ДООП Баскетбол

I. Пояснительная записка
В настоящее время баскетбол, как вид спорта получил широкое
распространение в России и мире. Массовое привлечение детей к занятиям
баскетболом позволило России добиться успехов на международной арене.
Тем не менее, проблемы подготовки спортивных резервов по баскетболу
существуют. Речь идет в первую очередь о повышении класса массового
баскетбола в обычных общеобразовательных школах, так как именно в этой
среде рождаются таланты, воспитывается резерв сборных команд страны.
Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным
средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и
психических качеств ребенка. Усложненные условия деятельности и
эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать резервы
двигательного аппарата.
Большое значение при этом имеет влияние, которое оказывают занятия
баскетболом на рост и развитие мозга подростка. Разнообразное воздействие
во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей
между ними, способствует проявлению наследственных возможностей
нервной системы.
В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать
приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам.
Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отработка
стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка
ситуации, решение тактических задач, выбор ответных действий.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на
начальном этапе простейших умений обращения с мячом. Специально
подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности
для развития координационных способностей: ориентирование в
пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий,
точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание пространных,
силовых и временных параметров движений, способность к согласованию
движений в целостные комбинации.
Своеобразие настоящей программы заключается в том, что она создана
на основе курса обучения игре в баскетбол с применением принципа
вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание
учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями
учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса
(спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), видами
учебного учреждения , регионально-климатическими условиями проживания
школьников.
Технические приёмы, тактические действия и собственно игра в
баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно
важных двигательных навыков и развития физических способностей детей и

подростков школьного возраста. Уникальные возможности не только для
физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно
для развития познавательных интересов, выработки воли и характера,
формирования умения ориентироваться в окружающей действительности,
воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие
образовательного потенциала личности, её индивидуальности, творческого
отношения к деятельности.
Программа отвечает современным требованиям физического воспитания
обучающихся. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи,
средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания
обучающихся в комплексе.
Уровень освоения программы: ознакомительный.
Цель программы: создание наиболее благоприятных условий для
творческого созревания и раскрытия личностного потенциала каждого
обучающегося посредством игры в баскетбол.
Задачи программы:
 способствовать нормальному росту организма и укреплению здоровья
воспитанника;
 развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества,
обеспечивающие высокую дееспособность;
 прививать жизненно важные гигиенические навыки;
 содействовать развитию
познавательных интересов, творческой
активности и инициативы;
 стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих
формирование личности ребенка;
 помогать в овладении и закреплении разнообразных навыков и умений;
 обеспечивать эффективный отбор и своевременную спортивную
подготовку одаренных детей, способных достичь высоких спортивных
результатов.
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с
задачей развития умственных и физических способностей. В связи с этим
задача развития этих способностей считается такой же важной, как и задача
обучения. В зависимости от условий своей деятельности педагог сможет сам
подобрать упражнения и игры, которые бы помогали обучающимся овладеть
техническими приёмами и выполнять их на большой скорости.
Возраст обучающихся – 11-15лет. Наполняемость групп – 10-15
человек. Она обусловлена тем, что занятия носят как индивидуальный, так и
групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной
группе, предполагающей разную степень интеллектуальной и физической
подготовки учеников.
Продолжительность программы: программа по баскетболу
предназначена для обучающихся, имеющих медицинские показания, и
рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в групповой форме,
продолжительностью 2 академических часа с перерывами. Содержание
данной программы рассчитано на систему трехразовых занятий в неделю
2

( 102 часа согласно годовому календарному учебному графику МАОУ СОШ
№ 26 г.Екатеринбурга).
Программа предусматривает следующие формы учебной деятельности
обучающихся:
 Фронтальная (фронтальная работа предусматривает подачу учебного
материала всей группе обучающихся);
 Индивидуальная
(индивидуальная
форма
предполагает
самостоятельную работу обучающихся);
 Групповая (в ходе групповой работы обучающимся предоставляется
возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе
принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга,
учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности);
В процессе обучения используются следующие методы:
 объяснительно-иллюстративный (используется при объяснении нового
материала);
 репродуктивный (воспроизведение полученной информации);
 исследовательский (заключается в том, что каждый обучаемый,
самостоятельно изучает с помощью технических средств
учебный
материал);
 соревновательный (использование упражнений в соревновательной
форме);
 игровой (использование упражнений в игровой форме).

Планируемые результаты:
После изучения данной программы, обучающиеся должны приобрести
следующие знания, умения и навыки.
Знать:
 знать историческое развитие физической культуры в России, особенности
развития избранного вида спорта;
 правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры.
Уметь:
- технически правильно осуществлять двигательные действия избранного
вида спортивной специализации, использовать их в условиях
соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
 проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
 управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
 контролировать и регулировать функциональное состояние организма
при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
эффекта и совершенствования физических кондиции;
3

 соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на
занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при
травмах и несчастных случаях;
 пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
Владеть:
- системой практических умений и методических навыков, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья, физическое самосовершенствование.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится на первых занятиях, в начале изучения
отдельных тем или разделов программы.

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания
по данной теме;
 итоговый, проводимый после завершения всей учебной программы.
Оценка результатов не должна быть традиционной. Для определения
уровня овладения навыками и умениями, автор программы предлагает
следующие формы: собеседование, защита реферата, тестирование и
соревнования.
II. Учебный план

№
п/п

Количество часов

Название раздела,
темы
всего

Теоретические занятия
1. Правила безопасности
на занятиях.
2. Основные правила игры
в баскетбол.
3. Гигиенические основы
занятия
физическими
упражнениями.
4. Что
такое
физкультурноспортивная этика?
5. Общее
и
индивидуальное
развитие.
6. Значение
физических
упражнений
для
развития организма.
7. Стресс. Влияние стресса
на состояние здоровья.

Фомы
аттестации/
контроля

теория практика
9 ч.
1 ч.

вводный

1 ч.

вводный

1 ч.

вводный

1ч

вводный

1 ч.

вводный

1 ч.

вводный

1 ч.

вводный
4

8.
9.

Цели
физического
воспитания.
Влияние
игровой
деятельности
на
формирование
коммуникативных
качеств личности.
Практические занятия

Физическая подготовка
а) Упражнения
для
развития силы;
б) Упражнения
для
развития быстроты;
в) Упражнения
для
развития прыгучести;
г) Упражнения на развитие
координации;
д) Упражнения
для
развития выносливости;
Техника игры в баскетбол
а) Перемещения
баскетболиста;
б) Техника
владения
мячом:
- ловля мяча;
- передача мяча;
- броски в корзину;
- ведение мяча;
- финты;
- техника овладения
мячом.
Тактика игры в баскетбол
а) Игра в нападении:
индивидуальные
действия;
- групповые действия;
- командные действия.
б) Игра в защите:
индивидуальные
действия;
- групповые действия;
- командные действия.

1 ч.

вводный

1 ч.

вводный

93 ч.
28 ч.
3 ч.
5 ч.
5 ч.
5 ч.
10 ч.

текущий
текущий
текущий
текущий
текущий

25 ч.
1

текущий

4
4
4
4
4
4

текущий
текущий
текущий
текущий
текущий
текущий

40 ч.
8 ч.

текущий

10 ч.
10 ч.

текущий
текущий

4 ч.

текущий

4 ч.
4 ч.

текущий
текущий
5

ИТОГО: 102 часа

9
часов

93 часа

III. Содержание учебного плана (102 часа)
Общая физическая подготовка.
Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения
высоких спортивных результатов в баскетболе, является уровень развития
физических качеств.
Общая физическая подготовка баскетболиста является базой для
многолетнего спортивного совершенствования.
Упражнения специальной физической подготовки благодаря
сопряженному воздействию способствуют развитию координации, быстроты,
скоростно-силовых качеств, ловкости и ориентировки, создавая тем самым
предпосылки усвоения и совершенствования техники и тактики игры.
Раздел 1.
Теоретические занятия (9 часов)
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий
расширению знаний учащихся о собственном организме, о гигиенических
требованиях, об избранном виде спорта, о возможностях человека, его
культуре и ценностных ориентациях.
Правила техники безопасности, страховка и самостраховка. Общее и
индивидуальное развитие человека. Физкультурно-спортивная этика. Стресс.
Влияние стресса на состояние здоровья. Гигиена. Гигиенические основы
занятия физическими упражнениями. Влияние игровой деятельности на
формирование коммуникативных качеств личности.
Раздел 2.
Практические занятия (93 часа)
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые
команды и другие необходимые двигательные действия, которые
способствуют формированию общей культуры движений, развивают
определенные двигательные качества.
Общеразвивающие упражнения (28 часа)
Развитие силовых способностей: комплексы Общеразвивающие и локально
воздействующих упражнений с внешними отягощениями (масса
собственного тела, гантели, эспандер, набивные мячи, штанги и т.д.);
прыжковые упражнения со скакалкой с дополнительным отягощением;
подтягивание туловища на гимнастической перекладине; преодоление
комбинированных полос препятствий; подвижные игры с силовой
направленностью.
Развитие скоростных способностей: бег на месте в максимальном темпе;
«челночный бег»; бег по разметкам и на дистанцию 20 метров с
6

максимальной скоростью; бег с ускорениями из различных исходных
положений; эстафеты и подвижные игры со скоростной направленностью.
Развитие выносливости: равномерный бег в режимах умеренной и большой
интенсивности; повторный бег в режиме максимальной и субмаксимальной
интенсивности; «кроссовый» бег.
Развитие координации: специализированные комплексы упражнений на
развитие координации.
Спортивные игры (баскетбол) (65 часов)
В разделе «Специальная подготовка представлен материал по
баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и
тактическим приемам.
 Упражнения без мяча: основная стойка; передвижения в основной
стойке приставными шагами правым, левым боком; остановка прыжком
после ускорения; остановка в шаге.
 Упражнения с мячом: ведения мяча на месте и в движении (по прямой,
по кругу, «змейкой», с изменением направления, ускорением, ловля и
передача мяча одной рукой от плеча, с отскоком от пола при параллельном и
встречном движении, передача мяча двумя руками от груди (с места, с
шагом, со сменой места после передачи); бросок мяча в корзину двумя
руками от груди, двумя руками снизу; одной и двумя в прыжке; выполнение
«штрафного» броска.
 Тактические действия: групповые – в защите (заслон), в нападении
(быстрый прорыв); индивидуальные – выбивание и вырывание мяча,
вбрасывание мяча с лицевой линии, персональная защита.
 Спортивные игры: мини-баскетбол, баскетбол по упрощенным
правилам, баскетбол по правилам.
III. Календарно – учебный график
№

Месяц

Число

Время
проведения
занятий

Форма занятий

Количес
тво
часов

Темы занятий

Место
проведен
ия

Форма
контроля

Правила
безопасности на
занятиях;
Основные правила
игры в баскетбол.
Гигиенические
основы
занятия
физическими
упражнениями.
Что
такое
физкультурноспортиная этика?
Общее
и
индивидуальное
развитие.
Значение
физических
упражнений для

спортзал

вводный

спортзал

вводный

спортзал

вводный

спортзал

вводный

спортзал

вводный

спортзал

вводный

Теоретические занятия – 9 часов
1

сентябрь

03.09.

17.00-19.00

Беседа

1

2

сентябрь

04.09

17.00-19.00

лекция

1

3

сентябрь

05.09

17.00-19.00

Беседа

1

4

сентябрь

10.09

17.00-19.00

Лекция

1

5

сентябрь

11.09

17.00-19.00

Беседа

1

6

сентябрь

12.09

17.00-19.00

Презентация

1

7

7

сентябрь

17.09

17.00-19.00

Презентация

1

8

сентябрь

18.09

17.00-19.00

Лекция

1

9

сентябрь

19.09

17.00-19.00

Беседа

1

1012
1317

Практические занятия – 93 часа
Физическая подготовка – 28 часов
сентябрь
24.09
17.00-19.00
Фронтальная
25.09
работа
26.09
октябрь
01.10
17.00-19.00
Фронтальная
02.10
работа
03.10
08.10
09.10

1822

октябрь

2327

октябрь
ноябрь

2837

ноябрь

декабрь
38

декабрь

3942

декабрь

4346

декабрь

4750

декабрь

10.10
17.00-19.00
Фронтальная
15.10
работа
16.10
17.10
22.10
23.10
17.00-19.00
Фронтальная
24.10
работа
05.11
06.11
07.11
12.11
17.00-19.00
Фронтальная
13.11
работа
14.11
19.11
20.11
21.11
26.11
27.11
28.11
03.12
Техника игры в баскетбол – 25 часов
04.12
17.00-19.00
Фронтальная
работа
05.12
17.00-19.00
Фронтальная
10.12
работа
11.12
12.12
17.12
17.00-19.00
Фронтальная
18.12
работа
19.12
24.12
25.12
17.00-19.00
Фронтальная
работа
26.12

развития
организма.
Стресс. Влияние спортзал
стресса
на
состояние
здоровья.
Цели физического спортзал
воспитания.
Влияние игровой спортзал
деятельности на
формирование
коммуникативных
качеств личности.

вводный

вводный
вводный

3

Упражнения для спортзал
развития силы.

текущий

5

Упражнения
развития
быстроты.

для спортзал

текуший

5

Упражнения
развития
прыгучести.

для спортзал

текущий

5

Упражнения
развитие
координации.

на спортзал

текущий

10

Упражнения для спортзал
развития
выносливости.

текущий

1

Перемещения
спортзал
баскетболиста.
Техника владения спортзал
мячом:ловля
мяча.

текущий

4

Техника владения спортзал
мячом:- передача
мяча.

текущий

4

Техника владения спортзал
мячом:- броски в
корзину.

текущий

4

текущий

8

5154

январь

14.01

январь

15.01
16.01

17.00-19.00

Фронтальная
работа

4

Техника владения спортзал
мячом:- ведение
мяча.

текущий

17.00-19.00

Фронтальная
работа

4

Техника владения спортзал
мячом:- финты.

текущий

17.00-19.00

Фронтальная
работа

4

Техника владения спортзал
мячом:- техника
овладения мячом.

текущий

8

Игра
в спортзал
нападении:индивидуальные
действия;

текущий

10

Игра
нападении:групповые
действия;

текущий

21.01
22.01

5558

Январь

23.01
28.01
29.01
30.01

5962

февраль
февраль

04.02
05.02
06.02
11.02

6370

февраль

12.02
Тактика игры в баскетбол – 40 часа
13.02
17.00-19.00
Индиви
дуальна
я
18.02
работа
19.02
20.02
25.02
26.02
27.02

7180

март

03.03

март

04.03
05.03

17.00-19.00

Группо
вая
работа

в спортзал

10.03
11.03
12.03
17.03
18.03

9

19.03
24.03

8190

апрель

01.04

апрель

02.04

17.00-19.00

Группо
вая
работа

10

Игра
нападении:командные
действия.

в спортзал

текущий

28.04
29.04
30.04
05.05

17.00-19.00

Индиви
дуальна
я
работа

4

Игра в защите – спортзал
индивидуальные
действия;

текущий

07.04
08.04
09.04
14.04
15.04
16.04
21.04
22.04
23.04

9194

апрель

май
9598

май

06.05
07.05
12.05
13.05

17.00-19.00

Группо
вая
работа

4

Игра в защите – спортзал
групповые
действия;

текущий

99102

май

14.05
19.05
20.05
21.05

17.00-19.00

Группо
вая
работа

4

Игра в защите – спортзал
командные
действия.

текущий

Итого 102 часа.

V. Материально – техническое обеспечение
10

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал
ОУ с баскетбольной разметкой площадки, баскетбольными стойками, а также
наличие баскетбольных мячей для обучающихся, набивных мячей, стоек для
обводки, гимнастических матов, гимнастических стенок и скамеек, скакалок,
гантелей различной массы, насоса ручного со штурцером.

-

VI. Учебно-методическое обеспечение
пособия печатные;
журналы и справочники;
интернет-ресурсы
VII. Список литературы

1. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М. Г. Основы физической
культуры старшеклассника. — Самара, 1995.
2. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ,
СДЮСШОР. – М.: Советский спорт, 2006.
3. Би Нортон Упражнения в баскетболе – М.,ФиС,1972.
4. Бондарев В. П. Выбор профессии. — М., 1989.
5. Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания. — М., 1986.
6. Введение в теорию физической культуры /Под ред. Л. П. Матвеева.- М.,
1983.
7. Интернет – источники
Список литературы для обучающихся
1.Возрастная педагогическая психология /Под ред. М. И. Гамезо. — М., 1984.
2.Выдрин В. М. Введение в специальность. — М., 1980.
3.Гомельский А.Я. Тактика баскетбола – М.,ФиС,1963.
4.Гоноблин Ф. Н. Книга об учителе. — М., 1965.
5.
Интернет-ресурсы

VIII. Сведения о разработчике
ФИО Ерзаков Виталий Викторович
Должность: педагог дополнительного образования
Место работы: МАОУ СОШ №26 г.Екатеринбург
Образование:
Кокшетауский
государственный
университет
им.Ш.Уалиханова, специальность «Физическая культура и спорт»
Стаж работы: общий пед.стаж – 13 лет, в МАОУ СОШ №26 – 1год
IX. Аннотация
11

Дополнительная общеразвивающая программа «Баскетбол» для детей 1115 лет способствует гармоничному развитию физических и духовных сил
юных спортсменов, воспитанию социально активной личности готовой к
трудовой деятельности. Спортивные игры, в том числе баскетбол, являются
отличным средством поддержания и укрепления здоровья, развития
физических и психических качеств ребенка. Усложненные условия
деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче мобилизовать
резервы двигательного аппарата. Обучение сложной технике игры
основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений
обращения с мячом. Специально подобранные игровые упражнения создают
неограниченные возможности для развития координационных способностей:
ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение
двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и
оценивание пространных, силовых и временных параметров движений,
способность к согласованию движений в целостные комбинации.
В результате освоения данной учебной программы обучающийся должен:
Знать: правила техники безопасности при занятиях баскетболом; правила
соревнований по баскетболу; основные технические приемы игры в
баскетбол.
Уметь: использовать полученные знания для участия в соревнованиях по
баскетболу.
Владеть: системой практических умений и методических навыков,
обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, физическое
самосовершенствование.

12

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».