Рабочая программа по курсу по выбору СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ ФГОС СОО для 10-11 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из центральных линий нового ФГОС выступают задачи формирования разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизация трудовой
деятельности и организация активного отдыха.
Учебный курс « спортивные игры» в старшей школе выполняет особую роль, так как обладает
мощным развивающим потенциалом. Специфика курса состоит в том, что он строятся на
психологической и дидактической базе, которая является в среднем школьном возрасте
необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и физического развития.
Игра возникла на самой ранней стадии развития человеческого общества и во все времена была
своеобразной школой, в которой дети получали физическую и духовную закладку, познавали
окружающий мир, учились действовать и добиваться успехов. Эмоционально насыщенные, яркие
и разнообразные по содержанию, игры социальны по своей сущности, так как отражают опыт
человеческих отношений, формируют нравственность ребёнка и укрепляют его здоровье.
В играх познаются различные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. При помощи
игры ребята получают информацию. Она поступает к ним без насилия и нажима. Основными
мотивами является интерес, положительные эмоции, сопровождаемые чувством радости.
Психология ребёнка такова, что он видит и переживает, отражается в его поступке, действии.
Ребёнок постоянно стремится к деятельности, к общению, не имея возможности удовлетворить
эту потребность в другой форме, кроме как в игре. Это - один из факторов, привлекающих детей к
игре.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования, Комплексной программы физического
воспитания учащихся и ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Общая характеристика учебного предмета
Подвижные игры ценны как в физическом, так и педагогическом аспектах. Бег для ребёнка
является естественным движением, знакомым с раннего детства. Он важнейшее средство для
развития координации движений.
Разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно –
сосудистую, дыхательную опорно –двигательную, нервную и другие системы организма. Игры
способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ. Игры
с элементами корригирующей гимнастики улучшают осанку. Наличие в играх движений
способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное
игрой, не только даёт отдых уставшему организму, нервной системе, но и активизирует
жизнедеятельность, увеличивает работоспособность. Учебный курс «спортивные игры» направлен
на решение следующих задач:
1. закрепление и повторение пройденного программного материала на уроках физической
культуры, в изменённых условиях и ситуациях;
2. повышение эмоционального тонуса детей;
3. развитие умений взаимодействовать друг с другом;
4. формирование навыков общения в коллективе сверстников;
5. воспитание у детей уважения друг к другу в процессе игры.
Данный курс тесно связан с такими предметами как русский язык, литературное чтение,
окружающий мир, музыка, технология, ИЗО и является неразрывным звеном в освоении основной
образовательной программы основного общего образования.
2. Место предмета «Физическая культура» в учебном плане
На курс «спортивные игры» в 10 классе выделяется 34 часов (1 час в неделю), в 11 классе
выделяется 33 часа (1 час в неделю).
Примерное распределение учебного времени
по разделам программы в 10 классе
№ п/п

Разделы программы

1

Знания о спортивных играх

2

Футбол

Кол-во часов
В процессе урока
3

3

Баскетбол

12

4

Волейбол

11

5

Лапта

8

Количество уроков в неделю

1

Количество учебных недель

34

Итого

34
Примерное распределение учебного времени
по разделам программы в 11 классе

№ п/п

Разделы программы

Кол-во часов

1

Знания о спортивных играх

В процессе урока

2

Футбол

3

3

Баскетбол

13

4

Волейбол

10

5

Лапта

7

Количество уроков в неделю

1

Количество учебных недель

33

Итого

33

3. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Спортивные
игры»
Результаты освоения содержания учебного курса «спортивные игры» определяют те итоговые
результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения по данному
курсу.
Результаты освоения программного изучения данного курса оцениваются по трём базовым
уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное» и представлены
метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
активном применении знаний и умений в познавательной и предметно – практической
деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания курса «спортивные игры», в единстве
с освоением программного материала других образовательных дисциплин, таких как окружающий
мир, литературное чтение, русский язык, музыка, математика, технология и др., универсальные
способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в
рамках реальной повседневной жизни учащихся.
В области познавательной культуры:
 понимание подвижной игры как явления культуры, способствующего развитию целостной
личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
 понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека,
расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую
сохранность творческой активности;
 понимание подвижной игры как средства организации здорового образа жизни,
профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
 бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление
доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения
в состоянии здоровья;

 уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия,
терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности:
 ответственное
отношение
к
порученному
делу,
проявление
осознанной
дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты
собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
 добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых
знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
 поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности,
активное использование знаний физической культуры для профилактики психического и
физического утомления.
В области эстетической культуры:
 восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными
образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиции укрепления и
сохранения здоровья;
 понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных
умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
 восприятие спортивного соревнования как культурно–массового зрелищного мероприятия,
проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и
взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
 владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме,
проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
 владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной
деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
 владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать
собственную точку зрения, доводить её до собеседника.
В области физической культуры:
 владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений, активное
их использование в игровой спортивно – оздоровительной деятельности;
 владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического
развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и
проведении самостоятельных форм игровых занятий.
В области этической культуры:
 способность самостоятельно использовать изученные упражнения для формирования
правильной осанки и телосложения в зависимости от индивидуальных особенностей физического
развития;
 способность самостоятельно организовать и провести игру
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного курса
«Национальные спортивные игры». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах
двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач,
связанных с организацией и проведением самостоятельных игровых занятий. Предметные
результаты, так же как и метапредметные, проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
 знания по истории и развитию русских народных игр и игр других народов мира о
положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
 овладение умениями организовать здоровье
(оздоровительные мероприятия, подвижные игры и др.);

сберегающую

жизнедеятельность

 знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой
вредных привычек.

 формирование навыков систематического наблюдения за своим физическим состоянием,
развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости,
воли.)
В области нравственной культуры:
 способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных игровых
занятий, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от
особенностей их здоровья, физической подготовленности;
 умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий,
корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
 способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в
условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры.
В области трудовой культуры:
 способность преодолевать трудности в полном объёме;
 способность организовывать самостоятельные игровые занятия, обеспечивать безопасность
мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды.
В области эстетической культуры:
 способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки
(роста, массы тела и др.), объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и
представлениями;
 способность использовать полученные знания для формированию культуры движений,
координации, пластики;
 освоение правил режима питания, режима дня и режима физических нагрузок для
овладения умениями организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня,
утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.)
В области коммуникативной культуры:
 способность интересно и доступно передавать знания, полученные на занятиях учебного
курса «Национальные спортивные игры», грамотно пользоваться полученными понятиями;
 способностьчестно осуществлять судейство игр.
В области физической культуры:
 способность регулировать величину спортивной нагрузки в зависимости от
индивидуальных особенностей организма.
Личностные:
 формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства
гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;
 освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя
ответственность;
 развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе
конструктивных стратегий совладения и умения мобилизовать свои личностные и физические
ресурсы, стрессоустойчивости;
 освоение правил здорового и безопасного образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс
№п/п
1
2
3
4
5

Сроки

Раздел программы, тема учебного занятия
Футбол. Правила техники безопасности. Совершенствование техники
передвижений, остановок, поворотов и стоек.
Футбол. Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком,
серединой лба (катящемуся мячу).
Футбол. Совершенствование техники ведения мяча.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники ловли и передач мяча
Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники ведения мяча.

Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники бросков мяча. Броски одной и
двумя руками в прыжке.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники вырывания и выбивание мяча,
перехвата.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники владения мячом и развитие
координационных способностей.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление техники перемещений, владения мячом
и развитие координационных способностей.
Баскетбол. Дальнейшее закрепление тактики игры
Баскетбол. Позиционные нападение и личная защита в игровых
взаимодействиях 2:2, 3:3.
Баскетбол. Нападение быстрым прорывом (3:2)
Баскетбол. Взаимодействие двух(трех) игроков в нападении и защите(тройка
и малая, через «заслон», восьмерка)
Баскетбол. Игра по упрощенным правилам баскетбола
Баскетбол. Игра по упрощенным правилам баскетбола
Баскетбол. Совершенствование психомоторных способностей.
Волейбол. Правила техники безопасности. Совершенствование техники
передвижений, остановок, поворотов и стоек
Волейбол. Передача мяча над собой во встречных колоннах. Отбивание мяча
кулаком через сетку.
Волейбол. Игра по упрощённым правилам волейбола. Совершенствование
психомоторных способностей и навыков игры.
Волейбол. Развитие выносливости.
Волейбол. Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Волейбол. Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3 метра от сетки.
Волейбол. Нижняя прямая подача мяча Прием передача.
Волейбол. Дальнейшее обучение техники прямого нападающего удара.
Волейбол. Дальнейшее обучение тактики игры. Совершенствование тактики
освоенных игровых действий.
Волейбол. Подвижные игры и игровые задания, приближенные к
содержанию разучиваемых спортивных игр.
Лапта. Правила техники безопасности на занятия по Лапте
Лапта. Закрепление стойки игрока. Передвижения игроков.
Лапта. Игры подводящие к игре «Лапта» «Вызов номеров».
Лапта. Ловли и передачи.
Лапта. Подачи.
Лапта. Подачи.
Лапта. Игра по упрощенным правилам в мини-лапту.
Лапта. Игра по упрощенным правилам в мини-лапту.

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс
№п/п
1
2

3
4
5
6

Сроки

Раздел программы, тема учебного занятия
Футбол. Совершенствование техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек.
Футбол. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и
средней частью подъёма. Закрепление техники ударов по мячу и
остановок мяча.
Футбол. Совершенствование техники ведения мяча.
Баскетбол. Закрепление техники передвижений, остановок,
поворотов и стоек.
Баскетбол. Закрепление техники ловли и передач мяча.
Баскетбол. Закрепление техники бросков мяча. Броски одной и

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

двумя руками в прыжке.
Баскетбол. Закрепление техники вырывания и выбивания мяча,
перехвата
Баскетбол. Закрепление тактики игры. Позиционные нападения и
личная защита 3:3,4:4. на одну корзину
Баскетбол. Игра по упрощённым правилам баскетбола.
Баскетбол. Нападения быстрым прорывом (3:2)
Баскетбол. Нападения быстрым прорывом (3:2)
Баскетбол. Взаимодействия двух игроков в нападении и защите
Баскетбол. Дальнейшее техники вырывания и выбивания мяча,
перехвата
Баскетбол. Дальнейшее техники вырывания и выбивания мяча,
перехвата
Баскетбол. Игры по упрощенным правилам баскетбола.
Баскетбол. Совершенствование психомоторных способностей
Волейбол. Совершенствование технике передвижений, остановок.
Волейбол. Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача
мяча сверху, стоя спиной к цели.
Волейбол. Совершенствование психомоторных способностей и
навыков игры.
Волейбол. Совершенствование координационные способности.
Волейбол. Прием мяча, отраженного сеткой.
Волейбол. Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки.
Волейбол. Прямой нападающий удар при встречных передачах.
Волейбол. Тактика игры. Совершенствование тактики освоенных
игровых действий.
Волейбол. Совершенствование тактики освоенных игровых
действий. Игра в нападении в зоне 3.
Волейбол. Терминологии избранной спортивной игры; техники
ловли, передачи, ведения мяча или броска, тактики нападений и
защиты.
Лапта. Правила техники безопасности на занятия по Лапте
Лапта. Основной спортивный инвентарь для игры в русскую лапту.
Лапта. Обучение стойки игрока. Передвижения игроков.
Лапта. Игры подводящие к игре «Лапта» «Вызов номеров».
Лапта. Ловли и передачи.
Лапта. Ловли и передачи.
Лапта. Игра по упрощенным правилам в мини-лапту.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».