Рабочая программа по курсу по выбору ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИИ ФГОС СОО для 10-11 класса

1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПО ВЫБОРУ «ОСНОВНЫЕ
ВОПРОСЫ БИОЛОГИИ»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего
свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего
чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и
общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и
общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного
сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими
ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной,
творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с
другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их
достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим
негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества,
спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных
планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных,
общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических
процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни.
7.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы
отражают:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации
возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также,
при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
1

владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и
безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального
оборудования;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной
организации;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
3) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в
привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;
знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все
возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать
успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать
позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение
ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать
информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований
эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с
учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения.
8.1. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы
отражают:
1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
владение навыками определения и исправления специфических ошибок (аграмматизмов) в
письменной и устной речи;
2) для обучающихся с расстройствами аутентического спектра:
способность планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации при сопровождающей помощи педагогического
работника и организующей помощи тьютора;
2

овладение умением определять наиболее эффективные способы достижения результата при
сопровождающей помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением выполнять действия по заданному алгоритму или образцу при сопровождающей
помощи педагогического работника и организующей помощи тьютора;
овладение умением оценивать результат своей деятельности в соответствии с заданными эталонами
при организующей помощи тьютора;
овладение умением адекватно реагировать в стандартной ситуации на успех и неудачу, конструктивно
действовать даже в ситуациях неуспеха при организующей помощи тьютора;
овладение умением активного использования знаково-символических средств для представления
информации об изучаемых объектах и процессах, различных схем решения учебных и практических
задач при организующей помощи педагога-психолога и тьютора;
способность самостоятельно обратиться к педагогическому работнику (педагогу-психологу,
социальному педагогу) в случае личных затруднений в решении какого-либо вопроса;
способность самостоятельно действовать в соответствии с заданными эталонами при поиске
информации в различных источниках, критически оценивать и интерпретировать получаемую
информацию из различных источников
Предметные результаты освоения курса по выбору
В результате изучения курса по выбору на уровне среднего общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в
практической деятельности людей;
понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией;
устанавливать взаимосвязь природных явлений;
понимать смысл, различать и описывать системную связь между основополагающими
биологическими понятиями: клетка, организм, вид, экосистема, биосфера;
использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях,
проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты
экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать
варианты проверки гипотез;
сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи
организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров,
углеводов, нуклеиновых кислот);
распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических
изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать
многообразие клеток;
распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных
признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
объяснять причины наследственных заболеваний;
3

выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя
закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде
обитания и действию экологических факторов;
составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и
охраны окружающей среды;
оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять
необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических
задач;
представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать
выводы на основании представленных данных;
оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности
человека и в собственной жизни;
объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на
зародышевое развитие человека;
объяснять последствия влияния мутагенов;
объяснять возможные причины наследственных заболеваний.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям,
используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы
наследственности, закономерности изменчивости;
характеризовать современные направления в развитии биологии; описывать их возможное
использование в практической деятельности;
сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой,
иРНК (мРНК) по участку ДНК;
решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в
клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных
организмов);
решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного
скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и
символику;
устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной,
применяя законы наследственности;
оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать
возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических
объектов и целых природных сообществ.
"Биология" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса
биологии отражают:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине
мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека
для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой
4

организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических
исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений;
выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать
элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации,
получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
В системе естественно-научного образования биология как учебный предмет занимает важное
место в формировании: научной картины мира; функциональной грамотности, необходимой для
повседневной жизни; навыков здорового и безопасного для человека и окружающей среды образа
жизни; экологического сознания; ценностного отношения к живой природе и человеку; собственной
позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников. Изучение
биологии создает условия для формирования у обучающихся интеллектуальных, гражданских,
коммуникационных и информационных компетенций.
Освоение программы по биологии обеспечивает овладение основами учебно-исследовательской
деятельности, научными методами решения различных теоретических и практических задач.
Изучение биологии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и
общекультурной подготовки выпускников. Изучение биологии на углубленном уровне ориентировано
на: подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных
способностей обучающихся путем более глубокого, чем предусматривается базовым уровнем,
овладения основами биологии и методами изучения органического мира. На базовом и углубленном
уровнях изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного
мировоззрения, освоения общенаучных методов, освоения практического применения научных знаний
основано на межпредметных связях с предметами областей естественных, математических и
гуманитарных наук.
Примерная программа учебного предмета «Биология» составлена на основе модульного
принципа построения учебного материала, не определяет количества часов на изучение учебного
предмета и не ограничивает возможности его изучения в том или ином классе.
Предлагаемая примерная программа учитывает возможность получения знаний в том числе
через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень лабораторных и
практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня работы,
которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных
результатов.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Базовый уровень
Биология как комплекс наук о живой природе
Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии.
Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины
мира, практическое значение биологических знаний.
Биологические системы как предмет изучения биологии.
Структурные и функциональные основы жизни
Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества
(углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие
органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии.
5

Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их
функции.
Вирусы – неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний.
Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка.
Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке.
Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке.
Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые
клетки.
Организм
Организм — единое целое.
Жизнедеятельность организма. Регуляция функций организма, гомеостаз.
Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и
животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития.
Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ
на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов.
Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности
Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом
наследование.
Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические
аспекты в области медицинской генетики.
Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутагены, их
влияние на здоровье человека.
Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, ее направления и перспективы
развития. Биобезопасность.
Теория эволюции
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория
эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его
критерии. Популяция – элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на
генофонд популяции. Направления эволюции.
Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.
Развитие жизни на Земле
Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на
Земле.
Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез).
Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.
Организмы и окружающая среда
Приспособления организмов к действию экологических факторов.
Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов
в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа
устойчивости экосистемы.
Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в
биосфере.
Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Перспективы развития биологических наук
6

Примерный перечень лабораторных и практических работ (на выбор учителя):
Использование различных методов при изучении биологических объектов.
Техника микроскопирования.
Изучение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их
описание.
Приготовление, рассматривание и описание микропрепаратов клеток растений.
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.
Изучение движения цитоплазмы.
Изучение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука.
Изучение ферментативного расщепления пероксида водорода в растительных и животных
клетках.
Обнаружение белков, углеводов, липидов с помощью качественных реакций.
Выделение ДНК.
Изучение каталитической активности ферментов (на примере амилазы или каталазы).
Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах.
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах.
Изучение стадий мейоза на готовых микропрепаратах.
Изучение строения половых клеток на готовых микропрепаратах.
Решение элементарных задач по молекулярной биологии.
Выявление признаков сходства зародышей человека и других позвоночных животных как
доказательство их родства.
Составление элементарных схем скрещивания.
Решение генетических задач.
Изучение результатов моногибридного и дигибридного скрещивания у дрозофилы.
Составление и анализ родословных человека.
Изучение изменчивости, построение вариационного ряда и вариационной кривой.
Описание фенотипа.
Сравнение видов по морфологическому критерию.
Описание приспособленности организма и ее относительного характера.
Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов.
Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания.
Методы измерения факторов среды обитания.
Изучение экологических адаптаций человека.
Составление пищевых цепей.
Изучение и описание экосистем своей местности.
Моделирование структур и процессов, происходящих в экосистемах.
Оценка антропогенных изменений в природе.

Распределение часов по темам 10-11 классы

№
1.
2.

Кол-во часов
Название раздела
Введение в курс общей биологии
Биосферный уровень организации жизни

6
9
7

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9

Биогеоценотический уровень организации жизни
Популяционно- видовой уровень организации жизни
Итого в 10 классе
Организменный уровень организации жизни
Клеточный уровень организации жизни
Молекулярный уровень проявления жизни
Заключение
Повторение
Итого в 11 классе
Всего в 10-11 классах

8
12
34
16
8
8
2
1
33
67

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ 10 класс (34 часов)
№
урока

Тема урока.

Количес
тво
часов

Введение в курс общей биологии 6 часов
Содержание и структура курса общей биологии. Биология как комплексная
наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные
направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной
картины мира, практическое значение биологических знаний. Перспективы
развития биологических наук. Значение достижений биологической науки для
промышленности и с\х Среднего Урала
2
Основные свойства жизни. Биологические системы как предмет изучения
биологии. Живой мир Урала
3
Уровни организации живой материи.
4
Значение практической биологии.
5
Методы биологических исследований. Экскурсия. Многообразие видов
Сезонные изменения в жизни живых организмов Уральского региона
6
Живой мир и культура. Природа в произведениях уральского искусства
Биосферный уровень жизни 9 часов
7
Учение о биосфере. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
8
Происхождение живого вещества в биосфере. Физико-химическая эволюция в
развитии биосферы. Структура биосферы. Закономерности существования
биосферы.
9
Биологическая эволюция в развитии биосферы. Хронология развития жизни на
Земле. Эволюция биосферы.
10
Условия жизни на Земле.
11
Биосфера как глобальная экосистема
12
Человек как житель биосферы. Глобальные антропогенные изменения в
биосфере. Проблемы устойчивого развития.
Практическая работа. Оценка антропогенных изменений в природе.
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

8

Воздействие человека на природу Урала
13
Круговороты веществ в биосфере.
14
Особенности биосферного уровня организации живой материи
15
Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы
Экологические проблемы Уральского региона.
Биогеоценотический уровень жизни 8 часов
16
Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз
17
Учение о биогеоценозе и экосистеме. Экосистема. Разнообразие экосистем.
Экосистемы Урала
18
Строение и свойства биогеоценоза. Приспособления организмов к действию
экологических факторов. Организмы и окружающая среда.
Практическая работа. Описание приспособленности организма и ее
относительного характера. Выявление приспособлений организмов к влиянию
различных экологических факторов.
19
Совместная жизнь видов (популяций) в биогеоценозе. Взаимоотношения
популяций разных видов в экосистеме. Воздействие человека на естественные
биоценозы на Урале.
Практическая работа. Составление пищевых цепей.
20
Причины устойчивости биогеоценозов. Устойчивость и динамика экосистем.
21
Зарождение и смена биогеоценозов. Агросистемы Уральского региона
22
Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем)
Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение
биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы.
23
Экологические законы природопользования.
Практическая работа. Моделирование структур и процессов, происходящих в
экосистемах.
Мероприятия по сохранению окружающей среды в Уральском регионе
Популяционно-видовой 12 часов
24
Вид, его критерии и структура. Видовое разнообразие организмов Урала
Практическая работа. Сравнение видов по морфологическому критерию.
25
Популяция как форма существования вида и как особая генетическая структура
26
Популяция как основная единица эволюции. Теория эволюции
Проблемы сохранения популяций редких животных и растений
27
Видообразование – процесс увеличения видов на Земле. Развитие жизни на
Земле. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции
органического мира на Земле.
28

29
30

Этапы антропогенеза. Современные представления о происхождении человека.
Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы
человека, их происхождение и единство.
Практическая работа. Изучение экологических адаптаций человека.
Человек как уникальный вид живой природы.
Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая
теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и
макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция – элементарная единица

1
1
1

1
1
1

1

1
1
1

1

1
1
1
1

1

1
1

9

31
32
33
34

эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.
Направления эволюции.
Естественный отбор и его формы
Современное учение об эволюции
Основные направления эволюции. Многообразие организмов как результат
эволюции. Принципы классификации, систематика.
Особенности популяционно-видового уровня жизни

1
1
1
1

11 класс (33 часа)
№ урока

1
2
3

Тема урока.
Организменный уровень жизни - 18 часов
Вводный инструктаж по ТБ в каб. Биологии
Организменный уровень жизни и его роль в природе.
Организм – единое целое. Многообразие организмов.

18

Процессы жизнедеятельности организмов. Особенности обмена веществ у
растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Половое и бесполое размножение
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и
оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез).
Причины нарушений развития организмов
Индивидуальное развитие человека
Из истории развития генетики.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов.
Закономерности наследования, установленные
Г. Менделем.
Дигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Решение элементарных
генетических задач
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И. Вавилова о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные
методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.
Современные представления о гене и геноме.
Влияние мутагенов на организм человека. Продукты нефтепереработки как
мутагенные факторы.
Эстетические аспекты медицинской генетики. Наследственные болезни
человека, их причины и профилактика.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты
развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.
Профилактика СПИДа.
Контрольная работа по теме «Организм».

19

Клеточный уровень жизни - 8 часов
Клеточный уровень организации живой материи.

20
21

Эволюция клетки.
Строение клетки

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1
1
1
10

22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33

Основные части и органоиды клетки, их функции.
Клеточный цикл.
Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов
Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации.
Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы
хромосом в клетках.
Развитие знаний о клетке. (Р. Гук, Р. Вирхов, К. Бэр, М. Шлейден, Т. Шванн).
Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной
естественнонаучной картины мира
Молекулярный уровень жизни - 8 часов
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в
клетке и организме человека.
Нуклеиновые кислоты
Фотосинтез
Биосинтез белка Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Процессы окисления
Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая
проблема
Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень жизни». Повторение,
обобщение знаний и подведение итогов по курсу общей биологии.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».