Дополнительная общеразвивающая программа « Лыжные гонки»
направление физкультурно-спортивное, составитель Фоминых Е.А., педагог
дополнительного
образования
Муниципального
автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №
26 города Екатеринбурга (далее по тексту Учреждения), рассмотрена на
школьном методическом объединении учителей школы.
Кадровое
обеспечение
реализации
общеобразовательной программы:
дополнительной
Педагог: Фоминых Елизавета Анатольевна
Образование: 2011год.
университет.
Уральский
государственный
педагогический
Специальность: Педагог по физической культуре.
Стаж педагогической работы – 5лет; в данной должности 4 года лет
Курсы повышения квалификации: 2018 год. Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего образования « Уральский
федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
«Организация приёма нормативов ВФСК «ГТО» в образовательных
учреждениях»
Категория: первая.
Введение
Лыжные гонки - это циклический вид спорта, который входит в программу
олимпийских игр и программу физического воспитания учащихся
общеобразовательных учреждений.
В большинстве районов нашей страны, где зима продолжительная и снежная,
занятия лыжами гонками - один из самых доступных и массовых видов
физической культуры и спорта.
На учебных занятиях по лыжной подготовке в учебных заведениях, у учащихся
воспитываются необходимые физические качества – выносливость, ловкость,
быстрота, координация движений, а также морально – волевые качества смелость, настойчивость и выдержка.
Передвижение на лыжах в условиях равнинной и пересеченной местности с
преодолением подъемов и спусков различной крутизны вовлекает в работу
большие группы мышц и оказывает положительное воздействие на развитие и
укрепление функциональных систем организма и в первую очередь на
сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную.
Физическая нагрузка при занятиях на лыжах очень легко дозируется как по
объему, так и по интенсивности. Это позволяет рекомендовать лыжи как
средство физического воспитания для людей любого возраста, пола, состояния
здоровья и уровня физической подготовленности.
Пояснительная записка.
В настоящее время внимание государства направлено на развитие
дополнительного образования учащихся. В планах развития образования к
2020 году привлечь к занятиям физической культурой и спортом до 75%
учащихся. Согласно госпрограмме «Развитие образования» на 2013-2020 годы
мотивация учащихся к самостоятельным занятиям физической культурой и
спортом является первостепенной. Однако, высокие умственные и физические
нагрузки, компьютеризация, гиподинамия и гипокинезия, стрессовые условия
жизни негативно сказываются на состоянии здоровья школьников и
предъявляют повышенные требования к уровню физической подготовленности
школьников.
Основная цель системы физического воспитания заключается в создании
условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышение
физического потенциала учащихся, формирования здорового образа жизни,
мотивации к занятиям физической культурой и спортом (Государственная
программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмма 2,
основное мероприятие 2.6.).
Занятия различными видами спорта, в том числе и лыжными гонками,
решают проблему гиподинамии и гипокинезии детей.
Дополнительная общеразвивающая
« лыжные гонки» программа имеет
физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы –
ознакомительный.
Программа модифицированная, составлена на основе учебной программы
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 5–11 кл.» (В. И.
Лях, А. А. Зданевич:М.: Просвещение, 2014г.) и примерной программы для
системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы:
спортивно-оздоровительный,
начальной
подготовки,
учебнотренировочный) -Ю. Д. Железняк: М.: Советский спорт, 2005г., с учетом
учебного плана на учебный год и нормативных документов:
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 Г. №273-ФЗ (с изменениями от 21.07.2014 г.);
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. №761 «Национальная стратегия
действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской
Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (с изменениями и дополнениями); распоряжение правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. №11-1-р
«Государственная программа «Стратегия развития физической культуры и
спорта в РФ на период до 2020 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4
июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей"
Новизна
дополнительной
образовательной
программы
состоит
в
удовлетворении возрастной потребности в идентификации личности,
определении жизненных стратегий и обретении навыков их реализации;
сохранении и культивировании уникальности личности несовершеннолетних,
создании условий, благоприятных для развития спортивной индивидуальности
личности ребенка. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В
процессе тренировок и игр у занимающихся лыжными гонками,
совершенствуется функциональная деятельность, обеспечивается правильное
физическое развитие. Формируются такие положительные навыки и черты
характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива,
взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также
учитывать, что занятия лыжными гонками - благодатная почва для развития
двигательных качеств.
Актуальность образовательной программы состоит в том, что
традиционная система физического воспитания в общеобразовательных
организациях на современном этапе для обеспечения необходимого уровня
физического развития и подготовленности обучающихся требует увеличения
их двигательной активности, усиления образовательной направленности
учебных занятий по физической культуре и расширения вне учебной
физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению
опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает
ребятам в профессиональном самоопределении.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у лыжников
гонщиков:
личностная ориентация образования;
-
профильность;
-
практическая направленность;
-
мобильность;
реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
-
Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и
переживания им «ситуации успеха»;
способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых
интересов личности;
выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях
дополнительного образования.
-
Ведущими ценностными приоритетами программы являются:
-
демократизация учебно-воспитательного процесса;
-
формирование здорового образа жизни;
-
саморазвитие личности;
-
создание условий для педагогического творчества;
поиск, поддержка и развитие детской
посредством выбранного ими вида спорта
спортивной
одаренности
Цель
дополнительной
общеобразовательной
программы:
формирование разносторонне гармонически физически развитой личности,
готовой к активной творческой самореализации в пространстве
общечеловеческой культуры; укрепления и сохранения собственного здоровья,
воспитания потребности для занятия спортом.
Задачи дополнительной образовательной программы:
-
Обучающие:
формирование представлений о виде спорта – лыжные гонки, их
возникновении, развитии и правилах соревнований;
формирование знаний о закаливающих процедурах и укреплении
здоровья;
-
формирование начальных сведений о самоконтроле;
овладение воспитанниками спортивной техникой и тактикой лыжных
гонок;
приобретение практических навыков и теоретических знаний в области
лыжных гонок, а также соблюдение общей и частной гигиены и осуществление
самоконтроля.
-
Развивающие:
развитие всесторонней физической подготовки с преимущественным
развитием быстроты, ловкости и координации движений;
-
развитие волевых качеств - смелости, решительности, самообладания;
-
развитие лидерских качеств, инициативы и социальной активности;
-
развитие морально-волевых качеств.
-
Воспитательные:
воспитание у юных спортсменов чувства ответственности за свои
действия перед коллективом;
-
воспитание взаимопомощи и трудолюбия;
-
воспитание коммуникативных качеств;
-
воспитание элементарных навыков судейства;
-
воспитание умения заниматься самостоятельно.
Отличительная
особенность
дополнительной
образовательной
программы заключается в том, что основой подготовки занимающихся в
секции является не только технико-тактическая подготовка юных лыжников
гонщиков, но и общефизическая подготовка, направленная на более высокий
показатель физического развития школьников. Расширяется кругозор и
интерес занимающихся к данному виду спорта. Физические нагрузки
распределяются с учётом возрастных особенностей учащихся.
Сроки реализации программы: один год.
Программа рассчитана: для обучающихся с 9 до 15 лет, количество
человек в группе 15-20 человек, к занятиям допускаются обучающиеся
независимо от их одаренности, способностей, уровня физического развития и
подготовленности по заявлению родителей на согласие заниматься лыжными
гонками и медицинского заключения о состоянии здоровья учащихся.
Ожидаемые результаты.
Следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять
своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам,
находить с ними общий язык и общие интересы; формирование чувства
гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального
российского «общества»; формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
В результате занятий «Лыжные гонки»» обучающиеся будут знать:
историю возникновения и развития лыжного спорта; способы закаливания
организма; основы и приемы развития физических качеств; способы
подготовки инвентаря к занятиям; способы передвижений на лыжах. В
результате занятий «Лыжные гонки» обучающиеся получат возможность
научиться: составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической
гимнастики; проводить комплексы ОРУ, комплексы на развитие физических
качеств самостоятельно; измерять ЧСС, определять режим нагрузки,
направленность воздействия освоенных физических упражнений, готовить
инвентарь к занятиям; регулировать величину нагрузки во время занятий
(выбирать оптимальные параметры продолжительности нагрузки и отдыха);
проводить рекреативные формы занятий по лыжной подготовке; Формы
определения результативности освоения программы (Контроль проводится в
форме сдачи нормативов (последняя неделя декабря, мая), соревнований.))
Формы и режим занятий:
Групповая работа
Круговая работа
Индивидуальная работа
Лекция (теория)
Самостоятельная работа
Режим занятий:
Занятия проводятся на пришкольной спортивной площадке и в
спортивном зале. Продолжительность занятий в секции - 3 раза в неделю по 2
часа, 238 часов в год. Весь учебный материал программы распределён в
соответствии с возрастным принципом комплектования групп секции по
лыжным гонкам и рассчитан на последовательное и постепенное расширение
теоретических знаний, практических умений и навыков.
Методы и формы проведения занятий.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в
принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо
строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой
опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической,
общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочном по 3
занятия в неделю.
Специальные знания проверяются систематически при помощи контрольных
бесед во время практических тренировочных занятий, для чего выделяется
время (5-10 мин), также выделяют и отдельные занятия-семинары по
судейству, где подробно разбирается содержание правил соревнований по
лыжным гонкам.
Для повышения интереса учащихся к занятиям «лыжные гонки» и более
успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных
задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения
этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления
об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение,
рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа
упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают
создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- метод упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает
многократные повторения движений.
Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у
учащихся образовались некоторые навыки передвижения на лыжах.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на
специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с
учетом технических и физических способностей занимающихся.
Учебно - тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество часов
Всего
Форма
аттестации
1
Физическая культура и спорт в РФ
1
Теоретические
занятия
1
2
Краткий обзор развития лыжного
спорта в РФ
Гигиена спортсмена
1
1
-
Беседа
3
3
-
Беседа
Правила проведения и
организация соревнований по
лыжным гонкам
Лыжный инвентарь. Лыжные
мази и смазка лыж
2
2
-
Беседа
5
2
3
Беседа
+наблюден
ие
6
Общая и специальная
физическая подготовка
123
2
121
Наблюдени
е
7
Общие основы техники и
тактики лыжника-гонщика
99
3
96
Наблюдени
е
8
Соревнования
9
Выполнение контрольных
упражнений
3
4
5
Беседа
Согласно календарному плану спортивных Соревнован
мероприятий
ия
4
238
ИТОГО
Практически
е занятия
-
4
14
224
Сдача
нормативов
Календарно-учебный график. Время и место проведения занятий в
соответствии с расписанием утверждённым директором.
№ п/
п,
дата
1
17.09.2
019
Тема
Кол-во
часов
Вводное занятие. Инструктаж по
технике безопасности. Режим дня
спортсмена.
2
Форма занятий
Индивидуаль
ная, лекция.
Форма контроля
Предварительный.
Кроссовая подготовка, ОФП
2
3
19.09.
2019
20.09.
2019
Общая
физическая
подготовка. ОФП
2
Кросс + шаговая имитация в подьем.
2
Групповая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Групповая,
индивидуальн
ая.
Круговая,
индивидуальн
ая.
Круговая,
индивидуальн
ая.
Круговая,
индивидуальн
ая.
Игра «Пионербол»
4
24.09. Игровая (футбол, баскетбол)
2019 ОРУ
2
5
26.09. Кросс + шаговая имитация в
2019 подьём. ОРУ на растяжение.
2
6
27.09. Кросс + ОФП
2019 выносливость) ОРУ
(силовая
2
7
01.10. Кросс 2 км, ОРУ, СФП
2019 (имитация
лыжных
ходов, выполнение
комбинации упражнений на
силу, подтягивания в висе)
03.10. Оказание первой помощи при
2019 травмах.
2
8
9
10
11
12
13
04.10.
2019
08.10.
2019
10.10.
2019
11.10.
2019
15.10. Гигиена. Самоконтроль на
2019 тренировке.
Контрольные нормативы ОФП
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
2
Лекция,
Самоконтроль
индивидуальн
ая, групповая.
2
Индивидуаль
ная.
Самостоятель
ная работа.
Групповая.
Кросс 1 км, Имитация
лыжных ходов
Игровая
тр-ка
Футбол,
Пионербол, «Лапта». ОРУ на
растяжение и расслабление.
Кросс + шаговая имитация,
ОФП
Беговые соревнования - 1 , 2
км.
Анализ соревнований, игровая
Футбол, ОРУ.
Кросс с ходьбой 1,5 км.
Прыжковая имитация, ОРУ на
растяжение
Круговая
2
2
2
2
Текущий
Итоговый
Текущий
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Лекция,
Итоговый
самостоятель
ная работа.
14
17.10. Кросс 1000м., ОФП - силовая,
2019 ОРУ на растяжение.
2
15
1
км,
силовая
18.10. Кросс
2019 тренировка в тренажёрном
зале, работа на снарядах
22.10. Игроваятр-ка «Футбол», упр.
2019 на силу.
24.10. Кросс 1 км, СФП, упр. на
2019 растяжение.
2
25.10. Кросс 1 км, Специальная
2019 физическая
подготовка. Краткая
характеристика
техники
лыжных
ходов,
ОФП,
круговая тренировка
29.10. Игровая
«Пионербол»,
Бег (1500
2019 «Футбол»
м). Спортивная игра «Лапта».
ОРУ. Специальные беговые
упражнения
31.10. Т/Б правила обращения с
2019 лыжами и лыжными палками
на
занятии.
Свободное
катание на лыжах. Свободный
ход
01.11. Коньковый
ход.ОРУ
на
2019 растяжение, расслабление.
2
05.11. Поведение на улице во время
2019 движения к месту занятия и на
тренировочном
занятии. Построение
в
шеренгу с лыжами на руках,
выполнение
команд
«Равняйсь», «Смирно», «По
порядку
рассчитайсь»,
«Вольно». Переноска лыж
способом под руку, надевание
лыж. Поворот на месте
переступанием вокруг пяток
лыж.передвижение
ступающим
шагом.
Коньковый ход. 2км
07.11. Игра
«Кто
быстрее».
2019 Коньковый ход .Дистанция
2км. ОРУ на растяжение.
08.11. Коньковый ход 2-4 км. Работа
2019 без палок – скользящий шаг.
ОФП. Упр. на растяжение.
12.11. Особенности
одежды
2019 лыжника
при
различных
2
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
2
2
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Групповая.
Текущий
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Групповая.
Текущий
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Групповая.
Текущий
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
26
27
28
погодных
условиях.
Одновременный
одношажный ход. Дистанция
3км. Равномерно.
14.11. Свободное
прохождение
2019 дистанции 2 -4 км. Коньковым
ходом
.ОФП.
ОРУ
на
растяжение
15.11. Техническая
тр-ка.
2019 Передвижение по учебной
лыжне попеременным 2-ух ш.
ходом. Игры на горке:
«Смелее с горки», «Не задень
флажок» Дистанция 2 - 5 км.
ОРУ на расслабление.
19.11. История развития лыжного спорта.
2019 Российские лыжники на
ая.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая, групповая.
2
Лекция,
Самоконтроль
индивидуальн
ая.
тр-ка.
21.11. Скоростно-силовая
2019 Передвижение попеременным
2-ух ш. ходом по учебной
лыжне 2 км. ОРУ.
22.11. Техническая тр-ка. П2Х без
2019 палок, ОФП
26.11. Подготовка к соревнованиям.
дистанции.
2019 Просмотр
Подготовка
инвентаря.
Беседа
28.11. Анализ
соревнований.
2019 Техническая тр-ка, П2Х
классические
29.11. Основные
2019 способы
передвижения на равнине,
пологих и крутых подъемах,
спусках. Дистанция 6 км.
Работа на технику.
03.12. Попеременно-двухшажный
2019 ход. Беседа.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Текущий
Лекция,
Итоговый
05.12.
2019
06.12.
2019
Работа на выносливость 1 час.
ОРУ на растяжение. ОФП
2
Индивидуальный выбор лыжного
снаряжения.
2
Олимпийских играх.
Силовая тр-ка, , ОРУ на гибкость.
29
30
31
32
33
34
35
36
2
2
Текущий
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Индивидуаль Текущий
ная.
Индивидуаль Текущий
ная.
Передвижение попеременным 2-ух
ш. ходом по учебной лыжне с
плавным переходом на спуск: спуск
в осн. стойке Дистанция до 8 км.
Работа на выносливость
37
тр-ка.
10.12. Силовая
2019 одновременными
Работа
ходами.
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
38
39
Заминка 2-3 км. ОРУ
12.12. Силовая
тр-ка.
Работа
2019 одновременными
ходами.
Заминка 2-3 км. ОРУ
13.12.
общей
схеме
2019 Обучение
2
2
передвижений
классическими
лыжными
ходами. Работа
на
выносливость. 9 - 6 км ОРУ на
растяжение.
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
17.12. СФП. Скользящий шаг без
2019 палок, работа на технику.
П2Х. Упр. на растяжение.
ОФП
19.12. Российские лыжники на О.И.
2019 Одновременные ходы, работа
на технику. Дистанция 3 км.
ОРУ
20.12. Просмотр
трассы.
2019 Совершенствование основных
элементов
техники
классических лыжных ходов.
Подготовка к соревнованиям.
Беседа. Правила соревнований
по лыжным гонкам.
24.12. Соревнования
«Стартуют
2019 ВСЕ» ОРУ
26.12. Анализ
соревнований.
2019 Совершенствование основных
элементов
техники
классических лыжных ходов.
Дистанция 3-5км. ОРУ
27.12. Значение правильной техники
2019 для
достижения
высоких
спортивных
результатов. СФП.
Техническая
горнолыжная
подготовка. ОРУ
28.12. Контрольная тренировка по
2019 сдаче нормативов ОФП.
09.01. Циклические
упражнения,
2020 направленные на развитие
выносливости. Отработка
классических ходов на кругу.
ОРУ на растяжение.
10.01. Контроль
за
2020 подготовленностью
на
выносливость обучающихся,
передвижение классическими
лыжными ходами дистанция 6
-8 км. ОРУ на растяжение
14.01. Контроль
за
2020 подготовленностью
на
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая
2
Соревнования Итоговый
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая
2
Лекция,
Текущий
индивидуальн
ая
2
Сдача
Итоговый
нормативов.
Круговая,
Текущий
индивидуальн
ая.
2
2
Самостоятель
ная.
Текущий
2
Самостоятель
ная.
Текущий
50
51
52
53
выносливость обучающихся,
передвижение классическими
лыжными ходами дистанция 6
-8 км. ОРУ на растяжение
16.01. Техническая
тр-ка.
2020 Передвижение попеременным
2-ух ш. ходом по учебной
лыжне с плавным переходом
на спуск: спуск в низкой
стойке. Дистанция 5-6 км.
ОРУ на растяжение.
17.01. Свободное
катание
на
2020 выносливость до 6-9 км. ОРУ
на расслабление.
21.01. Прохождение дистанции до 5 2020 8 км. Работа на выносливость
равномерно,
следим
за
пульсом.
23.01. Индивидуальный выбор лыжного
2020 снаряжения.
2
Индивидуаль
ная, круговая.
Текущий
2
Индивидуаль
ная
Текущий
2
Индивидуаль
ная
Текущий
2
Индивидуаль
ная
Текущий
2
Соревнования
Итоговый
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Соревнования
.
Итоговый
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Соревнования
.
Круговая.
Текущий
2
Индивидуаль
ная.
Текущий.
2
Соревнования
.
Индивидуаль
ная.
Итоговый
Индивидуаль
ная.
Текущий
Равномерно 5-8 км. Подготовка к
соревнованиям. Беседа.
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
24.01.
2020
28.01.
2020
Соревнования Коньковый ход
2 км
Анализ
соревнований.
Просмотр трассы 1 км.
Подготовка к соревнованиям
30.01. Районные
соревнования
2020 «Рождественская гонка» 1-2
км
31.01. Анализ
соревнований.
2020 Равномерно 6-8 км ОРУ на
расслабление.
Основы
техники
и
тактики
передвижения на лыжах.
04.02. «Рождественские забавы»
2020
06.02. Равномерно 3-5 км. Круговая
2020 тренировка
07.02. Коньковый ход. Отработка
2020 одновременных ходов. ОФП.
ОРУ на растяжение
08.02. «Лыжня-России»
2020
11.02. Техника совершенствования
2020 основных элементов техники
коньковых лыжных ходов,
передвижение
коньковым
лыжным ходам. Дистанция 4 5км. ОРУ на расслабление.
13.02. СФП.
Совершенствование
2020 основных элементов техники
2
2
2
Текущий
Текущий
коньковых
ходов
в
облегченных условиях по
уклон. Дистанция 5-6 км.
ОРУ.
Лыжный инвентарь, мази и
парафины.
Равномерное
передвижение П2Х – 5-7 км.
ОРУ.
Техническая горнолыжная трка. Торможение «плугом».
Игры на лыжах. Дистанция 5 4км
Техническая тр-ка, отработка
одновременных
ходов.
Прохождение дистанции до
5км. ОФП.
Работа
на
выносливость.
Дистанция 5 -8 км. ОРУ на
растяжение.
64
14.02.
2020
65
18.02.
2020
66
20.02.
2020
67
21.02.
2020
68
25.02. Правила соревнований по лыжным
2020 гонкам.
2
Лекция,
индивидуальн
ая
Текущий
2
Групповая.
Текущий
2
Групповая.
Текущий
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Лекция,
индивидуальн
ая
Самоконтроль
2
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Текущий
Итоговый
2
Соревнования
.
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Соревнования
.
Круговая.
2
Круговая.
Текущий.
2
Индивидуаль
Текущий
Горнолыжная подготовка, отработка
спусков и поворотов. ОРУ на
расслабление.
69
70
71
72
73
74
75
76
27.02.
2020
28.02.
2020
03.03.
2020
04.05.
2020
05.03.
2020
06.03.
2020
10.03.
2020
12.03.
2020
75
13.03.
2020
76
17.03.
Техническая
тр-ка,
П2Х.
Дистанция 4 -5км.
Техническая
тр-ка,
П2Х.
Дистанция 4 -5км.
Коньковый
ход
равномернаятр-ка.
Комплексы общеразвивающих
упражнений, направленные на
развитие
гибкости,
координационных
способностей,
силовой
выносливости. Дистанция 6-8
км
Соревнования классический
ход 2-3 км.
Техническая
подготовка. Дистанция -5км.
Просмотр дистанции 3-5 км.
Подготовка к соревнованиям.
«Лыжня России» Дистанция
3 -2-1км.
Контроль за передвижением
классическими
лыжными
ходами. Дистанция 5-8 км.
Техническая
тренировка.
Отработка подъемов, с хода на
ход, равномерно 5 км. ОРУ.
Переход с одновременных
2
2
2
2
2
2
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый.
Текущий
2020
77
ходов
на
попеременные. Совершенство
вание основных элементов
техники
классических
лыжных ходов в облегченных
условиях.Дистанция 4км.
ная.
19.03.
2020 Горнолыжная подготовка Игры «Кто
2
Индивидуаль
ная,
групповая.
Текущий
20.03.
2020
24.03.
2020
26.03.
2020
Работа на выносливость 5-9
км. ОРУ на растяжение
Горнолыжная
подготовка,
отработка спусков.
2
Текущий
Равномерно. Классический ход.
2
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная, круговая.
27.03.
2020
02.04.
2020
Классический ход, работа в
подьём на коротких участках.
Горнолыжная
подготовка.
Обучение технике спуска со
склонов в высокой, средней и
низкой
Классический ход ООХ, ОБХ,
работа на технику. Значение и
способы закаливания
Тактическая и техническая
подготовка на лыжной трассе
6-8 км. ОРУ
Подготовка к соревнованиям.
Просмотр трассы 3-5 км.
Подготовка лыж. Беседа.
Анализ
соревнований.
Равномерно до 8 км. Упр. на
растяжение
обгонит», «Через кочки и пенечки».
ОФП
78
79
80
81
82
2
Дистанция 6-9 км. Упр. на
растяжение.
83
03.04.
2020
84
07.04.
2020
85
09.04.
2020
86
10.04.
2020
87
14.04. Контрольная тренировка коньковый
2020 ход 5-3 км.
2
2
2
2
2
2
2
Текущий
Текущий
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная.
Текущий
Лекция,
индивидуальн
ая
Лекция,
индивидуальн
ая
Индивидуаль
ная.
Текущий
Лекция,
индивидуальн
ая
Соревнования
.
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый.
Анализ результатов.
88
89
90
91
92
16.04.
2020
17.04.
2020
Районные соревнования по
бегу.
Анализ соревнований, разбор
техники и тактики. Бег до 5км.
2
Соревнования
.
Лекция,
индивидуальн
ая
Индивидуаль
ная.
Итоговый
21.04. Тактическая подготовка на
2020 трассе 5 км. Подготовка к
соревнованиям.
23.04. Соревнования по бегу. 1,2, 3,5
2020 км
24.04. Анализ соревнований. Работа
2
2
Соревнования
Итоговый.
2
Лекция,
Текущий
2
Текущий
Текущий.
2020
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
на
технику.
ОРУ
на
растяжение.
28.04. Бег. Работа на технику на
2020 кругу. ОФП.
30.04. Бег - 8км. ОРУ на растяжение.
2020
05.05. Бег 6 - 8км. ОРУ на
2020 растяжение.
07.05. Контрольная тренировка по
2020 бегу. Анализ результатов.
08.05. Работа на выносливость. ОФП
2020
12.05. Повторные ускорения. ОФП
2020
14.05. Работа на технику конькового
2020 хода.
15.05. Имитация конькового хода 6
2020 км. Круговая тренировка. ОРУ
на расслабление.
19.05. Оценка уровня знаний по
2020 теории
лыжного
спорта.
Эстафеты .
21.05. Бег 6 км. Работа на технику на
2020 кругу. ОРУ на растяжение.
22.05.
2020
26.05.
2020
28.05.
2020
ОФП, бег 20 мин. силоваятрка.
Игровая
тр-ка.
«Лапта»,
«Футбол» ОФП.
Кросс 1 км. Круговая тр-ка.
Имитация
лыжных
ходов. ОРУ на расслабление.
29.05. Сдача норм ОФП.
2020
02.06. Кроссовая подготовка 2 км
2020 «Футбол» ОРУ.
04.06. Кросс
1
км.
Имитация
2020 лыжных ходов. Коньковый
ход. Схема движения. Стойка.
Работа рук. Работа ног. ОРУ
на растяжение.
05.0 Кроссовая подготовка 2 км
6.20 «Футбол» ОРУ.
20
09.0 Кросс
1
км.
Имитация
6.20 лыжных ходов. Коньковый
20 ход. Схема движения. Стойка.
Работа рук. Работа ног. ОРУ
на растяжение.
Беседа: Летний двигательный
11.0
режим летом. Кросс 3 км.
6.20
«Пионербол», «Футбол»
20
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
индивидуальн
ая
Круговая.
Индивидуаль
ная.
Индивидуаль
ная
Соревнования
Текущий
Текущий
Текущий
Итоговый
Индивидуаль
ная
Круговая
Текущий
Индивидуаль
ная
Индивидуаль
ная, круговая.
Текущий
Лекция,
индивидуальн
ая, групповая
Индивидуаль
ная,
групповая
Индивидуаль
ная.
Групповая.
Итоговый
Текущий
Текущий
Текущий
Самоконтроль
Текущий
2
Индивидуаль
ная, круговая.
Текущий
2
Сдача
нормативов.
Индивидуаль
ная,
групповая.
Индивидуаль
ная.
Итоговый.
2
Групповая.
Текущий
2
Групповая.
Текущий
2
Лекция,
индивидуаль
ная,
Текущий
2
2
Текущий
Итоговый
112
113
114
115
116
117
118
119
групповая.
Индивидуаль
ная,
групповая.
Индивидуаль
ная,
групповая.
Улица,зал
Индивидуаль
ная,
групповая.
Круговая.
12.0
6.20
20
16.0
6.20
20
18.06.
2020
Кросс 3 км. «Пионербол»,
«Футбол»
2
Кросс 3 км. «Пионербол»,
«Футбол»
2
Кросс 3 км. «Пионербол»,
«Футбол»
2
19.0
6.20
20
23.0
6.20
20
25.0
6.20
20
26.0
6.20
20
30.0
6.20
20
Повторные ускорения. ОФП.
2
Длительная тренировка. ОФП.
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Индивидуаль
ная.
Текущий
2
Групповая.
Текущий
Силовая тренировка.
Имитация
в
конькового хода.
Игровой день.
подъём
Текущий
Текущий
Текущий
Текущий
1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и
лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.
Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера.
Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в
России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.
Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования
юных лыжников.
2. Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный
инвентарь, мази, одежда и обувь.
Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебнотренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на
занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их
хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.
Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и
соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных
условиях.
3. Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль
спортсмена.
Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви
лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального
режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра.
Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную,
дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение
и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и
субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.
4. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным
гонкам.
Значение правильной техники для достижения высоких спортивных
результатов. Основные классические способы передвижения на равнине,
пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг,
повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным
двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении
общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.
Отличительные особенности конькового и классического способов
передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в
подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового
городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.
Практические знания
1.Общая физическая подготовка.
В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления
группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные
и спортивные игры.
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая – для
мышц рук и плечевого пояса, вторая – для мышц туловища и шеи; третья – для
мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи,
гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на
гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина,
канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку
(веревочку).
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных
положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и
назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные
комбинации.
Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и
метаниях.
Бег: 20, 30, 60м, повторный бег – два-три отрезка по 20-30м и по 40м, три
отрезка по 50-60м Бег с низкого старта 60м 100м Эстафетный бег с этапами до
40м, до 50-60м Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями
(учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от
4 до 10). Бег или кросс 500-100м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места;
тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на
дальность; метание гранаты с места с разбега; толкание ядра весом 3кг 4кг5кг.
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные – от 3 до 5
видов.
Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и
др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные
тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и
нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод»,
«Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему»,
«Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай
смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с
прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за
мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для
овладения
навыками
быстрых
ответных
действий.
По
сигналу
(преимущественно зрительному) бег на 5,10, 15м из исходных положений:
стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа
лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии;
то же, но перемещение приставными шагами.
2. Специальная физическая подготовка.
Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности,
имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно
направленные на увеличение аэробной производительности организма и
развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы
специальных упражнений на лыжах для развития силовой выносливости мышц
ног и плечевого пояса.
3.Техническая подготовка.
Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами.
Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на
овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия
при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при
передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных
элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.
Обучение технике спуска со склонов ввысокой, средней и низкой стойках.
Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим,
скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором»,
«поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в
движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.
4. Контрольные упражнения и соревнования.
Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей
выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6
соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по
лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.
Техническая подготовка.
Передвижение на лыжах основными способами, подъемы, спуски, повороты,
торможения. Прогулки и прохождение дистанции от 2 до 10 км на время.
Упражнения для развития быстроты. Упражнения для развития стартовой
скорости. Эстафеты с элементами старта. Стартовые рывки к мячу с
последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение
мячом. Упражнения для развития дистанционной скорости. Ускорения под
уклон 3-5°. Бег змейкой между расставленными в различном положении
стойками. Эстафетный бег. Обводка препятствии, (на скорость). Переменный
бег на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м
медленно и т.д.)
Материально-техническое обеспечение:
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал и
стадион школы.
Спортивное оборудование и инвентарь:
лыжные палки – 20пар;
лыжи - 20пар;
лыжные ботинки- 20пар;
маты гимнастические;
скакалки-15 штук;
форма спортивная (майки, шорты, гетры, обувь, штаны, куртка зимняя,
шапка,перчатки);
мячи волейбольные, баскетбольные, футбольный мяч;
гири, гантели.
Дидактическое обеспечение образовательного процесса:
• компьютер персональный;
• интерактивная доска с проектором.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года: Всероссийские
соревнования « Лыжня России».
Методическое обеспечение программы.
Список рекомендуемой литературы для педагога:
1. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного
процесса. – М.: Физкультура и спорт, 2000.
2. Кубеев А.В., Манжосов В.Н., Баталов А.Г. Исследование информативности
показателей при оценке и нормировании интенсивности тренировочных
нагрузок (Методическая разработка для студентов ГЦОЛИФК). – М., 2000.
3. Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура и спорт,
1999.
4. Мартынов В.С. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. …
докт. пед. наук. – СПб., 2002
5. Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной
подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3, 2000.
6. Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. – М.: Физкультура
и спорт, 2002.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:
1. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов.- Смоленск: СГИФК, 2001.
2. Манжосов В.Н., Огольцов И.Г., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. – М.: Высшая
школа, 2000.
3. Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 2000.
4. Мищенко В.С. Функциональные возможности спортсменов. – Киев:
Здоровья, 2006.
5. Поварницин Л.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура
и спорт, 2002
6. Раменскам Т.Н. Техническая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и
спорт, 2004.
Аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Лыжные гонки» составлена
для детей 9-15 лет, на основе учебной программы «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 5–11 кл.» (В. И. Лях, А. А. Зданевич:М.:
Просвещение, 2014г.) и примерной программы для системы дополнительного
образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных
детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивнооздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) -Ю. Д.
Железняк: М.: Советский спорт, 2005г., с учетом учебного плана на учебный
год.
Данная программа усиливает вариативную составляющую общего
образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми в
базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом
самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена целым
рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у лыжников гонщиков:
-личностная ориентация образования;
-профильность;
-практическая направленность;
-мобильность;
-реализация воспитательной функции обучения через активизацию
деятельности обучающихся.
-Программа призвана осуществлять 3 исключительно важные функции:
-создавать эмоционально значимую среду для развития ребёнка и переживания
им «ситуации успеха»;
-способствовать осознанию и дифференциации личностно-значимых интересов
личности;
-выполнять защитную функцию по отношению к личности, компенсируя
ограниченные возможности индивидуального развития детей в условиях
общеобразовательной школы реализацией личностного потенциала в условиях
дополнительного образования.
Цель дополнительной общеобразовательной программы: формирование
разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой к активной
творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры;
укрепления и сохранения собственного здоровья, воспитания потребности для
занятия спортом.
В результате занятий «Лыжные гонки»» обучающиеся должны:
Знать: историю возникновения и развития лыжного спорта; способы
закаливания организма; основы и приемы развития физических качеств;
способы подготовки инвентаря к занятиям; способы передвижений на лыжах.
Уметь: составлять и выполнять комплексы утренней гигиенической
гимнастики; проводить комплексы ОРУ, комплексы на развитие физических
качеств самостоятельно; измерять ЧСС, определять режим нагрузки,
направленность воздействия освоенных физических упражнений, готовить
инвентарь к занятиям; регулировать величину нагрузки во время занятий
(выбирать оптимальные параметры продолжительности нагрузки и отдыха);
проводить рекреативные формы занятий по лыжной подготовке; Формы
определения результативности освоения программы
Владеть: системой практических умений и методических навыков,
обеспечивающих
сохранение
и
укрепление
здоровья,
физическое
самосовершенствование.
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)