1. Планируемые результаты освоения курса по выбору «География» 11 класс
Личностные результаты:
1.
Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, своё прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2.
Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского
общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего
традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические
ценности;
3.
Готовность к служению Отечеству, его защите;
4.
Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также
различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5.
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
6.
Толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения;
7.
Навыки сотрудничества а образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности;
8.
Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9.
Готовность и способность к образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10. Эстетическое отношение к миру;
11. Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
12. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов;
14. Сформированность экологического мышления, приобретение опыта экологонаправленной деятельности;
15. Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
1.
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2.
Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3.
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, применению различных методов познания;
4.
Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5.
Умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
6.
Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7.
Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
8.
Владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых
действий и мыслительных процессов.
Предметные результаты:
1.
Владение представлениями о современной географической науке, её участии в
решении важнейших проблем человечества;
2.
Владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3.
Сформированность процессов комплексных социально ориентированных
географических знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
4.
Владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5.
Владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций;
6.
Владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
7.
Владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;
8.
Сформированность представлений и знаний об основных проблемах
взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах
экологических проблем.
2.Содержание элективного курса
Тема 1. Зарубежная Европа
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как один
из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы. Особенности ЭГП.
Изменения политической карты региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для развития
промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.
Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза
депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора».
Национальный состав населения региона. Обострение межнациональных отношений.
Основные религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения.
Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.
Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семёрку». Менее
крупные страны региона и их специализация в международном географическом разделении
труда
Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: маши. Главные
промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский, 2)
среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы. Главные сухопутные транспортные узлы и
портово-промышленные комплексы.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и
технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как
главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию
въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о
«Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с
выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового освоения.
Четыре субрегиона зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом отношении
государство зарубежной Европы. Место ФРГ в мировом хозяйстве. Внешние экономические
связи. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ. Направления региональной
политики.
Практическая работа «Зарубежная Европа»
Тема 2. Зарубежная Азия. Австралия
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро
развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы. Отличительные
черты ЭГП. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные споры в
зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан и др.) субрегиона.
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития
промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные предпосылки
для развития сельского хозяйства.
Население зарубежной Азии. Демографическая ситуация и демографическая политика
в субрегионах зарубежной Азии. Этнический и религиозный состав населения, зарубежная
Азия как родина трёх мировых религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе.
Основные черты размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних
миграций. Рост городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный
(азиатский) тип города. Особенности сельского расселения.
Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров мирового
хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных стран, группа
нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной Азии, главные
промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах зарубежной
Азии.
Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономико-географическое
положение. Административно-территориальное деление Китая. Население Китая. Китай –
первая страна мира по численности населения. Демографическая политика и её результаты.
Китай как страна древней культуры.
Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое чудо».
Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по показателю
душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Сельское хозяйство Китая.
Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение новых
магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских перевозок,
главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой
экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его
главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в
международном туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с
крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ).
Центральная и Западная зоны.
Япония. Территория Японии, её границы и ЭГП. Стабильность численности населения
Японии.
Хозяйство. Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап ориентации на наукоёмкие отрасли.
Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение
рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое
значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Её «лицевая» часть, мегаполис Токайдо.
Ее «тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма правления и
административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества, возглавляемого
Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост
объёма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний.
Промышленность Индии: особенности её отраслевой структуры и географии.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелёной
революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические столицы»:
Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом. Зарождение
первых трёх мегалополисов Индии.
Австралия. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона. История,
освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты населения:
численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения. Главные города
Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли международной
специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство, природные
предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами страны.
Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве Австралии.
Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Практическая работа «Зарубежная Азия»
Тема 3. Африка
Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания
политической независимости после второй мировой войны.
Территория Африки и отдельных её стран. Особенности ЭГП. Особенности
государственного строя.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Природные
условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми.
Африка – регион демографического взрыва. Качество населения в Африке.
Этнический состав населения Африки, главные семьи языков, культурное наследие.
Контрасты расселения в Африке. Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его
последствия. Крупнейшие городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
Хозяйство Африки, место её в мире. Сохранение колониального типа отраслевой
структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности.
Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом
хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную,
Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и
Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной
(арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Тропической
(«чёрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего развивающегося
мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного сельского хозяйства в
Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в Тропической Африке.
Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной экономикой.
Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического развития.
Промышленность ЮАР и отрасли её международной специализации. Сельское хозяйство
ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в 2011 г. в группу
стран БРИКС.
Практическая работа «Африка»
Тема 4. Северная Америка
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории США и
её подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские границы; соседи
США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США. Двухпартийная
система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и
миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Белое,
афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой
дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по
территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций
населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США. Особенности
сельского расселения.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике.
Замедление темпов экономического роста. Структура экономики США, резкое преобладание
непроизводственной сферы. Роль американских ТНК в создании «второй экономики» США.
Лидерство США в мировом промышленном производстве. Ведущие отрасли
горнодобывающей и обрабатывающей промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная
специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспортной системы США.
Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности территориальной структуры хозяйства США. Факторы, воздействующие
на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах США.
Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности
США.
Природные
ресурсы
для
развития
промышленности США; увеличение зависимости от импорта. Основные черты географии
топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной металлургии, машиностроительной,
химической и текстильной промышленности США. Понятие о четырёх промышленных
поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для развития
этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США. Отрасли,
определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы (пояса)
США.
География транспорта США, её конфигурация. Главные транспортные магистрали и
узлы. Развитие отдельных видов транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли
товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские районы,
национальные парки.
Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране
окружающей среды.
Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и Вашингтон.
Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макроргегион Юга, город Атланта.
Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры территории и
ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население Канады; англоканадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города. Канада как
высокоразвитая страна. Четыре отрасли её международной специализации. Экономические и
социальные различия между Югом и Севером Канады.
Практическая работа «Северная Америка».
Тема 5. Латинская Америка
Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы.
Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и
федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их приуроченность
к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и её краевым прогибам.
Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента его
формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты
размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском типе
города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в начале XXI в. и переход к
ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран
Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их
главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве Латинской
Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение. Особенность
транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка» стран
(Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных городских
агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна Латинской
Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов экономического роста с
началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры. Размеры и
профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции Бразилии в
мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и
производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов
(Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные
новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-деЖанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные
новостройки.
Практическая работа «Латинская Америка»
Тема 6. Россия в современном мире
Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров,
определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных
организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой
территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для
жизни людей. Экологическая обстановка в России. Место России в населении мира.
Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная
поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные
темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период
времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии
экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой
уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных
территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях
топливно-энергетического
комплекса.
Прочные
позиции
России
в
мировой
горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности
«нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности
«верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в
железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском
и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной
инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых
финансовых связях.
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и
его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное
положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели
России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере
экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение
темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства,
перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к
повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.
Тема 7. Глобальные проблемы человечества
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества. Понятие о
глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
1. Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время её возникновения,
этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы её
улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.
2.Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды.
Возникновение международного терроризма и его распространение. Террористические
организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
3. Экологическая проблема. Причины её возникновения и масштабы воздействия на
географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды. Кризисные
экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли. Меры по охране
биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической проблемы.
4. Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как
благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности
населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран.
Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической проблемы.
5. Энергетическая проблема. Причины её возникновения. Пути решения
энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание развивающихся
стран. Использование достижений современного этапа НТР для решения энергетической
проблемы.
6.Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели питания
в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в развивающихся странах.
Два пути решения глобальной продовольственной проблемы: экстенсивный и интенсивный;
особое значение второго из них. Прогнозы смягчения глобальной продовольственной
проблемы.
7. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема. Масштабы
распространения бедности и нищеты в этих странах; международные индикаторы их
определения. Особенно бедственное положение наименее развитых стран. Пути решения
этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный путь – социально-экономические
преобразования во всех сферах жизни развивающихся стран.
Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по её
решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению. Проблема освоения
космического пространства и меры по ее решению.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную
перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие к
сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы российских
ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь решения глобальных
проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании его с научно-техническим
прогрессом.
Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три главных
компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие, 2) экологически
устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие. Устойчивое развитие и география.
Направления проектной деятельности курса
1.Мой любимый туристический маршрут.
2.Описание одного из народов мира (его национальных традиций, обычаев,
современных проблем).
3.Культура, обычаи и ремёсла.
4.Проект-прогноз «Численность населения мира в 21 веке».
5.Роль курортов в развитии хозяйства мира.
3. Тематическое планирование.
11 класс (33 часа)
№ урока
Тема урока
Кол-во
часов
Зарубежная Европа (5 часов)
Общая характеристика Зарубежной Европы. Воспитание
мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, а также различных форм общественного сознания,
осознание своего места в поликультурном мире.
2
3.
Географический рисунок расселения и хозяйства.
1
4.
Субрегионы и страны зарубежной Европы.
1
5.
Повторение и обобщение по теме «Зарубежная Европа».
Контрольная работа №1.
1
1-2.
Зарубежная Азия. Австралия (7часов)
Общая характеристика зарубежной Азии. Воспитание основ
саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества.
2
8.
Китай.
1
9.
Япония.
1
10.
Индия.
1
11.
Австралия.
1
12.
Повторение и обобщение по теме «Зарубежная Азия. Австралия».
Контрольная работа №2
1
6-7.
Африка (5 часов)
Общая характеристика Африки. Воспитание толерантного
осознания и поведения в поликультурном мире, находить общие
цели и сотрудничать для их достижения.
2
15.
Субрегионы Северной и Тропической Африки.
1
16.
ЮАР
1
17.
Повторение и обобщение по теме «Африка». Контрольная работа
№3
1
13-14.
Северная Америка (4 часа)
18.
Общая характеристика США. Воспитание эстетического
отношения к миру.
1
19.
Макрорегионы США.
1
20.
Канада.
1
21.
Повторение и обобщение по теме «Северная Америка».
Контрольная работа №4
1
Латинская Америка (4 часа)
Общая характеристика Латинской Америки. Воспитание
эстетического отношения к миру.
2
24.
Бразилия.
1
25.
Повторение и обобщение по теме «Латинская Америка».
Контрольная работа №5
1
22-23
Россия в современном мире (3 часа)
26.
Место России в мировой политике, в мировом природноресурсном и людском потенциале. Воспитание российской
гражданской идентичности, патриотизма, уважение к своему
народу, чувства ответственности перед Родиной.
1
27.
Место России в мировом хозяйстве.
1
28.
Повторение и обобщение по теме «Россия в современном мире».
Контрольная работа №6
1
Глобальные проблемы человечества (5 часов)
29.
Глобальные проблемы человечества. Воспитание экологического
мышления, приобретение опыта эколого-направленной
деятельности.
1
30.
Стратегия устойчивого развития.
1
31.
Повторение и обобщение по теме «Глобальные проблемы
человечества». Контрольная работа №7.
1
Всероссийские контрольные работы.
2
32-33.