I. Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое
распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям
баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу
существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового
баскетбола в обычных общеобразовательных школах, так как именно в этой
среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны.
Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным
средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и
психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы
двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия
баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие
во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей
между ними, способствует проявлению наследственных возможностей
нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать
приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка
стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка
ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на
начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально
подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности
для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных,
силовых и временных параметров движений, способность к согласованию
движений в целостные комбинации.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана
на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа
вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание
учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями
учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса
(спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), видами
учебного учреждения , регионально-климатическими условиями проживания
школьников.
Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в
баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно
важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и
подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для
физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно
для развития познавательных интересов, выработки воли и характера,
формирования умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие
образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого
отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания
обучающихся. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи,
средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания
обучающихся в комплексе.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для
творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого
обучающегося посредством игры в баскетбол.
Задачи программы:
способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья
воспитанника;
развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
прививать жизненно важные гигиенические навыки;
содействовать развитию
познавательных интересов, творческой
активности и инициативы;
стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих
формирование личности ребенка;
помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную
подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных
результатов.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с
задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим
задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача
обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам
подобрать упражнения и игры, которые бы помогали обучающимся овладеть
техническими приёмами и выполнять их на большой скорости.
Возраст обучающихся – 11-15лет. Наполняемость групп – 10-15
человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и
групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной
группе, предполагающей разную степень интеллектуальной и физической
подготовки учеников.
Продолжительность программы: программа по баскетболу
предназначена для обучающихся, имеющих медицинские показания, и
рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в групповой форме,
продолжительностью 2 академических часа с перерывами. Содержание
данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю
2
( 102 часа согласно годовому календарному учебному графику МАОУ СОШ
№ 26 г.Екатеринбурга).
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности
обучающихся:
Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного
материала всей группе обучающихся);
Индивидуальная
(индивидуальная
форма
предполагает
самостоятельную работу обучающихся);
Групповая (в ходе групповой работы обучающимся предоставляется
возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе
принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
В процессе обучения используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового
материала);
репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый,
самостоятельно изучает с помощью технических средств
учебный
материал);
соревновательный (использование упражнений в соревновательной
форме);
игровой (использование упражнений в игровой форме).
Планируемые результаты:
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести
следующие знания, умения и навыки.
Знать:
знать историческое развитие физической культуры в России, особенности
развития избранного вида спорта;
правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
контролировать и регулировать функциональное состояние организма
при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
эффекта и совершенствования физических кондиции;
3
соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях;
пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Владеть:
- системой практических умений и методических навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, физическое самосовершенствование.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения
отдельных тем или разделов программы.
текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания
по данной теме;
итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения
уровня овладения навыками и умениями, автор программы предлагает
следующие формы: собеседование, защита реферата, тестирование и
соревнования.
II. Учебный план
№
п/п
Количество часов
Название раздела,
темы
всего
Теоретические занятия
1. Правила безопасности
на занятиях.
2. Основные правила игры
в баскетбол.
3. Гигиенические основы
занятия
физическими
упражнениями.
4. Что
такое
физкультурноспортивная этика?
5. Общее
и
индивидуальное
развитие.
6. Значение
физических
упражнений
для
развития организма.
7. Стресс. Влияние стресса
на состояние здоровья.
Фомы
аттестации/
контроля
теория практика
9 ч.
1 ч.
вводный
1 ч.
вводный
1 ч.
вводный
1ч
вводный
1 ч.
вводный
1 ч.
вводный
1 ч.
вводный
4
8.
9.
Цели
физического
воспитания.
Влияние
игровой
деятельности
на
формирование
коммуникативных
качеств личности.
Практические занятия
Физическая подготовка
а) Упражнения
для
развития силы;
б) Упражнения
для
развития быстроты;
в) Упражнения
для
развития прыгучести;
г) Упражнения на развитие
координации;
д) Упражнения
для
развития выносливости;
Техника игры в баскетбол
а) Перемещения
баскетболиста;
б) Техника
владения
мячом:
- ловля мяча;
- передача мяча;
- броски в корзину;
- ведение мяча;
- финты;
- техника овладения
мячом.
Тактика игры в баскетбол
а) Игра в нападении:
индивидуальные
действия;
- групповые действия;
- командные действия.
б) Игра в защите:
индивидуальные
действия;
- групповые действия;
- командные действия.
1 ч.
вводный
1 ч.
вводный
93 ч.
28 ч.
3 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
10 ч.
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
25 ч.
1
текущий
4
4
4
4
4
4
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
40 ч.
8 ч.
текущий
10 ч.
10 ч.
текущий
текущий
4 ч.
текущий
4 ч.
4 ч.
текущий
текущий
5
ИТОГО: 102 часа
9
часов
93 часа
III. Содержание учебного плана (102 часа)
Общая физическая подготовка.
Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения
высоких спортивных результатов в баскетболе, является уровень развития
физических качеств.
Общая физическая подготовка баскетболиста является базой для
многолетнего спортивного совершенствования.
Упражнения специальной физической подготовки благодаря
сопряженному воздействию способствуют развитию координации, быстроты,
скоростно-силовых качеств, ловкости и ориентировки, создавая тем самым
предпосылки усвоения и совершенствования техники и тактики игры.
Раздел 1.
Теоретические занятия (9 часов)
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий
расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических
требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его
культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и
индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Стресс.
Влияние стресса на состояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы
занятия физическими упражнениями. Влияние игровой деятельности на
формирование коммуникативных качеств личности.
Раздел 2.
Практические занятия (93 часа)
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые
команды и другие необходимые двигательные действия, которые
способствуют формированию общей культуры движений, развивают
определенные двигательные качества.
Общеразвивающие упражнения (28 часа)
Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально
воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса
собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.);
прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением;
подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление
комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой
направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе;
«челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с
6
максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных
положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой
интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной
интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на
развитие координации.
Спортивные игры (баскетбол) (65 часов)
В разделе «Специальная подготовка представлен материал по
баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и
тактическим приемам.
Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной
стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком
после ускорения; остановка в шаге.
Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой,
по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и
передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и
встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с
шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя
руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение
«штрафного» броска.
Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении
(быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча,
вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным
правилам, баскетбол по правилам.
III. Календарно – учебный график
№
Месяц
Число
Время
проведения
занятий
Форма занятий
Количес
тво
часов
Темы занятий
Место
проведен
ия
Форма
контроля
Правила
безопасности на
занятиях;
Основные правила
игры в баскетбол.
Гигиенические
основы
занятия
физическими
упражнениями.
Что
такое
физкультурноспортиная этика?
Общее
и
индивидуальное
развитие.
Значение
физических
упражнений для
спортзал
вводный
спортзал
вводный
спортзал
вводный
спортзал
вводный
спортзал
вводный
спортзал
вводный
Теоретические занятия – 9 часов
1
сентябрь
03.09.
17.00-19.00
Беседа
1
2
сентябрь
04.09
17.00-19.00
лекция
1
3
сентябрь
05.09
17.00-19.00
Беседа
1
4
сентябрь
10.09
17.00-19.00
Лекция
1
5
сентябрь
11.09
17.00-19.00
Беседа
1
6
сентябрь
12.09
17.00-19.00
Презентация
1
7
7
сентябрь
17.09
17.00-19.00
Презентация
1
8
сентябрь
18.09
17.00-19.00
Лекция
1
9
сентябрь
19.09
17.00-19.00
Беседа
1
1012
1317
Практические занятия – 93 часа
Физическая подготовка – 28 часов
сентябрь
24.09
17.00-19.00
Фронтальная
25.09
работа
26.09
октябрь
01.10
17.00-19.00
Фронтальная
02.10
работа
03.10
08.10
09.10
1822
октябрь
2327
октябрь
ноябрь
2837
ноябрь
декабрь
38
декабрь
3942
декабрь
4346
декабрь
4750
декабрь
10.10
17.00-19.00
Фронтальная
15.10
работа
16.10
17.10
22.10
23.10
17.00-19.00
Фронтальная
24.10
работа
05.11
06.11
07.11
12.11
17.00-19.00
Фронтальная
13.11
работа
14.11
19.11
20.11
21.11
26.11
27.11
28.11
03.12
Техника игры в баскетбол – 25 часов
04.12
17.00-19.00
Фронтальная
работа
05.12
17.00-19.00
Фронтальная
10.12
работа
11.12
12.12
17.12
17.00-19.00
Фронтальная
18.12
работа
19.12
24.12
25.12
17.00-19.00
Фронтальная
работа
26.12
развития
организма.
Стресс. Влияние спортзал
стресса
на
состояние
здоровья.
Цели физического спортзал
воспитания.
Влияние игровой спортзал
деятельности на
формирование
коммуникативных
качеств личности.
вводный
вводный
вводный
3
Упражнения для спортзал
развития силы.
текущий
5
Упражнения
развития
быстроты.
для спортзал
текуший
5
Упражнения
развития
прыгучести.
для спортзал
текущий
5
Упражнения
развитие
координации.
на спортзал
текущий
10
Упражнения для спортзал
развития
выносливости.
текущий
1
Перемещения
спортзал
баскетболиста.
Техника владения спортзал
мячом:ловля
мяча.
текущий
4
Техника владения спортзал
мячом:- передача
мяча.
текущий
4
Техника владения спортзал
мячом:- броски в
корзину.
текущий
4
текущий
8
5154
январь
14.01
январь
15.01
16.01
17.00-19.00
Фронтальная
работа
4
Техника владения спортзал
мячом:- ведение
мяча.
текущий
17.00-19.00
Фронтальная
работа
4
Техника владения спортзал
мячом:- финты.
текущий
17.00-19.00
Фронтальная
работа
4
Техника владения спортзал
мячом:- техника
овладения мячом.
текущий
8
Игра
в спортзал
нападении:индивидуальные
действия;
текущий
10
Игра
нападении:групповые
действия;
текущий
21.01
22.01
5558
Январь
23.01
28.01
29.01
30.01
5962
февраль
февраль
04.02
05.02
06.02
11.02
6370
февраль
12.02
Тактика игры в баскетбол – 40 часа
13.02
17.00-19.00
Индиви
дуальна
я
18.02
работа
19.02
20.02
25.02
26.02
27.02
7180
март
03.03
март
04.03
05.03
17.00-19.00
Группо
вая
работа
в спортзал
10.03
11.03
12.03
17.03
18.03
9
19.03
24.03
8190
апрель
01.04
апрель
02.04
17.00-19.00
Группо
вая
работа
10
Игра
нападении:командные
действия.
в спортзал
текущий
28.04
29.04
30.04
05.05
17.00-19.00
Индиви
дуальна
я
работа
4
Игра в защите – спортзал
индивидуальные
действия;
текущий
07.04
08.04
09.04
14.04
15.04
16.04
21.04
22.04
23.04
9194
апрель
май
9598
май
06.05
07.05
12.05
13.05
17.00-19.00
Группо
вая
работа
4
Игра в защите – спортзал
групповые
действия;
текущий
99102
май
14.05
19.05
20.05
21.05
17.00-19.00
Группо
вая
работа
4
Игра в защите – спортзал
командные
действия.
текущий
Итого 102 часа.
V. Материально – техническое обеспечение
10
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал
ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также
наличие баскетбольных мячей для обучающихся, набивных мячей, стоек для
обводки, гимнастических матов, гимнастических стенок и скамеек, скакалок,
гантелей различной массы, насоса ручного со штурцером.
-
VI. Учебно-методическое обеспечение
пособия печатные;
журналы и справочники;
интернет-ресурсы
VII. Список литературы
1. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М. Г. Основы физической
культуры старшеклассника. — Самара, 1995.
2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮСШОР. – М.: Советский спорт, 2006.
3. Би Нортон Упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1972.
4. Бондарев В. П. Выбор профессии. — М., 1989.
5. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. — М., 1986.
6. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.- М.,
1983.
7. Интернет – источники
Список литературы для обучающихся
1.Возрастная педагогическая психология /Под ред. М. И. Гамезо. — М., 1984.
2.Выдрин В. М. Введение в специальность. — М., 1980.
3.Гомельский А.Я. Тактика баскетбола – М.,ФиС,1963.
4.Гоноблин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965.
5.
Интернет-ресурсы
VIII. Сведения о разработчике
ФИО Ерзаков Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МАОУ СОШ №26 г.Екатеринбург
Образование:
Кокшетауский
государственный
университет
им.Ш.Уалиханова, специальность «Физическая культура и спорт»
Стаж работы: общий пед.стаж – 13 лет, в МАОУ СОШ №26 – 1год
IX. Аннотация
11
Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» для детей 1115 лет способствует гармоничному развитию физических и духовных сил
юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к
трудовой деятельности. Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются
отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия
деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать
резервы двигательного аппарата. Обучение сложной технике игры
основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений
обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают
неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение
двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и
оценивание пространных, силовых и временных параметров движений,
способность к согласованию движений в целостные комбинации.
В результате освоения данной учебной программы обучающийся должен:
Знать: правила техники безопасности при занятиях баскетболом; правила
соревнований по баскетболу; основные технические приемы игры в
баскетбол.
Уметь: использовать полученные знания для участия в соревнованиях по
баскетболу.
Владеть: системой практических умений и методических навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физическое
самосовершенствование.
12
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)