29
30
31
32
33
Прописывание
слогов: нижнее
соединение.
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
работы над
занятие
соединением букв.
Прописывание
слогов: нижнее
соединение.
Упражнения для
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
работы над
занятие
соединением букв.
Прописывание
слогов: верхнее
соединение
Рациональные
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
способы соединений
занятие
в словах.
Упражнения для
работы над
соединением букв.
Практические и творческие работы (3 ч)
Написание текстов
поздравления,
приглашения на
открытке
Написание текста
объявления,
визитной карточки
ученика.
Контрольное
списывание
Итого
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0
1
практическое
занятие
выставка
творческих работ
33 ч
16 ч
17ч
Содержание учебного плана 1 год
Введение ( 2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития письменности.
Гигиенические требования и нормы письма. Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики рук ( 2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки. Штриховка геометрических
фигур.
Упражнение для работы над высотой букв ( 4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка. Написание заглавных букв с
использованием модульной сети. Буквица. Вензель (применение каллиграфии в
вышивке и искусстве).
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)
Письмо с проговариванием. Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой. Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Письмо букв с нижним элементом: з, р, у, д. Упражнения для работы над формой
отдельных букв. Последовательность написания букв Ф, ф. Упражнения для работы
над формой отдельных букв. Варианты написания элемента буквы «ы». Упражнения
для работы над формой отдельных букв. Заглавные буквы Г,П,Т,Р. Упражнения для
работы над формой отдельных букв. Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и, л. Упражнения для
работы над формой сопоставляемых букв: ш, м. Упражнения для работы над формой
сопоставляемых букв: о, ю. Упражнения для работы над формой сопоставляемых
букв: л, я. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х, ж.
Безотрывное написание Х,Ж. Упражнения для работы над формой сопоставляемых
букв: ч,у. Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е. Упражнения для
работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв (6 ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью элементов букв.
Выполнение заданий по образцу. Упражнения для работы над соединением букв.
Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над соединением
букв. Прописывание слогов: нижнее соединение. Упражнения для работы над
соединением букв. Прописывание слогов: верхнее соединение. Рациональные
способы соединений в словах. Упражнения для работы над соединением букв.
Практические и творческие работы ( 2 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке. Написание текста
объявления, визитной карточки ученика.
2 класс (34 ч)
№
занятия
Кол-во часов
Раздел,
тема
Всего
1
2-3
4-5
6-7
8-9
Что такое
каллиграфия?
Теория
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Практика
Элементы букв. (17 ч)
1
05 ч
05 ч
урок
входной контроль,
открытия
опрос
нового
знания.
практическое
выставка
занятие
творческих работ
Большие и малые
прямые наклонные
линии
Прямая линия с
закруглением внизу
2
0,5 ч
1,5 ч
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
Прямая наклонная
линия с
закруглением вверху
Малая и большая
прямые наклонные
линии с
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
10-11
закруглениями
вверху и внизу
Большой и
маленький овалы
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
12-13
Большие и малые
полуовалы
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
14-15
Линия с петлей
вверху и внизу
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
16
Малая и большая
пламевидные прямые
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
17
Петля на линии
строки.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
18-19
Написание схожих групп букв ( 16 ч)
Группа букв: и, ш,
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
И,Ш,п,р,т,г
занятие
20-21
Группа букв:
л,м,Л,М,я,Я
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
22-23
Группа
букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
24-25
Группа букв
с,С,е,о,О,а,.д,б
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
26-27
Группа букв: ь,ъ,ы,в
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
28-29
Группа букв:
Н,Ю,н,ю,к,К
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
30-31
Группа букв:
В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
32-33
Группа
букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
Работа по
устранению
графических
недочетов. Конкурс
по чистописанию
Итого
1
0,25
0,75
практическое
занятие
34 ч
17 ч
17 ч
34
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
выставка
творческих работ
Содержание учебного плана 2 год
Элементы букв. ( 17 ч)
Что такое каллиграфия? Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с
закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и
большая прямые наклонные линии с закруглениями вверху и внизу. Большой и
маленький овалы Большие и малые полуовалы. Линия с петлей вверху и внизу. Малая
и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки.
Написание схожих групп букв ( 16 ч)
Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т, г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у, ц, щ,
Ц, Щ, Ч, ч.
Группа букв с, С, е, о, О, а, д, б. Группа букв: ь, ъ, ы, в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К.
Группа букв: В, З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, П, Б, Р, Д.
Работа по устранению графических недочетов.
Конкурс по чистописанию.
3 класс (34 ч)
№
занятия
Наименование
темы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
История письменности на Руси (11 ч)
Привет Анфиму.
Берестяная грамота
и точило. Письмо на
бересте.
Пергамент и
тростниковая
палочка.
Как писали
гусиными перьями.
1
0,5 ч
0,5 ч
1
0,5 ч
0,5 ч
1
0,5 ч
0,5 ч
4
Заточка и письмо
1
0,5 ч
0,5 ч
5
Металлические
перья.
1
0,5 ч
0,5 ч
6
Как появилась
письменность на
Руси. Кирилл и
Мефодий.
Русская вязь. Где
мы с ней
встречаемся.
Рукописные книги
Древней Руси.
1
0,5 ч
0,5 ч
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
9
Древнерусский
шрифт — устав.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
10
Буквица заглавная.
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
1
2
3
7
8
урок
входной контроль,
открытия
опрос
нового
знания.
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
11
Розетка как элемент
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
оформления
занятие
древнерусских книг.
Написание художественных соединений (23ч)
опрос,
практическое
занятие
12-13
Написание
художественных
соединений
ол,ом,оя,об,од,оф
Написание
художественных
соединений
ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
Написание
художественных
соединений
ое,ой,оц,ош,ощ
Написание
художественных
соединений
аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
Написание
художественных
соединений
ие,ий,иц,ищ
Безотрывное
написание
художественных
соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Рациональные
способы соединений
в словах
Написание
художественных
соединений
яб,яр,яв,ят
Письмо трудных
художественных
соединений
юз,юг,юж,ют,юн
Безотрывное
написание
художественных
соединений
ль,мь,ья,ье
Написание
художественных
соединений
Оо,Сс,Ээ
Творческая работа.
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
практическое
занятие
выставка
творческих работ
Итого
34
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
0,25 ч
16
0,75 ч
18
Содержание учебного плана 3 год
История письменности на Руси (11 ч)
Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на бересте. Пергамент и
тростниковая палочка. Как писали гусиными перьями. Заточка и письмо.
Металлические перья. Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.
Русская вязь. Где мы с ней встречаемся. Рукописные книги Древней Руси.
Древнерусский шрифт — устав. Буквица заглавная. Розетка как элемент оформления
древнерусских книг.
Написание художественных соединений (23ч )
Написание художественных соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание
художественных соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание художественных
соединений ое, ой, оц, ош, ощ.
Написание художественных соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ае. Написание
художественных соединений ие, ий, иц, ищ. Безотрывное написание художественных
соединений ел, ем, ег, еж, ез. Рациональные способы соединений в словах. Написание
художественных соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных художественных
соединений юз, юг, юж, ют, юн.
Безотрывное написание художественных соединений ль, мь, ья, ье. Написание
художественных соединений Оо, Сс, Ээ.
Творческая работа.
4 класс ( 34 ч)
№
занятия
Наименование
темы
Кол-во часов
Всего
Теория
Практика
Формы
организации
занятий
Формы
аттестации
(контроля)
Повторение ( 13 ч)
1-2
Алфавит. Свой
вариант шрифта
2
0,5 ч
1,5 ч
3-6
Повторение
соединений букв
4
1ч
3ч
7-10
Повторение
художественного
соединения букв
Оформление
заглавной буквы
4
1ч
3ч
3
1ч
1ч
11-13
урок
входной контроль,
открытия
опрос
нового
знания.
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
практическое
опрос,
занятие
практическое
занятие
Узоры в письме (5 ч)
14-15
Свои узоры при
оформлении
заглавной буквы
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
16-18
Безотрывное
написание
различных
соединений
3
0,5 ч
2,5 ч
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
опрос,
практическое
занятие
Шрифты (12 ч)
19-21
22-23
24-25
26
27-30
Шрифты.
Создание своего
шрифта
Запись фразы
выбранным
шрифтом
Запись фразы
выбранным
шрифтом пером
Урок-конкурс
«Пишу пером»
3
0,5 ч
2,5 ч
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
2
0,5 ч
1,5 ч
практическое
занятие
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
Тренировка в
использовании
различных видов
шрифта
4
0,5 ч
3, 5 ч
практическое
занятие
Творческий проект ( 4 ч)
31-33
34
Творческий проект
«Пишу красиво»
3
0,5 ч
2, 5 ч
практическое
занятие
Защита
творческого
проекта
Итого
1
0,5 ч
0,5 ч
практическое
занятие
34 ч
16
18
опрос,
практическое
занятие
выставка
творческих работ
Содержание учебного плана 4 год
Повторение ( 13 ч)
Алфавит. Свой вариант шрифта. Повторение соединений букв. Повторение
художественного соединения букв. Оформление заглавной буквы.
Узоры в письме (5 ч)
Свои узоры при оформлении заглавной буквы. Безотрывное написание различных
соединений.
Шрифты (12 ч)
Шрифты. Создание своего шрифта. Запись фразы выбранным шрифтом. Запись
фразы выбранным шрифтом пером. Урок-конкурс «Пишу пером». Тренировка в
использовании различных видов шрифта.
Творческий проект ( 4 ч)
Творческий проект «Пишу красиво». Защита творческого проекта.
1.4 Планируемые результаты
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию
из
одной
формы
в
другую:
подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и
общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
- сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать
тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;
- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки
письма;
- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять
различные способы штриховки;
- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы
соединения букв;
- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических,
орфографических и речевых ошибок;
- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;
- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
- развитие орфографической зоркости учащихся;
- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения.
Раздел № 2 «Комплекс организационно – педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Год
обучения
Дата начала
обучения по
программе
Дата
окончания
обучения
по
программе
Всего
учебных
недель
Количество
учебных
часов
Режим
занятий в
неделю
1 год
1 сентября
май
33
33
1 час в
неделю
2 год
1 сентября
май
34
34
1 час в
неделю
3 год
1 сентября
май
34
34
1 час в
неделю
4 год
1 сентября
май
34
34
1 час в
неделю
2.2 Условия реализации программы
Занятия проводятся в помещении, которое соответствует санитарно-гигиеническим
нормам (температура воздуха, проветриваемость, освещенность естественная и
искусственная и т. д.), требованиям ТБ, пожарной безопасности и позволяет
проводить занятия со сменой деятельности, включая подвижные и настольные игры,
организовывать открытые занятия; столы по количеству занимающихся; стулья;
шкафы для хранения пособий и материалов; доска настенная с набором
приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок; компьютер;
аудиозаписи в соответствии с
программой обучения; видеофильмы,
соответствующие тематике программы; слайды, соответствующие тематике
программы (по возможности); мультимедийные (цифровые) образовательные
ресурсы соответствующие тематике программы; канцтовары.
Для реализации задач данной программы учащимся предлагаются следующие
пособия:
• Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте:
программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
• Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е.
Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл.
• Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2014.
• Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М., Курлыгина О. Е.
Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и
прописям «Хочу хорошо писать» – 2011.
• Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать
правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.
• Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.
• Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.
• Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.
• Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.
• Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.
• Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.
• Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005
г.
• Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. Центр “Март” 2005 г.
Материально-техническое обеспечение программы
• Альбомы или листы для рисования
Тетради в косую линейку
• Линейки-трафареты
• Картинки-иллюстрации
• Доска
• Цветные мелки и карандаши
• Компьютер и мультимедийный проектор
• Мультимедийные презентации (буквы и их соединения)
2.3 Формы аттестации
-педагогическое наблюдение;
-педагогический анализ результатов, опросов, выполнения обучающимися
диагностических заданий, участия в мероприятиях (викторинах, соревнованиях),
активности обучающихся на занятиях;
-педагогический мониторинг, включающий контрольные задания и тесты,
диагностику личностного роста и продвижения, педагогические отзывы
2.4 Оценочные материалы:
Для отслеживания уровня усвоения программы проводятся три вида
диагностических исследований – входная, текущая и итоговая диагностика,
позволяющие отслеживать степень усвоения умений и навыков быстрого чтения,
корректировать содержание и продолжительность тех или иных тем, модулей
программы. Также учитывается промежуточная аттестация обучающихся.
Входная диагностика осуществляется при поступлении в объединение для
формирования групп, исходя из уровня образовательных возможностей
обучающихся. Входная диагностика проводится в момент первого пробного
индивидуального занятия в виде тестового задания, анкетирования и беседы.
Текущая диагностика - оценка уровня и качества освоения тем Программы
личностных качеств обучающихся. Проводится по итогам изучения каждой темы. В
конце каждого занятия в «Дневнике успеха» обучающийся фиксирует свои результат.
Форма текущего контроля: самоконтроль.
Критерии оценивания знаний, умений учащихся, которые позволяют определить
уровень освоения учащимися программного материала.
Задачи формирования каллиграфического навыка 1 года обучения заключается в том,
чтобы учащийся мог:
1) «перевести» звук в линию, либо форму (имеется ввиду фонетикографические
написания);
2) правильно и четко написать линию и форму разных видов, списать с книги и с
доски; написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные
ошибки.
Задачи формирования каллиграфического навыка 2 года обучения заключается в том,
чтобы учащийся мог:
1) «перевести» звук в букву (имеется ввиду фонетико-графические написания);
2) правильно и четко написать букву разных видов, списать с книги и с доски;
написать под диктовку, проверить написанное и исправить допущенные ошибки.
Задачи формирования каллиграфического навыка 3 года обучения заключается в том,
чтобы учащийся мог:
1)Сформировать навыки работы двумя карандашами, ширококонечным пером и
кистью;
2) развить мелкую моторику через освоение каллиграфической техники;
3) развить умение выражать свое эмоциональное отношение к произведениям
искусства через словесный и творческий художественный образ;
Задачи формирования каллиграфического навыка 4 года обучения заключается в том,
чтобы учащийся мог:
1) развить мелкую моторику через освоение каллиграфической техники;
2) развить умение выражать свое эмоциональное отношение к произведениям
искусства через словесный и творческий художественный образ;
Так же для отслеживания предметных результатов могут применяться такие задания,
как «Обведи по контуру», «Напиши правильно букву, слог, слово», «Штриховка и
дорисовка», «Напиши, не отрывая руку», «Спиши текст каллиграфическим
почерком» (см. Приложение 1);
Для отслеживания метапредметных и личностных результатов применяется
мониторинг на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В. (см.
Приложение)
2.5. Методические материалы
Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического и
раздаточного материала, учебных таблиц. Основная работа проводится в учебных
пособиях на линованной и клеточной основе. При отработке навыков письма
используются инструменты: (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока
(фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.
• Пальчиковые игры.
• Специальные упражнения на развитие графических навыков
• Игры и упражнения для развития творческого воображения
• Задания и игры на концентрацию внимания
2.6 Список литературы
Литература для учащихся:
1. Богдеско И. Т., Каллиграфия. – Агат, 2015. С.176
2. Кузьменко Н. С., Бетенькова Н. М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2017.
3. Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение,
2018 (Стандарты второго поколения).
4. Жиренко О.Е. Тренажер по чистописанию, Москва, 2019.
5. Проненко Л. И., Каллиграфия для всех – М. «Книга», 2019. С.247
6. Р. Клеминсон– Каллиграфия: рукописные шрифты Запада и Востока – М.»Книга»,
2016. С.235
Литература для педагога
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. –
М.Просвещение, 2002
2. А. К. Гортов. Систематические русские прописи. М., 2016.
3. В. С. Гербач. Методическое руководство к обучению письму. СПб., 2015.
4. И. Е. Евсеев. Методика обучения чистописанию. М., 2018.
5. Ф. Греков. Методика обучения письму (чистописанию). М., 2017.
6. Д. А. Писаревский. Обучение письму. Методическое пособие для
учителей начальных школ, Учпедгиз, 2015.
7. Боголюбов Н. Н. — 2017 г. Прописи по чистописанию.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Методика отслеживания предметных результатов
Примеры оценочных материалов
Задание 1. Обведи по пунктиру
Задание 2.
Задание 3. Напиши правильно буквы, буквосочетания, слова:
Задание
4.
Спиши
текст
каллиграфическим
почерком.
Примечание.
В приложении представлены образцы контрольных заданий, которые могут
комбинироваться, или могут быть изменены на аналогичные в зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Количество предлагаемых
ребёнку заданий может варьироваться в зависимости от возраста и индивидуальных
особенностей, но не менее 2.
Методика оценивания.
Оценка «5» ставится, если
ребёнок применяет на практике правила гигиены письма с незначительными
неточностями, быстро исправляет их по замечанию педагога; допускает не
более 2 ошибок или неточностей при выполнении 1 задания.
Оценка «4» ставится, если
ребёнок применяет на практике правила гигиены письма с незначительными
неточностями, исправляет их с помощью педагога; допускает 3 - 4 ошибки или
неточности при выполнении 1 задания.
Оценка «3» ставится, если
ребёнок затрудняется применять на практике правила гигиены письма;
допускает от 5 до 7 ошибок при выполнении 1 задания.
Оценка «2» ставится, если
ребёнок не применяет на практике правила гигиены письма; допускает
более 7 ошибок при выполнении 1 задания.
Методика отслеживания метапредметных и личностных результатов
учащихся
(на основе авторской методики Буйловой Л.Н., Клёновой Н.В.)
№
п/
п
1
ФИ
О
учся
Результаты
Метапредметн
ые
Оцениваем
ые
параметры
Критерии
оценки
Мелкая
моторика
рук
Способность
штриховать,
раскрашивать,
обводить, не
выходя за
границы.
Речь
Память
Чёткое
произношени
е звуков,
способность
точно
выражать
свои мысли,
задавать
вопросы
Способность
запоминать
правила
написания
букв и
Степень
выраженност
и
оцениваемого
критерия
Самостоятельн
о штрихует,
раскрашивает,
обводит, не
выходя за
границы, без
затруднений
Самостоятельн
о штрихует,
раскрашивает,
обводит,
немного
выходя за
границы
Испытывает
затруднения
при
выполнении
заданий на
штриховку,
раскрашивание
, обведение,
нуждается в
помощи
педагога
Чётко
произносит все
звуки,
способен
точно
выражать свои
мысли,
формулироват
ь вопросы
Затрудняется в
произношении
1 звука,
способен
точно
выражать свои
мысли,
формулироват
ь вопросы
Затрудняется в
произношении
2 и более
звуков, не
всегда точно
выражает свои
мысли,
формулирует
вопросы
Способен
запомнить 80100 %
материала на
занятии
Оценка
Методы
диагностик
и
отлично
наблюдение
хорошо
удовлетворитель
но
отлично
наблюдение
хорошо
удовлетворитель
но
отлично
наблюдение
буквосочетан
ий
Личностные
Дисциплина
Самоконтрол
ь
Терпение
Способность
контролирова
ть поведение
на занятии
Умение
самостоятель
но
контролирова
ть
выполнение
заданий
Способность
выдерживать
нагрузку в
течение
определённог
о времени
Способен
запомнить 7080 %
материала на
занятии
Способен
запомнить
менее 70%
материала на
занятии
Не нарушает
правила
поведения на
занятии,
служит
примером для
других уч-ся
Может
нарушить
правила
поведения на
занятии, но
незамедлитель
но реагирует
на замечание
педагога
Требуется
постоянный
контроль со
стороны
педагога
Самостоятельн
о
контролирует
процесс
выполнения
заданий без
помощи
педагога
Самостоятельн
о
контролирует
процесс
выполнения
заданий,
изредка
прибегая к
помощи
педагога
Выполняет
задания только
при помощи
педагога
Терпения
хватает на всё
занятие
Терпения
хватает более,
чем на
половину
занятия
Терпения
хватает менее,
хорошо
удовлетворитель
но
отлично
наблюдение
хорошо
удовлетворитель
но
отлично
наблюдение
хорошо
удовлетворитель
но
отлично
хорошо
удовлетворитель
но
наблюдение
чем на
половину
занятия
Примечание. Данные, согласно методических рекомендаций, вносятся в
диагностическую карту (см. ниже)
Диагностическая карта
№
п/
п
ФИ
О
учся
Оцениваемые параметры
Метапредметные
Личностные
Мелкая
Речь
Память
Дисциплин Самоконтро
моторика
а
ль
рук
октяб ма октяб ма октяб ма октяб ма октяб ма
рь
й
рь
й
рь
й
рь
й
рь
й
Терпение
октяб
рь
ма
й
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Общие показатели по группе за октябрь (май)
Оцениваемые параметры
Метапредметные
Речь
Мелкая
моторика
рук
От Хо Удо От Хо
л. р. вл. л. р.
Удо
вл.
Память
От Хо
л. р.
Дисциплина
Удо От Хо
вл. л. р.
Удо
вл.
Личностные
Самоконтрол
ь
От Хо
л. р.
Терпение
Удо От Хо
вл. л. р.
Удо
вл.
Примечание. В таблицу вносятся данные на основании подсчётов по
диагностической карте за октябрь, май (отдельно), исходя из чего, делается вывод о
качестве обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по каллиграфии
1 класс
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
Наименование темы
Введение ( 2 ч)
Понятие «каллиграфия». История возникновения и развития
письменности.
Упражнения для осанки.
Развитие мелкой моторики ( 2 ч)
Упражнения для развития свободных движений руки.
Штриховка геометрических фигур.
Упражнение для работы над высотой букв( 4 ч)
Упражнения для работы над высотой букв. Штриховка
Написание заглавных букв с использованием модульной сети.
Буквица
Вензель ( применение каллиграфии в вышивке и искусстве)
Упражнения для работы над формой отдельных букв ( 7 ч)
Письмо с проговариванием
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Прием работы с калькой
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Письмо
букв с нижним элементом: з, р, у, д
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Последовательность написания букв Ф,ф
Упражнения для работы над формой отдельных букв. Варианты
написания элемента буквы «ы».
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Заглавные буквы Г,П,Т,Р
Упражнения для работы над формой отдельных букв.
Особенности написания элемента «шапочка».
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв ( 9 ч)
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: и,л
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ш,
м.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: о,ю.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: л,я.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: х,
ж. Безотрывное написание Х,Ж.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: ч,у
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: в, з.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: з, е.
Упражнения для работы над формой сопоставляемых букв: с, э.
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью
элементов букв (6 ч)
Упражнения для работы над наклоном и параллельностью
элементов букв.
Выполнение заданий по образцу.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
27
28
29
30
31
32
33
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: нижнее соединение.
Упражнения для работы над соединением букв. Прописывание
слогов: верхнее соединение
Рациональные способы соединений в словах. Упражнения для
работы над соединением букв.
Практические и творческие работы ( 3 ч)
Написание текстов поздравления, приглашения на открытке
Написание текста объявления, визитной карточки ученика.
Контрольное списывание
Итого
1
1
1
1
1
1
1
33ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по каллиграфии
2 класс
№
занятия
1
2-3
4-5
6-7
8-9
10-11
12-13
14-15
16
17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Наименование темы
Элементы букв. (17 ч)
Что такое каллиграфия?
Большие и малые прямые наклонные линии
Прямая линия с закруглением внизу
Прямая наклонная линия с закруглением вверху
Малая и большая прямые наклонные линии с закруглениями
вверху и внизу
Большой и маленький овалы
Большие и малые полуовалы
Линия с петлей вверху и внизу
Малая и большая пламевидные прямые
Петля на линии строки.
Написание схожих групп букв ( 16 ч)
Группа букв: и, ш, И,Ш,п,р,т,г
Группа букв: л,м,Л,М,я,Я
Группа букв:у,ц,щ,Ц,Щ,Ч,ч
Группа букв с,С,е,о,О,а,.д,б
Группа букв: ь,ъ,ы,в
Группа букв: Н,Ю,н,ю,к,К
Группа букв: В,З,з,э,Э,ж,Ж,х,Х,ф
Группа букв:Ф,Г,У,Т,П,Б,Р,Д
Работа по устранению графических недочетов. Конкурс по
чистописанию
Итого
Кол-во
часов
1
2
2
2
2
2
2
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
Дата
проведения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по каллиграфии
3 класс
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12-13
14-15
16-17
18-19
20-21
22-23
24-25
26-27
28-29
30-31
32-33
34
Наименование темы
История письменности на Руси (11 ч)
Привет Анфиму. Берестяная грамота и точило. Письмо на
бересте.
Пергамент и тростниковая палочка.
Как писали гусиными перьями.
Заточка и письмо
Металлические перья.
Как появилась письменность на Руси. Кирилл и Мефодий.
Русская вязь. Где мы с ней встречаемся.
Рукописные книги Древней Руси.
Древнерусский шрифт — устав.
Буквица заглавная.
Розетка как элемент оформления древнерусских книг.
Написание художественных соединений (23ч)
Написание художественных соединений ол,ом,оя,об,од,оф
Написание художественных соединений ок,он,оп,ог,ож,оз,ос
Написание художественных соединений ое,ой,оц,ош,ощ
Написание художественных соединений аг,аж,аз,аб,ад,ав,ае
Написание художественных соединений ие,ий,иц,ищ
Безотрывное написание художественных соединений
ел,ем,ег,еж,ез
Рациональные способы соединений в словах
Написание художественных соединений яб,яр,яв,ят
Письмо трудных художественных соединений
юз,юг,юж,ют,юн
Безотрывное написание художественных соединений
ль,мь,ья,ье
Написание художественных соединений Оо,Сс,Ээ
Творческая работа.
Итого
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
34
Дата
проведения
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе по каллиграфии
4 класс
№
занятия
1-2
3-6
7-10
11-13
14-15
16-18
19-21
22-23
24-25
26
27-30
31-33
34
Наименование темы
Повторение ( 13 ч)
Алфавит. Свой вариант шрифта
Повторение соединений букв
Повторение художественного соединения букв
Оформление заглавной буквы
Узоры в письме (5 ч)
Свои узоры при оформлении заглавной буквы
Безотрывное написание различных соединений
Шрифты (12 ч)
Шрифты. Создание своего шрифта
Запись фразы выбранным шрифтом
Запись фразы выбранным шрифтом пером
Урок-конкурс «Пишу пером»
Тренировка в использовании различных видов шрифта
Творческий проект ( 4 ч)
Творческий проект «Пишу красиво»
Защита творческого проекта
Итого
Кол-во
часов
2
4
4
3
2
3
3
2
2
1
4
3
1
34
Дата
проведения