Рабочая программа по курсу по выбору ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО ФГОС СОО для 10-11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» на уровне
среднего общего образования составлена на основе требований к результатам
освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также федеральной рабочей
программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит непосредственному
применению при реализации вариативной части ООП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И
ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, язык
межнационального общения народов России, национальный язык русского народа.
Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык
является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их
социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует усвоению учащимися традиционных
российских духовно-нравственных ценностей; воспитанию нравственности, любви к
Родине, ценностного отношения к русскому языку; формированию интереса и
уважения к языкам и культурам народов России и мира; развитию эмоционального
интеллекта, способности понимать и уважать мнение других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное развитие учащихся, является в
школе не только предметом изучения, но и средством овладения другими учебными
дисциплинами в сфере гуманитарных, естественных, математических и других наук.
Владение русским языком оказывает непосредственное воздействие на качество
усвоения других учебных предметов, на процессы формирования универсальных
интеллектуальных умений, навыков самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком является основой социализации личности,
способной к успешному речевому взаимодействию и социальному сотрудничеству в
повседневной и профессиональной деятельности в условиях многонационального
государства.
Программа по русскому языку реализуется на уровне среднего общего
образования, когда на предыдущем уровне общего образования освоены основные
теоретические знания о языке и речи, сформированы соответствующие умения и
навыки, направлен в большей степени на совершенствование умений эффективно
пользоваться языком в разных условиях общения, повышение речевой культуры

учащихся, совершенствование их опыта речевого общения, развитие
коммуникативных умений в разных сферах функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания программы по русскому языку
является направленность на полноценное овладение культурой речи во всех её
аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом), на развитие и
совершенствование коммуникативных умений и навыков в учебно-научной,
официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной сферах общения;
на формирование готовности к речевому взаимодействию и взаимопониманию в
учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета «Русский язык» на уровне
среднего общего образования являются элементы содержания, ориентированные на
формирование и развитие функциональной (читательской) грамотности учащихся –
способности свободно использовать навыки чтения с целью извлечения информации
из текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.) для их
понимания, сжатия, трансформации, интерпретации и использования в практической
деятельности.
В соответствии с принципом преемственности изучение русского языка на
уровне среднего общего образования основывается на тех знаниях и компетенциях,
которые сформированы на начальном общем и основном общем уровнях общего
образования, и предусматривает систематизацию знаний о языке как системе, его
основных единицах и уровнях; знаний о тексте, включая тексты новых форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ
ПРАВИЛЬНО»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
• осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма,
уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о
функциях русского языка в России и мире; о русском языке как духовной,
нравственной и культурной ценности многонационального народа России; о
взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и личности; об отражении в
русском языке традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
формирование ценностного отношения к русскому языку;
• овладение русским языком как инструментом личностного развития и
формирования социальных взаимоотношений; понимание роли русского языка в
развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной самореализации, для
овладения будущей профессией, самообразования и социализации;

• совершенствование устной и письменной речевой культуры на основе
овладения основными понятиями культуры речи и функциональной стилистики,
формирование навыков нормативного употребления языковых единиц и расширение
круга используемых языковых средств; совершенствование коммуникативных
умений в разных сферах общения, способности к самоанализу и самооценке на
основе наблюдений за речью;
• развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализа текста с точки зрения явной и скрытой (подтекстовой),
основной и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных
форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.); совершенствование умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную
информацию в практической деятельности;
• обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации, об изобразительно-выразительных средствах русского языка;
совершенствование умений анализировать языковые единицы разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
• обеспечение поддержки русского языка как государственного языка
Российской Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и
иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют общеупотребительных
аналогов в русском языке и перечень которых содержится в нормативных словарях.
МЕСТО
ЭЛЕКТИВНОГО
КУРСА
«ГОВОРИМ
И
ПИШЕМ
ПРАВИЛЬНО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа элективного курса «Говорим и пишем правильно» для 10-11
классов составлена на:
10
класс: 34 учебных часа 34 учебных недели, 34 часа в год, из расчета 1
час в неделю.
11
класс: 33 учебных часа 33 учебных недели, 33 часа в год, из расчета 1
час в неделю.
2.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ
ПРАВИЛЬНО»
10 КЛАСС
Изобразительно-выразительные средства языка

Лингвистический анализ текста. Изобразительно-выразительные средства
языка, оформляющие описание и рассуждение. Анализ изобразительновыразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы,
антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные
синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие
(эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола,
литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ,
паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор,
анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос,
риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Концепт. Принципы построения концепта
Понятие «концепт», «тема текста», «символ», «идея текста», «вечные темы».
Дефиниционная и признаковая составляющая концепта. Когнитивная составляющая
концепта. Информационно-понятийное ядро. Интерпретационная составляющая
концепта. Прагматическая составляющая концепта.
Принципы построения концепта. Извлечение информации из прочитанного
текста. Анализ текста с точки зрения темы и идеи текста. Упорядочивание
информации, извлеченной из прочитанного текста, с помощью приема построения
графа. Работа с памяткой «Рекомендации по составлению графа (по Т.Бьюзену)».
Алгоритм построения концепта. «Свертывание» информации, извлеченной из
прочитанного текста Оформление материалов для портфолио.
Концептуальное поле темы как объяснительная модель. Принцип «от частного к
общему». Модель концептуального поля темы «Государство», «Долг».
11 КЛАСС
Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление
словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них.
Простое предложение
Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные
предложения. Простое осложнённое предложение. Обособленные члены.
Уточняющие члены. Знаки препинания в простом осложнённом предложении.
Прямая речь. Диалог. Цитата

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь.
Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога.
Различные способы цитирования.
Сложное предложение
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочинённые
предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Сложные
синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Текст и его особенности
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений.
Стили и типы речи. Стилевые особенности текста. Текст и его анализ. Чтение и
изложение. Создание текста и его редактирование.
3.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО» НА
УРОВНЕ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения учащимися программы по русскому языку на
уровне среднего общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности общеобразовательной организации в соответствии с
традиционными
российскими
социокультурными,
историческими
и
духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития,
развития
внутренней
позиции
личности,
патриотизма,
гражданственности; уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и людям старшего поколения;
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
учащегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданского воспитания:
• сформированность гражданской позиции учащегося как активного и
ответственного члена российского общества;
• осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;

• принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в текстах литературных произведений, написанных на русском языке;
• готовность
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
• готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских
организациях;
• умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
• готовность к гуманитарной и волонтёрской деятельности.
патриотического воспитания:
• сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
• ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, традициям народов России; достижениям России в науке, искусстве, спорте,
технологиях, труде;
• идейная убеждённость, готовность к служению Отечеству и его защите,
ответственность за его судьбу.
духовно-нравственного воспитания:
• осознание духовных ценностей российского народа;
• сформированность нравственного сознания, норм этичного поведения;
• способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
• осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;

ответственное отношение к своим родителям, созданию семьи на основе
осознанного принятия ценностей семейной жизни в соответствии с традициями
народов России.
эстетического воспитания:
• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;
• способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
• убеждённость в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного, в том числе
словесного, творчества;
• готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности, в том числе при выполнении творческих
работ по русскому языку.
физического воспитания:
• сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
• потребность
в
физическом
совершенствовании,
занятиях
спортивнооздоровительной деятельностью;
• активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью.
трудового воспитания:
• готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
• готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
осуществлять такую деятельность, в том числе в процессе изучения русского языка;
• интерес к различным сферам профессиональной деятельности, в том числе к
деятельности филологов, журналистов, писателей; умение совершать осознанный
выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
• готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни.
экологического воспитания:
• сформированность
экологической
культуры,
понимание
влияния
социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;

• планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых
действий и предотвращать их;
• расширение опыта деятельности экологической направленности.
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
• совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
• осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
учебноисследовательскую и проектную деятельность, в том числе по русскому
языку, индивидуально и в группе.
В процессе достижения личностных результатов освоения учащимися рабочей
программы по русскому языку у учащихся совершенствуется эмоциональный
интеллект, предполагающий сформированность:
• самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное
состояние, использовать адекватные языковые средства для выражения своего
состояния, видеть направление развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
• саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за своё поведение, способность проявлять гибкость и
адаптироваться к эмоциональным изменениям, быть открытым новому;
• внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
• эмпатии, включающей способность сочувствовать и сопереживать, понимать
эмоциональное состояние других людей и учитывать его при осуществлении
коммуникации;
• социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться о них, проявлять к ним интерес и разрешать
конфликты с учётом собственного речевого и читательского опыта.
В результате изучения русского языка на уровне среднего общего образования у
учащегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия,

коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные
учебные действия, совместная деятельность.
У учащегося будут сформированы следующие базовые логические действия
как часть познавательных универсальных учебных действий:
• самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
её всесторонне;
• устанавливать существенный признак или основание для сравнения,
классификации и обобщения языковых единиц, языковых явлений и процессов,
текстов
различных
функциональных
разновидностей
языка,
функциональносмысловых типов, жанров;
• определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
• выявлять закономерности и противоречия языковых явлений, данных в
наблюдении;
разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
• вносить коррективы в деятельность, оценивать риски и соответствие
результатов целям;
• координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия, в том числе при выполнении проектов по
русскому языку;
• развивать креативное мышление при решении жизненных проблем с учётом
собственного речевого и читательского опыта.
У учащегося будут сформированы следующие базовые исследовательские
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
• владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, в том
числе в контексте изучения учебного предмета «Русский язык», способностью и
готовностью к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• владеть разными видами деятельности по получению нового знания, в том
числе по русскому языку; его интерпретации, преобразованию и применению в
различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных
проектов;
• формировать научный тип мышления, владеть научной, в том числе
лингвистической, терминологией, общенаучными ключевыми понятиями и
методами;

• ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и разнообразных жизненных ситуациях;
• выявлять и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу, задавать параметры и
критерии её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;
• анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
• давать оценку новым ситуациям, приобретённому опыту;
• уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
• уметь переносить знания в практическую область жизнедеятельности,
освоенные средства и способы действия — в профессиональную среду;
• выдвигать новые идеи, оригинальные подходы, предлагать альтернативные
способы решения проблем.
У учащегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
• владеть навыками получения информации, в том числе лингвистической, из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления;
создавать тексты в различных форматах с учётом назначения информации и её
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации
(презентация, таблица, схема и другие);
• оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
• использовать средства информационных и коммуникационных технологий
при решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
• владеть навыками защиты личной информации, соблюдать требования
информационной безопасности.
У учащегося будут сформированы следующие умения общения как часть
коммуникативных универсальных учебных действий:
• осуществлять коммуникацию во всех сферах жизни;
• пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать

конфликты; • владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог;
• развёрнуто, логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать своё
мнение, строить высказывание.
У учащегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как
части регулятивных универсальных учебных действий:
• самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
• самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
• расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
• делать осознанный выбор, уметь аргументировать его, брать ответственность
за результаты выбора;
• оценивать приобретённый опыт;
• стремиться к формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знания; постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
У учащегося будут сформированы следующие умения самоконтроля,
принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:
• давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
• владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их оснований и результатов; использовать
приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решение по их снижению;
• принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
• принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
• признавать своё право и право других на ошибку;
• развивать способность видеть мир с позиции другого человека.
У учащегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
• выбирать тематику и методы совместных действий, с учётом общих интересов
и возможностей каждого члена коллектива;

• принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по их достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом
мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
• оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
• предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и
воображение, быть инициативным.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• владение всеми видами речевой деятельности;
• понимание информации письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли, основной и дополнительной
информацией);
• владение
разными
видами
чтения
(поисковым,
просмотровым,
ознакомительным, изучающим);
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную
тему; способствовать к преобразованию, сохранению и передаче информации,
полученной в результате чтения;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности,
последовательность действий;
• умение создавать письменные тексты-рассуждения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность,
соответствие теме и др.);
• соблюдение
в
практике
основных
орфоэпических,
лексических,
грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
соблюдение основных правил орфографии и пунктуации;
• способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
10 КЛАСС
К концу обучения в 10 классе учащийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как знаковой системе, об основных функциях
языка; о лингвистике как науке.
Опознавать лексику с национально-культурным компонентом значения;
лексику, отражающую традиционные российские духовно-нравственные ценности в
художественных текстах и публицистике; объяснять значения данных лексических
единиц с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и
других); комментировать фразеологизмы с точки зрения отражения в них истории и
культуры народа (в рамках изученного).
Понимать и уметь комментировать функции русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России, одного из мировых языков (с опорой на статью 68 Конституции
Российской Федерации, Федеральный закон от 1 июня 2005 г.№ 53-ФЗ «О
государственном языке Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении
изменений в Федеральный закон «О государственном языке Российской
Федерации»» от 28.02.2023 № 52-ФЗ, Закон Российской Федерации от 25 октября
1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»).
Различать формы существования русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго),
знать и характеризовать признаки литературного языка и его роль в обществе;
использовать эти знания в речевой практике.
Язык и речь. Культура речи
Система языка. Культура речи
Иметь представление о русском языке как системе, знать основные единицы и
уровни языковой системы, анализировать языковые единицы разных уровней
языковой системы.
Иметь представление о культуре речи как разделе лингвистики.
Комментировать нормативный, коммуникативный и этический аспекты
культуры речи, приводить соответствующие примеры.
Анализировать речевые высказывания с точки зрения коммуникативной
целесообразности, уместности, точности, ясности, выразительности, соответствия
нормам современного русского литературного языка.
Иметь представление о языковой норме, её видах.

Использовать словари русского языка в учебной
деятельности. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы
Выполнять фонетический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства фонетики в тексте.
Анализировать и характеризовать особенности произношения безударных
гласных звуков, некоторых согласных, сочетаний согласных, некоторых
грамматических форм, иноязычных слов.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм
современного русского литературного языка.
Соблюдать основные произносительные и акцентологические нормы
современного русского литературного языка.
Использовать орфоэпический словарь.
Лексикология и фразеология. Лексические нормы Выполнять
лексический анализ слова.
Определять изобразительно-выразительные средства лексики.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения лексических норм современного русского литературного
языка.
Соблюдать лексические нормы.
Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения уместности
использования стилистически окрашенной и эмоционально-экспрессивной лексики.
Использовать толковый словарь, словари синонимов, антонимов, паронимов;
словарь иностранных слов, фразеологический словарь, этимологический словарь.
Морфемика и словообразование. Словообразовательные нормы Выполнять
морфемный и словообразовательный анализ слова.
Анализировать и характеризовать речевые высказывания (в том числе
собственные) с точки зрения особенностей употребления сложносокращённых слов
(аббревиатур).
Использовать словообразовательный словарь.
Морфология. Морфологические нормы
Выполнять морфологический анализ слова.
Определять особенности употребления в тексте слов разных частей речи.
Анализировать и характеризовать высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения морфологических норм современного русского
литературного языка.
Соблюдать морфологические нормы.

Характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения трудных случаев
употребления имён существительных, имён прилагательных, имён числительных,
местоимений, глаголов, причастий, деепричастий, наречий (в рамках изученного).
Использовать словарь грамматических трудностей, справочники.
Орфография. Основные правила орфографии
Иметь представление о принципах и разделах русской орфографии.
Выполнять орфографический анализ слова.
Анализировать и характеризовать текст (в том числе собственный) с точки
зрения соблюдения орфографических правил современного русского литературного
языка (в рамках изученного).
Соблюдать правила орфографии.
Использовать орфографические словари.
Речь. Речевое общение
Создавать устные монологические и диалогические высказывания различных
типов и жанров; употреблять языковые средства в соответствии с речевой ситуацией
(объём устных монологических высказываний — не менее 100 слов; объём
диалогического высказывания — не менее 7—8 реплик).
Выступать перед аудиторией с докладом; представлять реферат,
исследовательский проект на лингвистическую и другие темы; использовать
образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для
решения учебных задач.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Знать основные нормы речевого этикета применительно к различным
ситуациям официального/неофициального общения, статусу адресанта/адресата и
другим; использовать правила русского речевого этикета в социально-культурной,
учебно-научной, официально-деловой сферах общения, повседневном общении,
интернет-коммуникации.
Употреблять языковые средства с учётом речевой ситуации.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка.

Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления.
Текст. Информационно-смысловая переработка текста
Применять знания о тексте, его основных признаках, структуре и видах
представленной в нём информации в речевой практике.
Понимать, анализировать и комментировать основную и дополнительную,
явную и скрытую (подтекстовую) информацию текстов, воспринимаемых зрительно
и (или) на слух.
Выявлять логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 150 слов).
Использовать различные виды аудирования и чтения в соответствии с
коммуникативной задачей, приёмы информационно-смысловой переработки
прочитанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другие, и
прослушанных текстов (объём текста для чтения – 450–500 слов; объём
прослушанного или прочитанного текста для пересказа от 250 до 300 слов).
Создавать вторичные тексты (план, тезисы, конспект, реферат, аннотация,
отзыв, рецензия и другие).
Корректировать текст: устранять логические, фактические, этические,
грамматические и речевые ошибки.
11 КЛАСС
К концу обучения в 11 классе учащийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по русскому языку:
Общие сведения о языке
Иметь представление об экологии языка, о проблемах речевой культуры в
современном обществе.
Понимать, оценивать и комментировать уместность (неуместность)
употребления разговорной и просторечной лексики, жаргонизмов; оправданность
(неоправданность) употребления иноязычных заимствований; нарушения речевого
этикета, этических норм в речевом общении и другое.
Язык и речь. Культура речи
Синтаксис. Синтаксические нормы
Выполнять синтаксический анализ словосочетания, простого и сложного
предложения.

Определять изобразительно-выразительные средства синтаксиса русского языка
(в рамках изученного).
Анализировать, характеризовать и оценивать высказывания с точки зрения
основных норм согласования сказуемого с подлежащим, употребления падежной и
предложно-падежной формы управляемого слова в словосочетании, употребления
однородных членов предложения, причастного и деепричастного оборотов (в рамках
изученного).
Соблюдать синтаксические нормы.
Использовать словари грамматических трудностей, справочники.
Пунктуация. Основные правила пунктуации
Иметь представление о принципах и разделах русской пунктуации.
Выполнять пунктуационный анализ предложения.
Анализировать и характеризовать текст с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать правила пунктуации.
Использовать справочники по пунктуации.
Функциональная стилистика. Культура речи
Иметь представление о функциональной стилистике как разделе лингвистики.
Иметь представление об основных признаках разговорной речи,
функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового),
языка художественной литературы.
Распознавать, анализировать и комментировать тексты различных
функциональных
разновидностей
языка
(разговорная
речь,
научный,
публицистический и официально-деловой стили, язык художественной литературы).
Создавать тексты разных функционально-смысловых типов; тексты разных
жанров научного, публицистического, официально-делового стилей (объём
сочинения — не менее 150 слов).
Применять знания о функциональных разновидностях языка в речевой
практике.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС
10 КЛАСС
Наименование разделов и Количеств
№
о часов
п/п тем учебного предмета

Программное содержание

Основные виды деятельности
учащихся

Общее количество – 34 часа.
Раздел 1. Изобразительно-выразительные средства языка
1.1

Лингвистический
анализ
текста.
Изобразительновыразительные
средства языка, оформляющие
описание
и
рассуждение.
Анализ
изобразительновыразительных
средств,
оформляющих
описание и рассуждение.

2

Изобразительновыразительные средства
синтаксиса. Синтаксический
параллелизм, парцелляция,
вопросно-ответная форма
изложения, градация,
инверсия, лексический
повтор, анафора, эпифора,
антитеза; риторический
вопрос, риторическое
восклицание, риторическое
обращение; многосоюзие,
бессоюзие

Определять изобразительновыразительные средства синтаксиса
русского языка (в рамках изученного).
Характеризовать особенности
употребления в тексте
изобразительновыразительных средств
синтаксиса, комментировать их
стилистические
функции

18

1.2 Анализ
лексики:
многозначные
слова,
переносное значение слова,
синонимы,
антонимы,
лексика
ограниченного
употребления,
фразеологизмы.
Контекстные
синонимы.
Контекстные антонимы.

6

Лексикология и фразеология Определять лексическое значение слова.
как
разделы
лингвистики. Различать многозначные слова и омонимы,
Основные
понятия употреблять
их
в
соответствии
с
лексикологии и фразеологии.
лексическими
значениями.
Подбирать
Лексический анализ слова.
синонимы и антонимы к слову, строить
Изобразительно- выразительные синонимические ряды. Сравнивать слова,
средства лексики: многозначные входящие
в
синонимическую/
слова, переносное значение
антонимическую пару,
слова, синонимы, антонимы,
синонимический ряд, характеризовать их
лексика ограниченного
значения. Выбирать нужное слово из ряда
употребления, фразеологизмы.
синонимов.
Различать
паронимы,
Особенности употребления
определять их лексические значения.
фразеологизмов и крылатыхслов
Употреблять слово с учётом его
лексической сочетаемости.
Употреблять иноязычные слова с учётом
коммуникативной
целесообразности.
Анализировать,
оценивать и корректировать
высказывания (в том числе собственные) с
точки зрения соблюдения лексических норм
современного
русского
литературного
языка. Анализировать текст с точки зрения
речевой избыточности.
Корректировать текст с целью устранения
плеоназма и тавтологии. Использовать
19

толковый словарь, словарь омонимов,
словарь иностранных слов, словарь
синонимов, словарь антонимов, словарь
паронимов. Определять значения

20

фразеологических оборотов и крылатых
слов.
Употреблять
фразеологические
обороты и крылатые слова с учётом речевой
ситуации. Анализировать, оценивать и
корректировать высказывания
(в том числе собственные) с точки зрения
соблюдения
лексических
норм
современного
русского
литературного
языка. Использовать фразеологический
словарь
1.3 Фонетические средства
выразительности:
аллитерация, ассонанс,
благозвучие (эвфония),
диссонанс, звукопись.

1

Фонетический анализ слова. Определять изобразительно- выразительные
Изобразительно- выразительные средства фонетики в тексте, характеризовать
средства фонетики: ассонанс, их стилистическую роль
аллитерация

21

1.4 Лексические – поэтические
тропы: метафора,
синекдоха, ирония,
гипербола, литота,
олицетворение, эпитет,
аллегория, перифраза,
художественный символ,
паронимы.

6

1.5 Стилистические фигуры:
градация, антитеза,
оксюморон, лексический
повтор, анафора, эпифора,
параллелизм, эллипсис,
умолчание, риторический
вопрос, риторическое
восклицание, риторическое
обращение, синтаксические
конструкции.

6

Основные понятия
Лексикологии. Лексический
анализ
слова.
метафора,
синекдоха,
ирония,
гипербола,
литота,
олицетворение,
эпитет,
аллегория,
перифраза,
художественный
символ,
паронимы.

Выполнять лексический анализ слова.
Приводить
примеры
изобразительновыразительных
средств
лексики.
Анализировать и характеризовать текст с
точки зрения использованных в нём
изобразительно-выразительных
средств
лексики. Комментировать стилистическую
роль
использованных
в
тексте
изобразительно- выразительных средств
лексики.
Использовать толковый словарь
Основные понятия
Выполнять лексический анализ слова.
Лексикологии.
Лексический Приводить
примеры
анализ слова. Стилистические изобразительновыразительных
средств
фигуры: градация, антитеза, лексики.
оксюморон, лексический повтор, Анализировать и характеризовать текст с
анафора, эпифора, параллелизм,
точки зрения использованных
эллипсис,
умолчание,
риторический
вопрос, в нём стилистических фигур.
риторическое
восклицание, Комментировать стилистическую роль
риторическое
обращение, использованных в тексте изобразительносинтаксические конструкции.
выразительных средств лексики.

22

Итого по разделу

21

Раздел 2. Концепт. Принципы построения концепта
2.1 Понятие «концепт», «тема
текста», «символ», «идея
текста», «вечные темы».
Дефиниционная
и
признаковая составляющая
концепта.
Когнитивная
составляющая
концепта.
Информационнопонятийное
ядро.
Интерпретационная
составляющая
концепта.
Прагматическая
составляющая концепта.

4

Понятие «концепт».
Составляющие концепта.

Различать основные виды, составляющие
концепт.
Анализировать образцы публичной речи с
точки зрения её композиции, аргументации,
языкового
оформления,
достижения
поставленных коммуникативных задач.

23

2.2 Принципы
построения
концепта.
Извлечение
информации
из
прочитанного
текста.
Анализ текста с точки
зрения темы и идеи текста.
Упорядочивание
информации, извлеченной
из прочитанного текста, с
помощью
приема
построения графа. Работа с
памяткой «Рекомендации

5

Принципы построения концепта. Знать алгоритм построения концепта и
Алгоритм построения концепта. анализировать принципы его построения с
Портфолио.
Оформление точки зрения композиции, аргументации,
портфолио
языкового
оформления,
достижения
поставленных
коммуникативных задач. Уметь извлекать
информацию из прочитанного текста.
Выступать перед аудиторией сверстников с
небольшой информационной, убеждающей
речью. Создание портфолио

по составлению графа (по
Т.Бьюзену)».
Алгоритм
построения концепта.
«Свертывание»
информации, извлеченной
из прочитанного текста
Оформление
материалов
для портфолио.

24

2.3 Концептуальное поле темы
как
объяснительная
модель.
Принцип
«от
частного
к
общему».
Модель концептуального
поля темы «Государство»,
«Долг».

4

Итого по разделу

13

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

34

Концепт.
Моделиконцепта. Знать алгоритм построения концепта и
анализировать принципы его
Концептуальное поле.
построения с точки зрения композиции,
аргументации, языкового оформления,
достижения поставленных
коммуникативных
задач.
Уметь
извлекать информацию из прочитанного
текста. Выступать перед аудиторией
сверстников
с
небольшой
информационной, убеждающей речью.

25

11 КЛАСС
№
Наименование разделов и Количество Программное содержание
тем учебного предмета
часов
п/п
Общее количество – 33часа

Основные виды деятельности учащихся

Раздел 1.Синтаксис и пунктуация. Словосочетание
1.1 Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Особенности связи слов в
словосочетаниях.
Правильное употребление
словосочетаний. Типы
словосочетаний и виды
связи в них.

1

Синтаксис и пунктуация как
Выполнять
синтаксический
анализ
разделы лингвистики. Основные словосочетания, простого и сложного
понятия синтаксиса, пунктуации предложения
Синтаксический анализ
словосочетания и предложения.

Раздел 2. Простое предложение

26

2.1 Предложение как речевое
высказывание.
Односоставные и
двусоставные
предложения. Простое
осложнённое предложение.
Обособленные члены.
Уточняющие члены. Знаки
препинания в простом
осложнённом
предложении. Тире в
простом
предложении
Вводные слова и
предложения.

6

Порядок слов в предложении. Корректировать текст с точки зрения
Пунктуационный
анализ основных норм согласования сказуемого
предложения.
Правила с подлежащим. Соблюдать
постановки
тире
между синтаксические нормы. Использовать
подлежащим
и
сказуемым, словари грамматических трудностей,
выраженными разными частями справочники. Выполнять
речи.
Правила
постановки пунктуационный анализ предложения.
знаков
препинания
в Соблюдать правила пунктуации.
предложениях с однородными Анализировать предложение и
членами,
соединёнными осуществлять выбор правила,
одиночными,
регулирующего постановку тире между
двойными, повторяющимися и
неповторяющимися союзами.
Знаки препинания в
предложениях с обобщающим
словом при однородных членах.
Правила постановки знаков
препинания в предложениях с
обособленными определениями,
приложениями, дополнениями,
обстоятельствами,
уточняющими членами,
вводными словами

подлежащим и сказуемым.
Анализировать и характеризовать текст
с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного
русского литературного языка (в рамках
изученного).
Соблюдать
правила
пунктуации.
Анализировать
предложение и осуществлять выбор
правила, регулирующего постановку
знаков препинания в предложениях с
однородными членами. Анализировать
и характеризовать текст с точки зрения
соблюдения
пунктуационных правил современного
27

русского литературного языка.
Соблюдать правила пунктуации.

Раздел 3. Прямая речь. Д иалог. Цитата
Синтаксические
2
конструкции
с
чужой
речью. Прямая и косвенная
речь. Способы оформления
прямой речи на письме.
Способы
оформления
диалога.
Различные
способы цитирования.

Правила
пунктуационного Анализировать
предложение
и
оформления предложений с осуществлять
выбор
правила,
прямой
речью,
косвенной регулирующего
оформление
речью, диалогом, цитатой
предложений
с
прямой
речью,
косвенной речью, диалогом, цитатой.
Анализировать и характеризовать текст
с
точки
зрения
соблюдения
пунктуационных правил современного
русского литературного языка (в
рамках
изученного).
Соблюдать
правила пунктуации.
28

Раздел
4.
Сложное
предложение
Сложное
предложение.
Знаки препинания в БСП.
Знаки препинания в ССП.
Знаки препинания в СПП.
Сложные синтаксические
конструкции
и
знаки
препинания в них.

Итого по разделу

8

Правила постановки знаков
препинания
в
сложносочинённом,
сложноподчинённом,
бессоюзном
сложном
предложениях.
Правила
постановки знаков препинания
в сложном предложении с
разными видами связи

Анализировать предложение и
осуществлять выбор правила,
регулирующего постановку знаков
препинания в сложносочинённом,
сложноподчинённом, бессоюзном
сложном предложениях. Анализировать
предложение и осуществлять выбор
правила, регулирующего постановку
знаков препинания в сложном
предложении с разными видами связи.
Анализировать и характеризовать текст
с точки зрения соблюдения
пунктуационных правил современного
русского литературного языка (в
рамках
изученного).
Соблюдать
правила пунктуации. Использовать
справочники по пунктуации

17

Раздел 5. Текст и его особеннос ти

29

Текст и его признаки
Развитие мысли в тексте
Виды связи предложений
Стили
и
типы
речи
Стилевые особенности
текста. Текст и его анализ
Чтение
и
изложение
Создание текста и его
редактирование.

16

Текст. Цельность, членимость, Выявлять способы и средства связи
относительная законченность предложений и абзацев в тексте.
текста.
Связность
текста. Использовать знание признаков текста в
Способы связи предложений и процессе его создания и корректировки
абзацев в тексте. Средства связи Характеризовать классификационные
предложений и абзацев в признаки выделения функциональных
тексте:
лексические, разновидностей языка. Знать типы
морфологические,
речи. Анализировать текст с точки
синтаксические
(повторение,
зрения принадлежности к той или иной
обобщение). Типы и стили речи.
функциональной разновидности языка и
Стилистическая
норма
типу текста. Характеризовать текст с
(повторение,
обобщение).
Понятие о функциональной точки зрения соответствия основным
стилистике. Функциональные признакам. Уметь редактировать текст.
разновидности
языка: Уметь создавать собственный текст.
разговорная
речь,
функциональные
стили
(научный,
официальноделовой,
публицистический),
язык
художественной
литературы (обзор)

Итого по разделу

16

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ

33

30

5.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС

№
п/п

1

2

3
4
5
6

Тема урока
Изобразительновыразительные средства языка,
оформляющие
описание
и
рассуждение.
Изобразительновыразительные средства языка,
оформляющие
описание
и
рассуждение.
Многозначные
слова.
Переносное значение слова.
Лексика
ограниченного
употребления.
Фразеологизмы.
Фразеологизмы.

Дата изучения Электронные
Количество часов
цифровые
План
Факт
Контрольные Практические
образовательные
Всего работы
работы
ресурсы

1

1

1
1
1
1
31

7
8
9

10
11

Синонимы. Контекстные
синонимы.
Антонимы. Контекстные
антонимы.
Фонетические
средства
выразительности: аллитерация,
ассонанс, эвфония, диссонанс.
Звукопись.
Тропы: метафоры, сравнение,
эпитет, олицетворение.
Тропы:
ирония,
гипербола, литота.

1
1
1

1
1

Тропы: аллегория, перифраза.
Тропы:
художественный
символ.

1

14

Тропы: паронимы.

1

15

Тропы: паронимы.
Стилистические
фигуры:
градация, антитеза, инверсия.
Стилистические
фигуры:
оксюморон,
парцелляция,
эллипсис.
Стилистические фигуры:
лексический повтор, анафора,
эпифора.

1

12
13

16
17

18

1

1
1

1

32

19

Стилистические
фигуры:
риторические
фигуры,
синтаксические конструкции.

1

20

Комплексный анализ текста

1

21

Комплексный анализ текста
Понятие
«концепт»,
«тема
текста», «символ», «идея
текста», «вечные темы»
Понятие
«концепт»,
«тема
текста», «символ», «идея
текста», «вечные темы»
Извлечение информации из
прочитанного текста. Анализ
текста с точки зрения темы и
идеи текста
Извлечение информации из
прочитанного текста. Анализ
текста с точки зрения темы и
идеи текста
Алгоритм
построения
концепта.
Оформление
материалов для портфолио.
Алгоритм построения концепта.
Оформление
материалов для портфолио

1

22

23

24

25

26

27

1

1

1

1

1

1

33

Алгоритм построения концепта.
Оформление
материалов для портфолио
Свертывание»
информации,
извлеченной из прочитанного
текста
Свертывание»
информации,
извлеченной из прочитанного
текста
Модель концептуального поля
темы «Государство», «Долг»
Модель концептуального поля
темы «Государство», «Долг»
Модель концептуального поля
темы «Государство», «Долг»

28

29

30
31
32
33

Итоговое занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34

1

1

1
1
1
1
1
34

0

0

11 КЛАСС
Дата изучения
№
п/п

Тема урока

Всего

Количество часов
Контрольные Практические
работы
работы

План

Электронные
цифровые
Факт образовательные
ресурсы

34

1

2

3
4

5
6
7
8
9

Синтаксис и пунктуация.
Словосочетание.
Особенности связи слов в
словосочетаниях.
Изобразительновыразительные
средства синтаксиса
Простое предложение.
Односоставные и
двусоставные предложения.
Простое
осложнённое
предложение.
Однородные,
неоднородные определения.
Простое

осложнённое

предложение.
Однородные,
неоднородные определения.
Тире в простом предложении.
Вводные слова
предложения.
Вводные слова
предложения.
Уточняющие члены
предложения.

и
и

Прямая речь. Диалог. Цитата

1

1

1
1

1
1
1
1
1
35

Прямая речь. Диалог. Цитата
Сложное предложение. Знаки
препинания в БСП.
Сложное предложение. Знаки
препинания в БСП.

1

13

Знаки препинания в ССП.

1

14

Знаки препинания в СПП.

1

15

Знаки препинания в СПП.
Сложные синтаксические
конструкции
и
знаки
препинания в них.
Сложные синтаксические
конструкции
и
знаки
препинания в них.
Сложные
синтаксические
конструкции и знаки

1

10
11
12

16

17
18

19
20
21

препинания в них.
Текстоведение. Способы
связи предложений в тексте
Текстоведение. Способы
связи предложений в тексте
Текстоведение. Способы
связи предложений в тексте

1
1

1

1
1

1
1
1

36

22

23

24

25

26

27

28

Стили
речи
и
их
особенности. Типы речи и
отличительные особенности.
Стили
речи
и
их
особенности. Типы речи и
отличительные особенности.
Стили
речи
и
их
особенности. Типы речи и
отличительные особенности.
Текст и его
анализ.
Выразительные
средства
языка.
Текст и его
анализ.
Выразительные
средства
языка.
Текст и его
анализ.
Выразительные
средства
языка.
Сочинение. Этапы создания
текста. План. Подготовка
рабочих материалов.
Создание текста.

1

1

1

1

1

1

1

37

29

30

Сочинение. Этапы создания
текста. План. Подготовка
рабочих материалов.
Создание текста.
Сочинение. Этапы создания
текста. План. Подготовка
рабочих материалов.
Создание текста.

1

1

31

Редактирование текста.

1

32

Редактирование текста.

1

Итоговое занятие
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33

1
33

0

0

38

6.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1) Русский язык, 10 класс/ Гусарова И.В., Общество с
ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
2) Русский язык, 11 класс/ Гусарова И.В., Общество с
ограниченной ответственностью Издательский центр «ВЕНТАНАГРАФ»; Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1)
Бугрова Л.В. Русский язык и литература: Русский язык: 10
класс: базовый и углубленный уровни: методическое пособие к УМК
И.В.Гусаровой/Л.В.Бугрова.-М.: Вентана-Граф, 2019
2)
Бугрова Л.В. Русский язык и литература: Русский язык: 11
класс: базовый и углубленный уровни: методическое пособие к УМК
И.В.Гусаровой/Л.В.Бугрова.-М.: Вентана-Граф, 2018
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. ФИПИ https://fipi.ru/
2. «Решу ЕГЭ. Сдам ГИА»: https://rus-ege.sdamgia.ru/
3. Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
4. Онлайн-ТестПад: https://onlinetestpad.com/
5. Интерактивная тетрадь Skysmart https://skysmart.ru/
6. Платформа Part.a https://parta.school/
7. Инфоурок https://infourok.ru/
8. Видеоурок https://videouroki.net
9. ЯКласс https://www.yaklass.ru/info/about
10. Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru
11. Коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
12. ГРАМОТА.РУ –
справочно-информационный интернет-портал
«Русский язык» http://www.gramota.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».