1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИЯ»
Обучение астрономии должно быть направлено на достижение обучающимися
следующих результатов:
Личностные результаты:
— умение управлять своей познавательной деятельностью;
— готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
— умение сотрудничать со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых
достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных
знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству;
— чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм;
— положительное отношение к труду, целеустремленность;
— экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам
России и мира, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное
природопользование. российская гражданская идентичность, патриотизм,
— уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение
государственных символов (герб, флаг, гимн);
— готовность к служению Отечеству, его защите;
— сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.
Метапредметные результаты:
Освоение регулятивных универсальных учебных действий:
— самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
— оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
— сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
— определять несколько путей достижения поставленной цели;
— задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
— сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
— оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной
жизни и жизни окружающих людей.
Освоение познавательных универсальных учебных действий:
— критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
— распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
— использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных
в информационных источниках противоречий;
— осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
— искать и находить обобщённые способы решения задач;
— приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
— анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
1
— выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
— выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
— менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и
учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за её пределами);
— при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной
команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.);
— развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
— распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы;
— согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим
продуктом/решением;
— представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
— подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
— воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
— точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты изучения астрономии в средней школе представлены по темам.
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Выпускник на базовом уровне научится:
— воспроизводить сведения по истории развития астрономии, о ее связях с физикой и
математикой;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы
телескопа.
Практические основы астрономии
Выпускник на базовом уровне научится:
— воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд
и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);
— объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
— объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных
географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
— воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
— воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и
сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры
объекта, астрономическая единица);
2
— формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
— описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по
орбитам с различным эксцентриситетом;
— объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры — по
угловым размерам и расстоянию;
— характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Выпускник на базовом уровне научится:
— формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
— определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики,
кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);
— описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
— объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения
уникальной природы Земли;
— описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
— характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их
возникновения;
— проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
— описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
— описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
— объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды
Выпускник на базовом уровне научится:
— определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);
— характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;
— описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
— объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
— описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
— называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей
на диаграмме «спектр — светимость»;
— сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
— объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
— описывать механизм вспышек новых и сверхновых;
— оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
— описывать этапы формирования и эволюции звезды;
3
— характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
— объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение);
— характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
— формулировать закон Хаббла;
— классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
— определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
— распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);
— сравнивать выводы А.Эйнштейна и А. А.Фридмана относительно модели Вселенной;
— обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
— определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых;
— оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
— интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы горячей Вселенной;
— интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа которой
еще неизвестна.
Жизнь и разум во Вселенной
Выпускник на базовом уровне научится:
— систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы
существования жизни во Вселенной.
Обеспечить
достижение
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения
обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно
деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся
признается основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в
готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в
средней школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную
деятельность, которая имеет следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными
мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена
не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных
учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта,
имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким
образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения
в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и
сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает
сочетание различных видов познавательной деятельности.
4
В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности
подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит
представление:
•о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах,
применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
•о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность
гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
•о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в
естественных науках;
•об истории науки;
•о новейших разработках в области науки и технологий;
•о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и
исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
•о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах
исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации
проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).
Выпускник сможет:
•решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные
задачи);
•использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных
задач;
•использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебнопознавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
•использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских
задач;
•использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов,
полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий в ходе освоения
принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится:
•формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования,
исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
•восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности,
определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
•отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов
деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
•оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для
достижения поставленной цели;
•находить
различные
источники
материальных
и
нематериальных
ресурсов,
предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в
различных областях деятельности человека;
•вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно
презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения
продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
•самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования
на каждом этапе реализации и по завершении работы;
•адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и
предусматривать пути минимизации этих рисков;
•адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
5
•адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Астрономия, ее значение и связь с другими науками.
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии».
Наблюдения (невооруженным глазом): Подготовка и выступление с презентациями и
сообщениями «Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего
неба. Изменение их положения с течением времени», «Движение Луны и смена ее фаз»
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их
видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы
Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».
Практическая работа с планом Солнечной системы.
Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его
спутники», «Сатурн, его кольца и спутники»
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна
— двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их
спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы».
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы»
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие солнца.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура
различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость». Массы и размеры звезд.
Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы.
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».
Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные звезды»
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области
звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира
галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.
«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой
6
взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопления (Плеяды, Гиады)», «Большая
туманность Ориона», «Туманность Андромеды»
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития
жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими
цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
№ п\п
Раздел, тема урока
Количеств
о часов
10 класса
1.
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
2.7
2.8
2.9
2.10
2.11
2.12.
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
3.5
Астрономия, ее значение и связь с другими науками
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы
Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и
радиотелескопы. Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия..
Звездные карты, глобусы и атласы
Звездные карты, глобусы и атласы
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил.
Видимое движение звезд на различных географических широтах.
Кульминация светил.
Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.
Движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны.
Время и календарь.
Время и календарь.
Повторение материала по теме «Практические основы астрономии».
Контрольная работа № 1 по теме «Практические основы астрономии».
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и
сидерический (звездный) периоды обращения планет.
Законы Кеплера.
Законы Кеплера.
2
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
7
3.6
3.7
3.8
3.9
3.10
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
4.6
4.7
4.8
5.
5.1
5.2
6.
6.1
6.2
6.3
6.4
6.5
6.6
6.7
6.8
6.9
6.10
6.11
6.12
6.13
6.14
6.15
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.
Горизонтальный параллакс
Практическая работа с планом Солнечной системы. Движение небесных
тел под действием сил тяготения.
Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Контрольная работа № 2 по теме «Строение Солнечной системы».
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.
Земля и Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими
аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну.
Работа над проектом: «Определение высоты гор на Луне по способу
Галилея»
Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса.
Планеты-гиганты, их спутники и кольца.
Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы».
Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы,
метеороиды, метеоры, болиды и метеориты.
Контрольная работа № 3 по теме «Природа тел Солнечной системы».
Повторительно-обобщающие уроки.
Повторительно-обобщающие урок. Урок интересных сообщений.
Повторительно-обобщающие уроки. Урок интересных сообщений.
итого
11 класса
1
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник
его энергии.
Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на Землю.
Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».
Звезды — далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр — светимость».
Исследование по теме «Определение расстояния до удаленных объектов
на основе измерения параллакса»
Массы и размеры звезд
Массы и размеры звезд
Модели звезд.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы
17
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8
6.16
6.17
7.
7.1
7.2
7.3
7.4
7.5
7.6
7.7
7.8
7.9
Повторение материала по теме «Солнце и звезды».
Контрольная работа № 4 по теме «Солнце и звезды».
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура.
Два типа населения Галактики.
Межзвездная среда: газ и пыль
Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы.
Разнообразие мира галактик.
Квазары. Скопления и сверхскопления галактик.
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7.10
Основы современной космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла.
1
7.11
Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое
излучение.
Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.
1
Работа над проектом «Исследование ячеек Бенара».
Жизнь и разум во Вселенной
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для
развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные
органические соединения в космосе.
Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с
другими цивилизациями.
Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем
существовании.
итого
1
3
1
7.12
7.13
8.
8.1
8.2
8.3
1
1
1
33
9